http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

«Мы летим на скоростном болиде в будущее». Эксперты форума объединенных культур обсудили участие ИИ в творческом процессе

Искусственный интеллект не заменит человека в творческом процессе, а поможет ему. К такому выводу пришли эксперты сессии «Искусственный интеллект как инструмент создания и продвижения аудиовизуального контента» на десятом Форуме объединенных культур в Санкт-Петербурге. Организатором этой дискуссионной площадки выступил Президентский фонд культурных инициатив.


 

Слияние искусственного интеллекта с человеческим творчеством в искусстве сегодня открывает новые горизонты для художественного выражения. Это взаимодействие не только расширяет возможности художников, но и порождает новые формы искусства. Участники сессии «Искусственный интеллект как инструмент создания и продвижения аудиовизуального контента» привели примеры, как современные технологии сегодня помогают в доработке партитур, генерируют эскизы костюмов в театре, используются для создания декораций в балете. Также на площадке форума озвучили примеры успешного применения искусственного интеллекта в кино и на телевидении.


 

Аккордеонист-виртуоз, дирижер, композитор, режиссёр, певец и актер, заслуженный артист РФ Пётр Дранга поделился опытом, когда искусственный интеллект в режиме реального времени начал сочинять музыку перед зрителями в Мариинском театре. Структура симфонии классическая, но финал тогда стал полной неожиданностью не только для зрителей, но и для самих музыкантов. У искусственного интеллекта были вводные – на какую гармонию, в каком ритме, в каком темпе сочинена симфония. Нейросетевая модель SymFormer впервые в мире стала солистом и импровизатором на сцене.

 

«Мы летим на скоростном болиде. И все зависит от картины мира, которую искусственный интеллект с помощью больших вычислительных мощностей скоро будет иметь перед собой. Это может быть хорошим подспорьем, потому что искусственный интеллект открывает более широкую палитру красок. Для человека это тоже интересная история, чтобы за ней наблюдать. Но, конечно, в коллаборации с творчеством живых людей. Это будет намного ярче и интереснее», – отметил музыкант.

 

Участники сессии поддержали Петра Дрангу в том, что искусственный интеллект не сможет заменить человека, но станет хорошим помощником. Дмитрий Бикбaев, режиссер, продюсер, руководитель Открытого театрального пространства «Арт-платформа» в креативном пространстве «Новый Манеж», рассказал, как GigaChat помог в создании хореографии для балета «Озаренность». Автором идеи выступил заслуженный артист России Кирилл Ермоленко. В программу загрузили желаемую драматургию и эмоции, а искусственный интеллект предложил варианты мезансцен. «Мы тоже решили повзаимодействовать с искусственным интеллектом. Мы его не боимся. Но важно понимать, что за каждым результатом все равно стоит соответствующий специалист, которому искусственный интеллект помогает. Он увеличивает его кругозор. Он позволяет человеку увидеть такие варианты решений, которые он бы сам не увидел. То есть искусственный интеллект на данном этапе без человека работать не может. И я считаю, если воспринимать его как помощника и союзника, который будет ассистентом, вот у этого есть будущее», – поделился мнением Дмитрий Бикбaев.


 

«Искусственный интеллект выполняет функцию оптимизации рутинных процессов и работ. Скажи, создай симфонию, – создаст. Произведет эффект вау? Безусловно произведет быстротой написания и вариантами написания. Но вопрос в другом. Останется ли на века? Взбудоражит ли умы? Заставит ли разные поколения расплакаться слезами счастья? Искусственному интеллекту чуждо все вышеперечисленное», – дополнил культурный деятель, меценат Таир Каримов.

 

Марина Белова рассказала, как на «Пятом канале» помогает создать видеоконтент. «Искусственный интеллект – это, как кисть у художника, дополнительный инструмент, с помощью которого ты можешь ускоряться. Но, естественно, заменить человека он не может. И нас всех в этом зале – вот я вижу и производителей сериалов, и творцов – объединяет то, что мы поставщики эмоций, таких мурашек для зрителей. И очень хочется, чтобы это было с душой, как любовь, знаете, когда души соединяются, люди смотрят друг на друга и мурашки бегут», – отметила заместитель генерального директора «Пятого канала».

 

На сессии эксперты единогласно сошлись во мнении, что организаторы обязаны указывать на афишах об участии искусственного интеллекта в создании того или иного произведения.


 

Культурный форум в Петербурге стартовал 11 сентября, последний день для дискуссий и мероприятий – 14 сентября. Это одна из крупнейших в России площадок для обсуждения актуальных вопросов российской и мировой культурной жизни.

 

12 и 13 сентября на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур проходят мероприятия тематической секции «Искусственный интеллект в культуре и национальный суверенитет», в центре внимания которой «формирование картины мира, основанной на российском культурном годе». Партнером форума выступил Президентский фонд культурных инициатив, куратор секции – генеральный директор ПФКИ Роман Карманов. Архитектура программы включает в себя пять дискуссий, два больших интервью в формате «открытого диалога», презентации российских технологических достижений и шоу-программу с участием искусственного интеллекта.