http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

16-й фестиваль современного искусства «Аланика»

С 27 апреля по 30 июля в восьми малых музеях горных и предгорных территорий Северного Кавказа проходит серия арт-резиденций и марафон открытий проектов, реализованных художниками-участниками фестиваля «Аланика». Пять художественных проектов уже представлены в музеях Республики Северная Осетия -Алания и Чеченской Республики. Каждый из них стал частью постоянной экспозиции с неограниченным сроком показа. Проекты можно увидеть, посетив музеи.

 

В июне местом арт-резиденции станет высокогорное дагестанское селение Ахты. В течение 15 дней художнице из Санкт-Петербурга Софии Меликовой предстоит работа над художественным проектом для Ахтынского историко-краеведческого музея. Центральная тема проекта — лезгинский героический эпос «Шарвили», названный по имени главного героя. В основе эпоса — произведения устного народного творчества: песни, древние сказания, легенды, предания. Героический эпос играет важную роль в формировании национального самосознания, жители Ахты и других лезгинских сел относятся к Шарвили как к историческому персонажу, объединившему народ в трудные времена. В рамках проекта планируется съемка видеофильма, запись аудиоспектакля с привлечением труппы местного народного театра и создание путеводителя, который соберет в единый маршрут залы музея с локациями внутри села и за его пределами. Презентация проекта состоится 23 июня в Ахтынском историко-краеведческом музее.

 Четырнадцатого июля в дагестанском селении Нижнее Чугли в Палеонтологическом музее будет представлен проект Зульфии Камаловой (Казань) «Вглубь». Проект фокусируется на уникальном собрании окаменелостей с ценными для палеонтологической науки экспонатами, владельцем и хранителем которых является житель селения Омар Хаписов. Художница создаст серию керамических объектов, так называемых гибридов, для инсталляции внутри помещения среди аммонитов и доисторических гигантов.


Завершится фестиваль «Аланика» 30 июля открытием масштабного художественного проекта Эдуарда Кубенского (Екатеринбург) «Цветы», выполненного для Музея-памятника защитникам перевалов Кавказа в Карачаево-Черкесской Республике. Сам по себе музей является памятником советской архитектуры, авторы которого — победители открытого конкурса Вахтанг Давитая и Александр Чиковани. Основным образным элементом художественного проекта являются стреляные гильзы, закрепленные на стальной проволоке, — «цветы», в бесчисленном количестве размещенные на площадке перед зданием музея и образующие «шумящее цветочное поле». Этот элемент отсылает зрителя к самодельным смертным медальонам, выполненным из пустых гильз от винтовки Мосина, в которых бойцы хранили записки с данными о себе, и напоминает о многочисленных жертвах Великой отечественной войны.




Первый этап программы арт-резиденций и марафона открытий прошел с 27 апреля по 1 мая. Художники — участники фестиваля «Аланика» осуществили, а затем презентовали свои художественные проекты в музеях Республики Северная Осетия-Алания и Чеченской Республики. Каждый из реализованных проектов стал частью постоянной экспозиции с неограниченным сроком показа, их можно увидеть, посетив следующие музеи:


Музей защитников Суарского ущелья (селение Майрамадаг, РСО-Алания) — видеоинсталляция «Ничего не было видно и оставалось прислушиваться», арт-группа «Нежные бабы», Калининград;


Мемориальный дом-музей К.Л. Хетагурова (селение Нар, РСО-Алания) — инсталляция «Коста. Память ускользающая и вечная», Милана Батиева, Сабина Байсарова, Москва;


Музей Задалески Нана (селение Задалеск, РСО-Алания) — инсталляция «Идауæг», Диана Шлиман, Москва;


Мемориальный дом-музей К.Л. Хетагурова (Владикавказ, РСО-Алания) — «Право поэта», Лилия Баронова, Москва;


Литературно-этнографический музей Л.Н. Толстого (станица Старогладовская, Чеченская Республика) — «Толстой возвращается в станицу», Катя Гущина, Нижний Новгород.


С текущей информацией о проекте можно ознакомиться на сайте фестиваля и в сообществе  ВКонтакте