http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Роман Карманов: «Губернатор — главный продюсер региона»

На Российской креативной неделе во Владивостоке главы регионов ДФО обсудили развитие креативных индустрий на территории макрорегиона. Сессия «Губернатор как продюсер региона» прошла в первый день РКН.


Прошел почти год с момента утверждения Плана мероприятий по реализации Концепции развития креативных индустрий в Российской Федерации, и на данный момент активно формируется региональная среда поддержки творческих индустрий и развития человеческого капитала. В конкурентную гонку включился каждый субъект — формируется собственная стратегия, диверсифицирующая экономику региона по направлению наращивания интеллектуального потенциала и преобладания производства наукоемкого продукта, цифровизации среды, создания бренда региона и особенной событийной повестки, способствующей привлечению туристических потоков. Многие задачи требуют особенного внимания именно первого лица, в том числе формирующего внешний образ региона.


На какие флагманские проекты опираются в развитии креативных индустрий субъекты Дальневосточного федерального округа и как оценивают потенциал формирования интеллектуальной экономики первые лица? Каждый регион предоставил свое видение по четырем направлениям: регуляторика и нормотворчество для развития креативных индустрий, кадры и возможности прохождения профориентации по направлениям креативных индустрий, бизнес и доля выручки субъектов креативного предпринимательства в валовом региональном продукте, инфраструктура.




Модераторами сессии выступили генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов и руководитель АНО «Креативная экономика» Марина Абрамова.


Спикерами сессии выступили: начальник управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева, губернатор Камчатского края Владимир Солодов, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия, министр экономики Республики Бурятия Екатерина Кочетова, заместитель Председателя Правительства Приморского края Петр Стрелец, советник Губернатора Амурской области Николай Стецко, а также онлайн присоединился губернатор Забайкальского края Александр Осипов.





 

«Продюсер — это не просто творческая человек, он отвечает за все процессы. Это же делает губернатор. Глава субъекта ищет отличительные черты, уникальные особенности, на развитие которых нужно направить усилия в развитии региона. Находить точки, которые будут объединять жителей вокруг единой идеи, — рассказал начальник управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. — Каждая республика и каждая область — специфические, это абсолютно точно. Везде есть свои уникальные особенности. Мы очень многоконфессиональная, многонациональная страна, у каждого региона есть возможность найти свой вектор развития, идею, вокруг которой и будет объединяться население». Сергей Новиков также отметил, что креативные индустрии — это экономика, достаточно просто оценить развитие отрасли, поняв, растет или снижается вклад креативной экономики в ВРП.



 

«Креативные индустрии — инструмент достижения существующих задач государства, — так начала свое выступление заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева. — Для Дальнего Востока это рост численности населения, креативные индустрии — это возможность самореализации людей на территориях. Создание арт-кластеров и других проектов системно влияют на миграционные настроения молодежи, мы видим, что последние 3 года приток людей в макрорегион больше, чем отток в определенных возрастных группах. Кроме того, развитие творческих сфер приводят и к созданию новых предприятий и рабочих мест, мы обращаем внимание и на экспортный потенциал создаваемого продукта, а также — на образование в сфере креативных индустрий».



 

Советник Губернатора Амурской области Николай Стецко отметил в своей речи, что «регионы Дальнего Востока должны не конкурировать, а дополнять друг друга в создании общих проектов». В приморском крае 2,4 процента приходится на вклад креативной экономики в ВРП, прирост — около 0,2% в год. «Мы сделали ставку на модную индустрию, развитие и продвижение брендов Приморья, работаем над этим, прислушиваясь к представителям отрасли». Внимание также уделяется IT-индустрии, в частности, старт-апам. Производится продукция на экспорт, поддерживаются креативные мастера, есть региональная ярмарка «Сделано в Приморье». Создается и инфраструктура, так, вскоре в регионе появится новый научно-технологический центр «Русский», работает школа креативных индустрий, появляются новые рабочие места, традиционно в регионе делается ставка и на туризм, а также гастрономию.



 

Заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия, министр экономики Республики Бурятия Екатерина Кочетова отметила, что в их субъекте определены три ключевые особенности для развития креативных индустрий: человекоцентричность, клиентоцентричность и мягкая политика. «Стараемся помогать продвижению наших творческих людей, их идей и продуктов. У нас есть яркие примеры, когда большие проекты, сегодня поддерживаемые партнерами и властью, начинались на энтузиазме одного творческого человека. Еще одна наша особенность в том, что Бурятия – это туристический поток, это наш Байкал, но до него нужно еще доехать от крупных населенных пунктов, по дороге мы выстраиваем различные точки притяжения, и это тоже креативные индустрии».

 

Согласно якутскому подходу, креативная экономика — это не только индустрии, это креативность экономики. Об этом сказал Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия). «Мы первыми поняли важность поддержки креативных индустрий, создали концепцию развития и в 2022 году приняли закон о поддержке киноиндустрии. Сегодня в регионе есть постоянно действующие компании, занятые в отрасли, и множество старт-апов», — отметил спикер сессии. Айсен Николаев так же обратился к Сергею Новикову, отметив, что «регионы не могут напрямую вкладываться в развитие кинопроизводства, поэтому нужно на государственном уровне помочь в этом направлении».


Сегодня в Якутии развивается не только киноиндустрия и есть такая мера поддержки как киноребейты, но и компьютерная графика, анимация, IT-отрасль и ювелирное искусство.


«Если есть талантливые люди и постоянная, даже небольшая поддержка, это обязательно дает результат. Каждый город развивает 1% людей. Властям их нужно знать лично, общаться, прислушиваться друг к другу, так как мы все работаем на одну общую задачу», — отметил Николаев.

 

Заместитель председателя правительства Забайкальского края — министр экономического развития Забайкальского края Александр Бардалеев отметил, что многообразие культур и национальностей, природные богатства и экспорт — лишь несколько особенностей края. «Работа с молодежью — в приоритете Правительства, она ведется в партнерстве с институтами развития. Ведется работа с предпринимательским сообществом, куда входит обучение, финансовая поддержка, помощь при выходе на экспортный рынок и др.», — рассказал Александр Бардалеев. Один из проектов, который работает над формированием Бренда региона и его туристической привлекательности, — ленд-парк «Тужи» Даши Надмакова. Проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.

 

Как создать креативную среду? На этот вопрос помог ответить губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Люди, креативные события для работы и креативные пространства — три основные компонента для развития креативной индустрии. «Новый бренд всегда вдохновляет градостроительные, организационные и художественные решения — начинают создавать новую среду вокруг себя», — отметил Владимир Солодов.



 

«Мы стремимся стать особенными и занять свою миссию. Сейчас доля креативных индустрий в ВРП, по нашей оценке, составляет 1,9%. Уникальность региона — географическое расположение, у нас торговый и сельскохозяйственный регион. Меры поддержки сформированы следующие: актив сектора креативных  индустрий будет собираться на специально созданном совете, будет оказываться помощь с выходом на рынки в другие регионы и страны, в том числе с точки зрения упаковки, разработаны меры поддержки для повышения оборота через снижение УСН для компаний креативного сектора при перерегистрации в Амурской область, а также ведется работа с защитой интеллектуальной собственности», — об этом на сессии рассказал заместитель Председателя Правительства Приморского края Петр Стрелец. В регионе есть и проработанная программа обучения креативным индустриям — от школьников до вузовского сообщества и трудоустройства.

 

Отметим, «Российская креативная неделя – Дальний Восток» проходит с 25 по 27 мая во Владивостоке. Участие в форуме бесплатное, зарегистрироваться и посетить событие могут все желающие. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Форум проводится АНО «Креативная экономика» совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.