http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Мифы и легенды нашего времени обсудили на сессии ПМЭФ

Легенды и мифы во все времена являлись одним из механизмов организации социальной и культурной жизни и помогали получить более целостное понимание мира. В современном мире, несмотря на развитие науки, мифы до сих пор существуют в сознании людей, только принимают новые формы, оставаясь при этом частью культуры.


Современное общество имеет не меньше легенд и мифов, чем когда-то древние племена и народы. Какие мифы и легенды существуют сегодня, нужны ли они и как определить их роль в современном информационном пространстве – эти вопросы обсудили сегодня на сессии ПМЭФ «Мифология наших дней. Сколько стоит легенда?».


Модератором сессии выступил профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Максим Сафонов. Сессия началась с вопроса председателю Всероссийского общества охраны природы Вячеславу Фетисову о том, является ли экология мифом. «Экология – это реальность, в которой мы сегодня живем. Неслучайно с проблемами экологии сейчас связана практически вся наша жизнь. Какое-то время назад миф был такой, что этот ресурс бесконечный. Сегодня мы пришли к той точке, где любое неосторожное движение может привести нас к необратимым процессам, связанным с деградацией всего живого. Поэтому сейчас это не миф, а реальность, которая требует серьезного отношения, прежде всего, государства к этим проблемам, бизнес должен понимать свою ответственность, ну и, конечно, воспитание должно быть у нас нацелено на бережное отношение к этой проблематике», – ответил Вячеслав Александрович.


К дискуссии подключился генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. На вопрос о том, что такое легенда и есть ли у нее цена, он привел в пример былые слухи о том, что все картины в Эрмитаже якобы проданы, и вместо них в музее висят копии. «Копию картины отличить от подлинника нетрудно, а мучаться и подменять картины никто не станет», – прокомментировал Пиотровский. По словам главы музея, у таких историй есть экономический и политический смысл: «Эта легенда имеет совершенно конкретную цену и выгоду, потому что на черном рынке продавались вещи под видом экспонатов Эрмитажа».

Размышлениями о том, что такое легенда, поделился российский музыкант и продюсер Петр Дранга. В прошлом году артист представил свой проект «Фрида» – музыкальный спектакль о знаменитой мексиканской художнице. Петр сравнил успехи Кало и ее супруга, художника Диего Риверы. «Диего был очень известным художником, очень уважаемым, его фрески заказывали многие. Это было связано с его взглядами. Фрида в основном рисовала о себе, передавала свою боль. И через какое-то время Фрида оказалась намного известнее Диего, ее картины стали намного более востребованы. Здесь, мне кажется, вопрос легенды заключается в ее содержании, в самом ядре. Можно создать легенду и чем-то ее подпитывать, но время расставляет все на свои места».


На вопрос Максима Сафонова о том, насколько мифология и легендирование связаны с манипуляцией сознанием, ответил Майкл Годдарт – президент ООО «Нетли Групп». «Я переехал в Россию, потому что верю в культуру этой страны», – заявил спикер. «Я жил в Америке с 1998 до 2012 года. Когда я только туда переехал, там было достаточно разумное общество, но со временем, пока я там жил, я наблюдал за тем, как оно становилось все более ненормальным. Для того, чтобы создать эту ненормальность, они создавали мифы». Также Майкл отметил то, что есть и хорошие легенды, их много в России. Они задают высокие нравственные ориентиры и положительно влияют на общество.




Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив заявил, что легенды рождаются на наших глазах уже прямо сейчас: «Выходят новые документальные фильмы, снимаются киноленты – это все возникновение нашей новой мифологии, в том числе государственной. Внутри она наполнена новыми героями, новыми артистами, смыслами. Мы это поддерживаем финансово. 15,5 миллиардов рублей – это сумма, на которую за два года поддержано более пяти тысяч проектов. Все проекты имеют творческий характер, и, естественно, все они влияют на окружающую среду, на наше с вами мироощущение». Также спикер отметил, что в такое непростое время, как сейчас, очень много информационных источников не несут ответственность за свою работу. «Каждый человек сейчас является по сути средством массовой информации, может поддержать любой миф, который пытается пробиться или оформиться. Представьте себе многоквартирный дом, где в каждой квартире находится своя редакция газеты, каждый пытается перегнать другого». Распространение информации, а также формирование легенд – это миссия перед обществом. Большое количество различных информационных источников должно быть урегулировано.


Участники сессии обсудили свои любимые мифы и легенды. Так, например, Михаил Пиотровский признался, что его любимая легенда – о Прометее, легенда о бесстрашии, мудрости и безграничной доброте. А Петр Дранга рассказал легенду Республики Коми о том, как образовалось плато Маньпупунер.




Вопрос мифов и легенд затронули и в контексте информационных технологий и искусственного интеллекта. Директор института системного программирования имени Иванникова Российской академии наук Арутюн Аветисян объяснил, что нейросеть не всегда предоставляет достоверную информацию, но нам важно сделать так, чтобы работа с ней не доставляла неудобств: «Мы должны опираться на науку, должны опираться на технологии. Нам необходимо понять, как обеспечить доверие к искусственному интеллекту». Академик отметил, что такая задача стоит не только в нашей стране: «По всему миру сейчас идут законодательные инициативы. Например, европейская комиссия выпускает законопроект о запрете использования искусственного интеллекта».


К дискуссии присоединился народный артист России, народный артист Чеченской Республики, саксофонист Игорь Бутман. «Каждому времени соответствует своя легенда», – считает артист. Легенды сохраняют истории и те примеры упорства, с которым ты должен работать, чтобы чего-то добиться.


Также на сессии спикеры поделились мнением о том, кого в настоящее время можно считать легендарным. «Для меня легенды – это люди, которые сейчас сидят рядом со мной. Это люди, которые много трудились, работали и своим трудом добились успеха», – рассказал Роман Карманов.


«Легенда – это достаточно субъективное понятие», – поделился Петр Дранга. «Например, группа Queen – это легенда? Кто-то согласится, а кто-то поспорит. А группа Metallica или Nirvana? Курт Кобейн? Думаю, что рассудит время». Мысль артиста поддержал Майкл Годдарт: «Время действительно является главным мерилом». По мнению спикера, люди могут назвать человека легендой еще при жизни, но позже происходит историческая переоценка. Через 100 лет становится ясно, был ли человек легендой, остался ли он в памяти, говорят ли о нем так же, как говорили при жизни.


«Для нас легендарным человеком безусловно является Иосиф Абгарович Орбели. Его легендарность по-разному нами воспринимается и проецируется на нас. Одна из его ипостасей проявилась в том, как он смог руководить музеем во время Великой Отечественной войны, блокады», – рассказал Михаил Пиотровский. Спикер заявил, что действия руководителя музея в те годы служат большим примером того, как во время изоляции должно действовать искусство: «Не только для себя, чтобы себя поддерживать, но и для того, чтобы там, за кольцом, видели что ты делаешь».


В заключении беседы участники поговорили и о других знаменитых советских деятелей.  Вячеслав Фетисов отметил большой вклад Анатолия Владимировича Тарасова в развитие современного хоккея. Игорь Бутман вспомнил своего педагога, знаменитого саксофониста Геннадия Львовича Гольдштейна, а также других выдающихся джазменов Советского Союза: Олега Лундстрема и Георгия Гараняна. «Мне посчастливилось не только жить в одно время с ними, но и выступать вместе», – признался артист.