http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Сессия «Искусственный интеллект в культуре и национальный суверенитет» открыла блок, посвященный ИИ, на форуме в Петербурге

В Санкт-Петербурге начал работу Форум объединенных культур. В этом году он проходит в десятый раз, а участие в нем примут свыше 1700 экспертов из разных стран. В программе насыщенная деловая секция и культурная афиша, а старт работе дал эксперимент: на одной сцене вместе спели народная артистка Надежда Бабкина и искусственный интеллект в лице робота Арди.

 

Гостей первой дискуссии встречал нейрон Винч. Его создали с помощью нейросетей, и он стал цифровым помощником модератора сессии, генерального директора Президентского фонда культурных инициатив Романа Карманова. В начале выступления слово взяла народная артистка России Надежда Бабкина, которая до старта дискуссии выступила на одной сцене с роботом Арди.



 

«Искусственный интеллект уже давно существует, и хотим мы этого или нет, он будет иметь развитие. Он для этого и существует, чтобы использовать его подсказки. Его же создал человек, и управляет им человек, робот пока не создание Божие». Надежда Бабкина прокомментировала выступление с роботом: «Души нет. Я хочу затянуть ноту, а он идет строго в ритмической структуре. Я тоже не выхожу из этого ритма, только у меня есть акцент, а у него нет. Руками размахивает, задана программа, а у меня программы нет. Я могу темп опустить, а могу усилиться».

 

«Пробовать нужно! Не примем мы — примут другие, и не в нашу пользу», — резюмировала она.

 

Слово взял Михаил Швыдкой, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному  сотрудничеству, он отметил: «За год с момента проведения прошлого форума произошли события, которые в выявили ряд проблем при использовании искусственного интеллекта в культуре. Сам факт, что ИИ является инструментом творчества, уже весьма серьезное явление и серьезная проблема. Мы думали, что ИИ будет внедряться там, где имеет место рутинная человеческая деятельность, но выяснилось, что он внедряется в те сферы, которые были преференцией человека». Михаил Ефимович отметил: следует опасаться момента, когда искусственный интеллект обретет субъектность. «Этот момент мы можем пропустить, и это серьезная проблема». Он также отметил, что у искусственного интеллекта, кроме души, существует еще одно измерение — это физиология, искусство без сопряжения тела и ума не существует. Но это «пока», предупредил спикер. Михаил Швыдкой добавил, что в настоящее время каждая из стран оберегает свои алгоритмы создания ИИ, развитие идет параллельно. Китай, США например, развивают свои модели ИИ, они зависят от целеполагания и национального кода. «Европейцы зарегулировали все, что связано с ИИ. Опасность в том, что у нас более разумные сбалансированные подходы. Важно понимать, что развитие IT — очень энергозатратный процесс. Для того, чтобы развивать IT, нужно много энергии. И это не единственная проблема, есть еще ряд аспектов, которые необходимо учитывать, они касаются этики, юриспруденции, климатических обстоятельств».




Ольга Ускова – известный российский предприниматель, основатель и президент группы компании Cognitive Technologies. Во время дискуссии спикеры увидели на экране визуализированный искусственный интеллект, программу, Ипполите, которого разработала команда Ольги. «Мы производим искусственные мозги, и фабрика находится на территории России. Не хочется никого пугать, но эти искусственные мозги мы как раз и превращаем в субъект»,  — объяснила Ольга. Ипполит «собрал» в себе внешние данные великих русских ученых.




Еще один участник дискуссии Константин Эрнст представил на сессии шоу Первого канала «Фантастика», одно из самых технологичных, которые делала его команда. «Мне страшно не нравится слово искусственный интеллект. В результате звучит это как «искусственная голова», «искусственная нога», что-то в этом есть нездоровое. Считаю, нам надо заключить терминологическую конвенцию. Разработки ИИ сейчас находятся в стартовой фазе. Главное отличие интеллекта от искусственного интеллекта в том, что мы не знает, как существует алгоритм таланта. А как можно научить компьютер тому, чего ты не знаешь? Мы находимся в фазе, когда сети себя учат конкретным вещам. Столкновение человеческого мозга и искусственного очень наглядно показали шахматные машины. Они быстро победили шахматистов. Машина перебирает быстрее все возможные комбинации. Поэтому во всех областях, где скорость и возможность алгоритмического просчета, сильнее ИИ. Там, где есть загадочные области, сути которых мы не понимаем, — человек. «Может быть, однажды мы поймем, как работает мозг гения. Но пока мы этого не знаем, и мы этому не научим», — сказал Константин Львович.

 

Константин Эрнст отметил, что ИИ позволит изменить аудиовизуальную продукцию минимум на 70%. Однако это сопряжено со многими этическими проблемами, которые нужно в том числе решать законодательно. «Дипфейк — штука опасная, ты не отличаешь, настоящее или не настоящее перед тобой», — добавил он.



 

Светлана Баланова, генеральный директор Национальной Медиа группы добавила, что ее команда неоднократно привлекала ИИ к решению творческих задач. «Технология либо умирает, либо становится прагматическим инструментом. Я к ИИ отношусь как к прагматичному понятному инструменту, который в медиа дает огромные возможности. В том числе экономить деньги. В дубляже, например. Индустрия будет «пересобрана». В ней, к сожалению, потеряют работу многие профессионалы. С ИИ за несколько дней можно сделать то, на что ты раньше тратил годы».

 

Алексей Гореславский, генеральный директор ИРИ, отмечает, что ИИ позволяет сделать многие вещи более быстрыми по времени. Так, например, с помощью ИИ можно выбрать локации для съемки.  «Тысячи объектов можно посмотреть лично, а можно пропустить через компьютер и выбрать лучшие моменты. Есть один момент: юмор. Я пока не видел ни одной системы ИИ, которая могла бы сделать так, чтобы это было смешно. Это делает сценарист. И это то, что человека по-прежнему отличает от искусственного интеллекта».

 

Президент диаспоры Камеруна в России, главный редактор журнала Helloafrica.ru (Камерун) Леис Гоуенд отметил, что на африканском континенте есть несколько проблем, которые мешают скоростному развитию технологий ИИ: например, отсутствие повсеместного доступа к электричеству или отток лучших кадров. Тем не менее, в странах Африки есть талантливые специалисты в сфере культуры, которые используют современные технологии в своей работе. «Древние археологические объекты, например, были обнаружены с помощью ИИ. Мне бы хотелось, чтобы с российскими экспертами можно было сотрудничать для развития и сохранения африканской культуры».



 

Александр Журавский, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам отметил, что с появлением ИИ уходит ряд профессий, к тому же, появляются проблемы, связанные с правами на образ. «Что делать с молодыми актерами, которые будут вытеснены образами великих артистов, но копируемых и возобновляемых. За четыре последних года ИИ прошел путь от дошкольника до очень талантливого старшеклассника. И, если так пойдет, то по прогнозам к 2027 году мы достигнем уровня ИИ, сопоставимого по когнитивным возможностям с человеком».




12 и 13 сентября на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур проходят мероприятия тематической секции «Искусственный интеллект в культуре и национальный суверенитет", в центре внимания которой «формирование картины мира, основанной на российском культурном годе». Партнером форума выступил Президентский фонд культурных инициатив, куратор секции – генеральный директор ПФКИ Роман Карманов. Архитектура программы включает в себя пять дискуссий, два больших интервью в формате «открытого диалога», презентации российских технологических достижений и шоу-программу с участием искусственного интеллекта.




X Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур проходит с 11 по 14 сентября. Каждая из 10 тематических секций форума посвящена различным аспектам культуры. Деловая программа предусматривает, в частности, мероприятия, посвященные председательству России в БРИКС и СНГ, дискуссию о перспективах международного культурного сотрудничества. Деловую повестку дополнит культурная программа.