http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

«У меня тоже голос, я тоже… Telegram-каналы как новые медиа»: сессия Российской креативной недели-Сибирь

На Российской креативной неделе-Сибирь в Красноярске обсудили, как успешно вести телеграм-канал, стабильно увеличивать его аудиторию, а также то, почему сегодня так важно не скрываться за безымянными названиями и делать акцент на авторском позиционировании.


Модератором сессии стали авторы популярного канала «Бахчисарайские гвоздики» (https://t.me/darkmgimo), где  сейчас почти 102 тысячи подписчиков. Это авторский телеграм-канал, один из крупнейших о культуре в российском поле мессенджера. Один из его авторов, Вадим Ветерков, обозначил тему сессии: «Думаю, ни для кого не секрет, что сетка телеграм-каналов переживает взлет. Уход «старых» сетей из России спровцировал резкий рост аудитории у самого Телеграма. Возникло много вопросов к ряду каналов. Нужно разобраться, почему так происходит».


Первый вопрос в сессионной повестке — можно ли справиться с оттоком аудитории. Спикеры пришли к выводу, что это цикличный процесс. На примере телеграм-канала Романа Карманова https://t.me/karmanov_media, генерального директора ПФКИ разобрали, как канал «растет»: только за время сессии на него подписались порядка сорока человек. «Кто-то, подписываясь на канал, вскоре, как говорят, «отваливается», другие приходят. В какой-то момент мы старались делать аналитику, разобраться, какими должны быть посты — нужно ли больше писать про культуру, постить больше новостей из повестки. Что вообще нужно делать, чтобы канал рос? Когда я работал первым заместителем генерального директора «Комсомолськой правды», то мог говорить, о чем угодно. Но сейчас стал аккуратнее с постами, потому что ты можешь, высказывая свое мнение, нечаянно стать инициатором новости, к которой ты, в общем-то, не имеешь прямого отношения».




Роман Карманов также убежден, что между телеграм-каналами и СМИ есть конкуренция. А человек, который ведет авторский телеграм-канал должен быть ответственен перед своей аудиторией: «Меня как человека, который 25 лет в сфере медиа работал не удивляет постулат: ведешь публичную деятельность, значит должен соблюдать определенные правила, отвечать за то, что ты пишешь по закону — от нормативных документов, касающихся СМИ, до гражданского и уголовных кодексов. Вообще, кажется, с телеграм-каналами, все, что связано с регуляторикой, нас еще ждет впереди».


Вадим Ветерков в ходе выступления отметил, что существует несколько методик, которые помогают эффективно избегать оттока подписчиков. Это реклама и так называемое «перекрестное опыление»: ссылки, репосты, цитирование.


Екатерина Шугаева ведет авторский канал https://t.me/ShugaevaNauka. И убеждена, что телеграм несет просветительскую функцию. «Тик-ток, Инстаграм выдавали людям то, что им хочется видеть. Телеграм несет просветительскую функцию. Именно поэтому уходят анонимные каналы, а телеграму доверяют. Ответственность авторов при этом особенно важна. Я в силу специфики своего канала обязана проверять ссылки, выдавать контент, вызывающий доверие».  




Алена Бердова, автор и единственный наполняющий свой канал постами автор https://t.me/berdovaalena. «Телеграм-канал — живой организм. Остановить процесс отписок нельзя, но чтобы рост превалировал, советую телеграм-канал монетизировать. 180 тыс. подписчиков на мой канал подписались за чуть более чем 10 месяцев. И я могу сказать, что авторский канал можно вести одной. Да, нужен помощник в рекламной деятельности. Ведь вопросы денег и творчества —  совершенно разные. Я лично не общаюсь с рекламодателями, занимается этим менеджер, юридически правильно оформляет договоры. Сама я, формируя контент, постоянно просматриваю комментарии, понимаю, какой запрос у моей аудитории. Все, как в ресторане, но я и повар, и официант».

Алена также отметила, что реально добиться роста телеканала и за счет натурального роста, без вложений. Главное —  не забывать рекламировать свой канал и пользоваться для этого всеми возможностями.




Способ повысить число подписчиков —  создать так называемый завирусившийся контент. У Бердовой таким стал пост о том, что русским покупателям не продавали в Европе брендовую одежду. Он привлек в ее канал 4-5 тысяч подписчиков. «Мы не конкуренты с другими СМИ, мы друг другу помощники. После моего поста про продажи брендовых вещей, мне начали писать редакторы газет, других СМИ, просить экспертный комментарий. Я решила помочь коллегам. Дала комментарий, а мой канал начал расти благодаря другим каналам  коммуникации».


 Запрос на анонимные каналы, сошлись во мнении спикеры, давно ушел. Сейчас в тренде ведение авторских телеграм-каналов. «Важно выкладывать что-то личное, из жизни. Если есть просмотры и эффективность, можно  вводить новые темы», —  дала совет Алена.


Отток аудитории спикеры оценили просто: значит, темы телеграм-канала не близки подписчикам, и хорошо, что произошел такой вот «естественный отбор». Главное —  не гоняться за подписчиками, делать все для того, чтобы звучал авторский голос, события получали оригинальную оценку.


Также участники сессии обратили на то, что создателям самого Телеграм следует обратить внимание на систему внутренней модерации, в том числе комментариев.


Роман Карманов, завершая сесиию, сделал важное замечание: «Работая в СМИ, автор защищен. Он за стеной своего медиа. Его защитят  юридически и психологически поддержат. Люди, идущие в Телеграм, будем честными, могут не выдержать встречи со своей аудиторией. Люди разные. Поэтому, когда идешь в одиночное плавание, важно понимать, какие риски оно в себе таит».