http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

В Общественной палате России обсудили реализацию Концепции развития креативных индустрий

Принять участие в открытой дискуссии смогли жители различных регионов России, подключившись к обсуждению в режиме онлайн. Наибольшее число участников было заявлено от Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа и Республики Саха (Якутии). Всем им было предложено обменяться контактами для обмена тематическими предложениями по проведению слушаний.

 

Главными вопросами обсуждения стали проблемы создания специфической терминологии, используемой в отраслях культуры, формирования четкого перечня креативных индустрий, формулирования и проработки мер системной поддержки креативных индустрий в России. Во вступительной части обсуждения участники сошлись во мнении, что коронавирусные реалии простимулировали развитие отдельных направлений креативной индустрии: гейм-дизайна, отраслей, занимающихся созданием продуктов виртуальной и дополненной реальности и других. В основном, по мнению участников обсуждения, креативные центры создаются в крупнейших агломерациях. Но одновременно отрасль раскрывает новые возможности и для малых городов и городских сообществ.

 

Так, участник слушаний, ректор ГИТИСа Григорий Заславский отметил, что по результатам дискуссии важно окончательно сориентировать людей в понятии «креативные индустрии»: «К сожалению, в России существует некое недопонимание и путаница между креативностью и креативными индустриями. Ничего страшного в этом нет — это позволяет найти свои путь и подходы к тому, что мы понимаем под креативными индустриями. Мне кажется, одной из тем нашего разговора также должно быть государственно-частное партнерство, без которого, наверное, сегодня невозможно обойтись. Президентский фонд культурных инициатив создан именно для того, чтобы поддержать в первую очередь общественно-частные инициативы в сфере в том числе креативных индустрий», – отметил он.

 

Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов подвел итоги завершившегося в сентябре конкурса, обозначив основные механизмы распределения грантовых средств между претендентами на государственную поддержку, сделав акцент на внимании к развитию региональных проектов. Он разъяснил разницу между инициативами, поданными от заявителей из Москвы и реализуемых в столице, и поданных командами из федерального центра, но реализуемым в субъектах федерации или имеющих всероссийских статус. «Часть команд не отождествляют себя со сферой креативных индустрий, путаются в понятии «креативность», не смогли осознать для себя и проектов всех возможностей конкурса, который был направлен в том числе на развитие таких индустрий. Наша задача – донести информацию, что конкурс был «запущен» и для них», - прокомментировал основную тематику беседы Роман Карманов.



О перспективах развития креативных индустрий в России рассказала директор «Роскультцентра» Марина Абрамова. Анонсировав проведение в красноярской резиденции «Каменка» Сибирской креативной недели, она предпочла сделать акцент также на существующих проблемных аспектах, препятствующих развитию креативного бизнеса в регионах. Основными «рычагами» изменений в положительную сторону она считает создание локальных дискуссионных площадок, территориальной инфраструктуры, учитывающей специфики субъектов РФ, особых экономических зон по развитию креативных индустрий, внедрение новых программ обучения в данной сфере, а также формирование финансовой поддержки индустрии  от грантов и льготного кредитования до доступных инвестиций и проработки вопросов налогообложения для креативного сектора.

 

Татьяна Абанкина, директор Центра креативной экономики Института исследований культуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), профессор Института образования НИУ ВШЭ отметила, что в вопросе развития креативных индустрий важен комплексный подход, состоящий, как минимум, из четырех равнозначных «блоков». Это, прежде всего, институциональная поддержка, которая заключается как в лоббировании инициатив, затрагивающих деятельность креативных индустрий на законодательном уровне, так и в создании самой Концепции развития креативных индустрий и профессиональных ассоциаций типа Федерации креативных индустрий или Союза Креативных кластеров (СКК). Второй блок – грантовая поддержка, основным субъектом в которой выступает Президентский фонд культурных инициатив. Третий – проектная поддержка, к который относятся в том числе федеральные инициативы типа создания экосистемы «Придумано в России» и «Пушкинской карты». Наконец, к четвертому блоку относится проведение значимых событий в индустрии. Такими проектами в 2021 году стали «Российская креативная неделя», чемпионат творческих компетенций «Арт-Мастерс», Национальная премия в сфере креативных индустрий, итоги которой будут подведены через месяц, и другие.

 

В ходе обсуждения практическими кейсами реализации креативных подходов в сфере культуры и искусства поделились представители Республики Татарстан и Ханты-Мансийского автономного округа – региона, который одним из первых в стране разработал и подготовил программные документы по развитию креативных индустрий в отдельном субъекте федерации, «прописав» в них основные меры поддержки учреждений и бизнеса, занятых в этой сфере.

 

Во время включения свои комментарии в чате обсуждения могли оставлять все желающие. Общественные слушания в действующем формате продолжатся. О новых датах обсуждений будет сообщено дополнительно.