http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

«Креативные индустрии: как не потеряться в мире будущего?»: на ПМЭФ-2022 обсудили перспективы развития отрасли

В последние годы креативные индустрии в России демонстрировали значительный рост. Государство делало акцент на развитии экономики впечатлений и прогнозировало увеличение доли сектора до 6% ВВП к 2030 году. В изменившихся условиях стратегия развития креативных индустрий нуждается в корректировке. Вводимые западными странами санкции, уход иностранных компаний с российского рынка, ограничение возможностей экспорта, творческого и экономического сотрудничества оказывают серьезное давление на сектор, диктуют необходимость задать новые векторы дальнейшего развития. Тем не менее креативные индустрии – это шанс для национальной экономики совершить прорыв, опираясь на человеческий капитал и возвращение к базовым идеалам, ценностям и традициям.



На дискуссионной площадке «Креативные индустрии: как не потеряться в мире будущего?» ПМЭФ-2022 обсудили условия, необходимые для динамичного роста внутреннего креативного продукта, определили, какие сферы креативных индустрий требуют институционализации и развития в ближайшее время. Отдельное направление дискуссии посвятили тому, как не утратить накопленные годами культурные связи и создать образовательную среду, позволяющую вырастить и сохранить новые творческие кадры? Модератором дискуссии стал директор музыкальных и событийных проектов VK Константин Сидорков, участниками – Светлана Баланова, генеральный директор, АО «Национальная медиа группа», Роман Карманов, генеральный директор, Президентский фонд культурных инициатив, Владимир Кехман, художественный руководитель, Михайловский театр, Фатима Мухомеджан, директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Сергей Новиков, начальник управления Президента Российской Федерации по общественным проектам, Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.


Сергей Новиков, начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам, отметил, что в сфере креативных индустрий в настоящее время открыто поле для новых возможностей, причем действует это с ориентацией на все 14 направлений, которые указаны в перечне. «У нас есть по классификации 14 креативных индустрий, мы каждую из них можем взять и увидеть, что там есть новое поле для возможностей. В плане мер поддержки мы видим увеличение финансирования и в Фонде президентских грантов, и в новом Президентском фонде культурных инициатив, и в Институте развития интернета, который инвестировал в создание контента в этом году уже в три раза больше, чем Фонд кино. Мы в контент для сети Интернет пошли с большим объемом инвестиций, чем в стандартный кинематограф. И это все денежные средства, которые выделялись по решению президента, поэтому в данном случае мы даже не реактивно смотрим на ситуацию. Все эти институции были созданы, и они сейчас наращивают мощность и безусловно помогут отечественным лидерам креативных индустрий чувствовать себя более уверенными в этой ситуации, потому что все это для них заказ, но на конкурсной основе».



Светлана Баланова, генеральный директор АО «Национальная медиа группа» отметила, что в условиях потери зарубежного рынка сбыта продукции креативных индустрий особое внимание обращено на увеличение собственного, внутрироссийского контента. Национальная медиагруппа только за последнее время создала контента на более чем 200 суток (телевизионного и для сетей), и это открыло дополнительные возможности для занятых в производстве сотрудников, от авторов текстов до операторов, моушн-дизайнеров и других специалистов. «Для творческих людей крайне важно понять, где эти творческие возможности находятся. Нам важно заполнить «пробелы», которые появились в кинотеатрах, на телевидении без западного контента. Все это требует больших усилий», - отметила спикер, добавив, что в таких условия крайне важно увеличивать число людей, профессионалов, занятых в отрасли. Например, за счет создания киношкол, студий кинодебютов. Отдельно она отметила появление институций, занимающихся грантовой поддержкой творческих команд, в том числе Президентского фонда культурных инициатив, института развития интернета.


Как отметил в ходе дискуссии Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив, такие возможности у креативного сообщества действительно есть, и это доказывают победы творческих команд в четырех предыдущих «волнах» конкурса. Упоминая предложение Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа активно использовать современные технологии в сфере искусства, например, по распространению NFT-копий шедевров искусства, он отметил, что и такие проекты получают грантовую поддержку. Так, Роман Карманов привел в качестве примера проектов, которые популяризируют технологию NFT и доступно рассказывают о новом способе художественного самовыражения. В ходе выступления он также познакомил аудиторию с теми инициативами, которые получили поддержку Фонда. «На Дальнем Востоке по итогам первой «волны» конкурса создан анимационный креативный кластер – это не только напрямую влияет на развитие детей, но и делает регион привлекательным для азиатских партнеров, но главное – для самих жителей, которые в том числе из-за развития культурной инфраструктуры не спешат уезжать с родной территории. Еще один яркий проект, который получил поддержку – первые гастроли Михайловского театра в Крыму. «Проекты, которые создают наши грантополучатели дают в том числе основу для подготовки будущих профессионалов индустрии, дополнительные возможности для самореализации, социального лифта. Самая сложная задача – своевременно следить за тенденциями на рынке креативных индустрий».



Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа в выступлении отметил необходимость перехода на так называемые «облачные» сервисы при демонстрации экспозиций, которые хранятся в российских музеях. Это, на его взгляд, особенно ценно в те моменты, когда зритель встречается с подлинником и в полной мере оценивает его значимость и редкость. «Китай, Индия, страны Персидского залива, например, все ориентированы на визуальные художественные средства», – отметил одну из актуальных тенденций он.



Фатима Мухомеджан, директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», которая является также членом экспертного совета Президентского фонда культурных инициатив, привела интересный пример о реорганизации выставки «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», когда ей и команде пришлось экстренно менять концепцию выставки после отзыва экспонатов зарубежными странами. Трудности удалось преодолеть, выставка открылась с участием представителей музейного искусства России. Отдельно она отметила, что государственные фонды совершенно по-особенному подходят к поддержке проектов в сфере культуры и искусства, нежели частные: «Я продолжаю оставаться членом Экспертного совета конкурсов Президентского фонда культурных инициатив. Мне было важно узнать, как все устроено изнутри на примере не частного, а государственного фонда. И спустя год я могу сказать – по поводу прозрачности конкурсных отборов нет никаких сомнений. Их система выстроена на честной и здравой конкуренции. Большой акцент при оценке заявок уделяется профессиональной команде, что очень много. Многие в нашей стране хотят творчески самовыражаться, и на команду Фонда ложится большая нагрузка. При том, что число экспертов увеличено, очень важно разобраться в каждой заявке досконально, и это требует времени. На экспертных советах мы проводим отборы, оценивает проекты, где есть спорные моменты. Вся работа проводится очень тщательно. И все, кто подаются на конкурс Президентского фонда культурных инициатив, должны помнить, что уровень проектов должен быть действительно очень высоким».