http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Сессия «Фокус на креатив: новые источники инвестиций в творческие индустрии» на ПМЭФ

Бизнес и креативные индустрии сейчас находятся в активном поиске точек соприкосновения для сотрудничества. Важно, чтобы совместная работа была эффективной для обеих сторон. Бизнес является источником инвестирования, а  что креативные индустрии могут предложить в ответ? Ответы сегодня искали на тематической сессии ПМЭФ. Модератором дискуссии стала Елена Лазько, руководитель практики стратегического и операционного консалтинга, Kept.

 

Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов открыл дискуссию. Он рассказал о том, что Фонд готов поддерживать бизнес-команды: «Президентский фонд культурных инициатив — это прежде всего институт поддержки. Мы профинансировали 5 тысяч команд. Сумма, которая была выделена на создание и развитие творческих инициатив, превышает 15,5 млрд рублей. В следующие два года вклад в креативные проекты только увеличится. Грантовая поддержка получила развитие, потому что благодаря ей развивается культура в регионах. Есть яркие примеры: анимационная студия «Мечталёт» открыла детскую школу анимации в Хабаровске. В Плесе проходит фестиваль имени Ф.И. Шаляпина. Событие способствует туристической привлекательности города, это бизнес-история. Меры поддержки существуют, они работают на креативные индустрии. Задача потенциальных грантополучателей – взять их и грамотно использовать».



Спикер напомнил о том, что 21 июня откроется прием заявок на специальный конкурс Фонда, а во второй половине июля будет объявлен первый конкурс 2024 года.

 

Генеральный директор АНО «Агентство креативных индустрий» Гюльнара Агамова рассказала по какому принципу отбирает проекты для сотрудничества: «Наша задача в том, чтобы креативные индустрии зарабатывали деньги. У нас существуют разные меры поддержки – от сопровождения проекта до субсидий и грантов. Суммы небольшие, но мы стараемся точечно поддерживать стоящие проекты. Основной фокус в поддержке для нас — открытие новых имен. Мы стараемся найти амбициозных игроков, развивающих креативные индустрии. Привлекательность бизнеса растет, выручка увеличивается. Есть примеры, где изменение упаковки приводит к ее увеличению в два раза. Интеграция креативных индустрий дает кратный эффект и приумножает прибыль».



 

Вадим Дуда, гендиректор ФГБУ «Российская государственная библиотека» рассказал, как выглядят потребности бизнеса, и предложил консолидировать усилия с креативным сектором: «Инвесторы хотят много выгоды и мало рисков. Для себя они видят три основные выгоды – экономическую, коммуникативную и репутационную. Главный риск в том, что бизнес держится на одном человеке. Также высокий риск при инвестиции в исследования, а креативные индустрии чаще всего связаны с такими исследованиями. Для наглядности предлагаю публиковать специальную отраслевую статистику с упором на инвесторов, чтобы они могли анализировать, во что стоит вкладываться. Также следует повышать грамотность общения. Сфере креативных индустрий важно правильно донести бизнесу перспективы и плюсы сотрудничества».



 

Генеральный директор Фонда «Газпром культурные инициативы» Вадим Навоенко выразил мнение с позиции локальных бизнес-проектов в рамках холдинга Газпром: «Мы столкнулись со сложностями перехода от классических методов управления к фокусу на культурные индустрии. Вывод такой – важно давать новое знание. Нужны переводчики с креативного языка на «бизнесовый», чтобы продвигать в креативных индустриях то, что тяжело объяснить через цифры».

 

Креативные индустрии и бизнес должны заговорить на одном языке, тогда их сотрудничество будет успешным. Генеральный директор Sk Capital Владимир Сакович дал свою оценку уровню развития креативных индустрий в стране. Он отметил, что найти источники финансирования — не проблема. Проблема – их привлечь: «Российские креативные индустрии выглядят не так привлекательно, чтобы много в них вкладывать. Нужно ориентироваться на локальный рынок, наш. Есть много мелких и разрозненных проектов, которые не расширяются и многое теряют.  Важна консолидация в холдинговые структуры, чтобы быстро адаптироваться к изменению рынка, подключая более выигрышный формат в нужный момент».

 

В конце своего выступления Владимир отметил, что отличным тандемом могут стать креативные и технологические индустрии. Так могут быть созданы продукты, которые выйдут на мировой рынок.

 

Софья Троценко, основатель Центра современного искусства «Винзавод», член Общественной палаты города Москвы поделилась своей практикой работы в сфере креативных индустрий и рассказала о том, что может способствовать их развитию: «Основная особенность креативных индустрий – в них сложно запрограммировать процесс создания продукта. Это всегда поиск. Решение этой проблемы – специализация по кластерному принципу. Креативные индустрии нуждаются в разных формах поддержки в соответствии со своей направленностью. Это дает понимание рынков, бизнес-процессов, формирования связи с клиентами и аудиторией, а также понимание того, как собрать команду».

 

В ответ на выступление Софьи Троценко генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов отметил: «Мы хотим поддерживать проекты. Но важно вкладывать эффективно. Поэтому мы непрерывно учим потенциальных грантополучателей. Это поможет увеличить количество стоящих и хорошо проработанных проектов, и будет способствовать развитию креативных индустрий».


Президентский фонд культурных инициатив выделяет гранты в том числе коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям. От этих категорий заявителей в Фонд направлено свыше 10 тысяч заявок, в восьми завершившихся «волнах» поддержаны более 800 проектов. Одним из самых крупных и успешных, поданных от коммерческой организации, стала выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя» в Москве. Также, например, Фонд оказал поддержку проекту из Новгородской области – команде, сохраняющей традиции стеклодувного искусства, «Рождественское яблоко».