http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

«Культурный импульс: устойчивость индустрии событий»: на ПМЭФ-2023 прошла сессия ПФКИ

Пандемия, экономические санкции стали вызовами для команд, которые развивают творческие индустрии в стране. Они выработали профессиональную гибкость — стали внедрять форматы проведения мероприятий, отличные от ранее реализованных, смогли найти свои «ключи» к продвижению креативных идей. Сессию «Культурный импульс: устойчивость индустрии событий» на ПМЭФ-2023 провел Президентский фонд культурных инициатив, модератором беседы стал генеральный директор Фонда Роман Карманов. В начале беседы он отметил: «Творческие команды страны, креативная индустрия в целом успешно справляются с вызовами, независимо от того, какой характер они имеют. Этому есть вполне конкретное доказательство — почти 5 тысяч проектов, которые в России реализуются при поддержке ПФКИ. И еще тысячи тех, которые в жизнь воплощены людьми-энтузиастами, справляющимися своими силами или при поддержке других институтов».



 

Спикерами сессии выступили известные деятели культуры и искусства.

 

Михаил Пиотровский во время выступления вспомнил время пандемии и постпандемии. «К сегодняшним условиям нас подготовила именно пандемия. В этот период было много разных угроз. Сейчас в Эрмитаж быстро возвращаются туристы, пишут, что хотят постоять в очереди в музей. Но мы ориентируемся не только них, а на пары, детей, людей в целом, кто приходит посмотреть на вещи не для галочки посещения, а на те предметы искусства, которые им нравятся».



 

Также спикер отметил, что кредо Эрмитажа остается прежним: там хотят воспитывать посетителя, а не идти за ними. Михаил Борисович Пиотровский в свободное время читает соцсети, чтобы понимать, как осуществлять маркетинг идей, которые рождает музей, и как «продать именно тот товар, который хотят». Сейчас, отмечает Пиотровский, только треть лучших мировых музеев находятся в Европе и Америке. Остальные — в странах Персидского залива, Китае, также в Малайзии и других государствах. «Когда-то весь мир увидел, что в России находятся музеи, задающие тренды. Теперь мы видим, как тренды задают музеи Востока, Балкан. Мы же в блокаде, но мы учимся жить в этой ситуации. В блокадные годы в Эрмитаже проходили конференции памяти восточных поэтов. Сейчас мы по сути делаем тоже самое — продолжаем работу».

 

Спикер отметил, что в пандемийное и постпандемийное время музей научился полноценно жить в «облачном» пространстве. С успехом, например, прошел фестиваль виртуального кинематографа «Культура 360» в феврале этого года, представив публике лучшие российские VR-фильмы. Прошли конкурсные показы в VR-очках, мероприятия в сфере виртуального искусства и образования для гостей всех возрастов. Зрителей окунулись в атмосферу Эрмитажа царской эпохи при помощи новых технологий, объединивших виртуальную реальность и кино.


«Партиципация — способ уничтожить музей, заставить его заниматься тем, что ему не свойственно. Не надо превращать музей в Дисней Ленд. Он должен сохранить специфику самого важного места. Попасть в музей –  честь, и нужно создавать те события, которые важны для него. Наша главная задача – подавать Эрмитаж в «облаке». Это мы воплощаем в жизнь. Фестивали, мастер-классы, общественная жизнь на Дворцовой площади идут под влиянием Эрмитажа».

 

Спикер сессии Денис Майданов — настоящий профессионал в сфере организации больших событийных мероприятий. В прошлом году концерты «За ВМФ» проехали по базам нахождения российского флота с больших успехом. Он отметил, что у этого мероприятия была своя философия.



 

«Мы сейчас столкнулись с изломом в культурном слое. Увидели людей, оказавшихся по другую сторону от страны. Воспринимавших ее как рынок, место, где можно заработать деньги, славу. Но речь здесь не шла о служении профессии. К счастью, во многих сферах искусства запущена новая культурная волна. И нужны лидеры, которые должны знать, куда идти. В прошлом году мы взяли на себя эту миссию. Был важный исторический момент: погиб крейсер «Москва», погрустнели в этот момент и моряки, и простые граждане. И серией концертов нам хотелось подбодрить этих людей, обратиться к ним голосами исполнителей из ДНР. Они со сцены рассказывали, почему они поют, зачем приехали, и я видел, как плакали люди на многотысячных площадях. И в этот момент я понимал, что это нужно продолжать делать, это имеет значение для Родины. Всего мы отыграли концерты на 5 площадях 5 городов, для 5 штабов наших флотов и людей, которые многое знают о судьбе моряков».

 

Денис Васильевич также отметил, что в этот момент особенно важной оказалась поддержка регионов. Губернаторы приняли активное участие во всех событиях, предоставив сцены, звуковое оборудование, медиаподдержку проекту. В городах, где базируются морские штабы, вновь вспомнили, насколько важно проводить подобные мероприятия.

 

Михаил Шурыгин, владелец, президент группы компаний NCA во время выступления на сессии отметил, что важно выстраивать диалог с людьми, которые занимаются творчеством, так как многие из них могут заблуждаться. В особенности следует быть внимательными с молодыми артистами: взрастить звезду непросто, уверен он. «Открытие новых талантов — это длинный путь, в котором нужно правильно оценить влияние западной культуры на  молодёжь. Это в интересах будущего поколения. Нужно воспитывать у молодых людей музыкальный вкус. И делать это в том числе с помощью проектов, которые поддерживает государство, Президентский фонд культурных инициатив».



 

Возвращаясь к теме дискуссии, Шурыгин отметил, что  государственная поддержка помогла ему сохранить компанию и команду, которая в ней работает, найти новые ресурсы, получить стимул для запуска локальных культурных мероприятий. «Следует задуматься, каким будет наш культурный код через 10-15 лет», —  резюмировал спикер выступление.

 

Режиссер Алексей Ефимович Учитель отметил, что в Петербурге уже в 33 раз будет проходить фестиваль «Послание к человеку». В нем по-прежнему участвуют зарубежные мастера кино, хотя форуму неоднократно рекомендовали приостановить деятельность. «Наша позиция — предпринять все усилия и не останавливать сотрудничество», — сделал заявление режиссер. На фестиваль до пандемии в среднем присылали работы предствители 102 стран, в прошлом году их было 60.



 

Также Учитель отметил, что успешно работает с зарубежными актерами. Так, в новом фильме по сценарию Александра Рогожкина «Волонтеры» роль получил молодой артист из Германии. «Я уверен, что когда он вернется домой,  не скажет, что мы ужасные. Поэтому важно делать совместные проекты и фестивали, которые по сути являются выставками современного киноискусства. Хочется, чтобы такие выставки в скором времени поехали и по регионам».

 

Алексей Ефимович поделился подробностями съемок нового игрового фильма «Шостакович». Ни одного игрового фильма о великом композиторе до сих пор не снимали, только документальные. «Мне говорили, что там снимать нечего — человек сидит у рояля, сочиняет музыку, кто это будет смотреть? Но, вспомните, Джулиан Барнс написал роман о Шостаковиче. Настолько его жизнь полна ярких поворотов для зрителя. И даже наш первый эпизод картины такой: на глазах 23-летнего Шостаковича из окна пятого этажа сбрасывают рояль. Представьте, как сложно было это сделать. Удивительный получился момент! Работа идет огромная, раньше конца 2024 года мы не закончим».

 

Фабио Мастранджело, дирижер Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им Ф.М. Шаляпина поставил «Царя и плотника», который пришелся по вкусу взыскательной петербургской публике. Он отметил, что в родной Италии испытал проблемы с связи со своей позицией по многим вопросам в отношении России. «Мы в Южной Италии люди крайне эмоциональные. И я сказал, что я чувствую себя русским», — сказал Фабио. Он подробно рассказал о том, как ставил оперу Лорцига, не самого известного немецкого композитора. «Наши русские певцы — самые талантливые. Что не задачу ставишь перед ними — они поют на любом языке». Сам Мастранджело, кстати, 22 года живет в России и говорит, что он в своих творческих фантазиях открыт всему.  



 

Музыканта Сергея Войтенко модератор сессии Роман Карманов назвал пропагандистом баяна. Фестиваль, который он организовал —  «Душа баяна» — стал очень популярным событием, направленным на поиск культурного кода. «Если хотите крепко стоять на ногах, нужно держаться корней, — сказал Сергей. — Если не будем помогать нашей народной культуре развиваться, перестанем быть народом, которым являемся. Фестиваль «Душа баяна» объединил разные направления. Но все было завязано вокруг аккордеона, баяна, гармони. Спустя полтора года проведения СВО многие стали оценивать то, что с нами делали по западной методичке на протяжении десятилетий. Пытались заставить стыдиться того, что мы русские. Сейчас все иначе».

 

Музыкант Сергей Жилин, выступая на сессии, рассказал о том, как он и его коллектив, который существует уже сорок лет, выживал во время пандемии и после нее. «Мы никогда не имели государственной, спонсорской поддержки. Я сам снимал помещение для коллектива, сам тянул все расходы. Когда ударила пандемия, пришлось сложнее. Начались переносы концертов на неопределённое время, но только 10% попросили вернуть им деньги за билеты».

 

Сергей Жилин и его оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз» 16 июня сыграли джазовый концерт в рамках Первого Московского летнего музыкального фестиваля «Зарядье», в который включили произведения Сергея Васильевича Рахманинова в новой обработке.

 

Жилин отметил: начинает пробуждаться русская музыка. «И если раньше из нас хотели сделать Майкла Джексона или Стиви Уандера, сейчас ясно — у нас очень много хорошего. Нас старались задавить. Но мы говорим: пожалуйста, Рахманинов, слушайте. Я записал 21 трек, из них лишь 2 песни на английском».

 

Спикер также рассказал, что сейчас он проводит  конкурс для вокалистов и инструменталистов — ребят, которые развивают свой талант, воспитываясь в детском доме.  «Мост в будущее» из-за такой концепции получился не только культурной, но и социальной инициативой. Проект охватит несколько городов, среди которых Липецк, Рязань, Санкт-Петербург, Ярославль, Сыктывкар, Владимир, Мурманск, Оренбург, Муром.