http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

В Санкт-Петербурге покажут редко исполняемую оперу о Петре Первом «Царь и плотник»

18 июля в Северной столице состоялась пресс-конференция, посвященная показу оперы «Царь и плотник» в рамках XI Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем».

 

В мероприятии приняли участие генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак, музыкальный руководитель фестиваля, художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело, режиссер-постановщик спектакля, художественный руководитель Фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай, председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Болтин.

 

Опера «Царь и плотник», созданная выдающимся мастером, представителем немецкой романтической школы Альбертом Лорцингом, по праву считается одним из лучших образцов романтической оперы XIX века. Это первое обращение к образу русского царя на Западе, использующее в качестве сюжетной канвы подлинный эпизод из биографии Петра – его пребывание инкогнито в Голландии в качестве ученика на судостроительной верфи. 

 

Как музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело сразу подчеркнул: «В этом году мы отмечаем 350 лет со дня рождения Петра 1. И, хотя об опере мы знали давно, – как минимум лет 5–6 мы думали ее исполнять в рамках нашего фестиваля. Но в этом году она наконец-то «оживет» – в юбилейный год».

 

Масштабность и уникальность проекта прокомментировал Роман Карманов: «Уникален не только замысел, но и место, где будет реализовано мероприятие, – Кронштадт, Морской собор, огромная сцена на открытом воздухе. Это большое событие, которое, безусловно, стоит посетить. Показ оперы поддержан Президентским фондом культурных инициатив, мероприятие будет максимально доступным, вход бесплатный».

 

Спикер также отметил яркую и профессиональную команду, которая реализует проект, но подчеркнул, что главную роль при победе в грантовом конкурсе фонда играет не только она. «Мы поддерживаем примерно каждую восьмую инициативу – конкуренция очень высокая. Несмотря на то, какие талантливые люди предлагают свой творческий замысел, в заявке также должны быть отражены основная идея, обоснование финансирования, определенное место проведения... 10 критериев и каждый из них имеет огромное значение. Команда, работающая над оперой, справилась со всеми».

 

Роман Карманов добавил, что Санкт-Петербург в целом успешно участвует в грантовых конкурсах фонда: городом будет реализовано много интересных, серьезных инициатив на сумму порядка 822 млн рублей.

 

Тезис про отмену «отмены культуры» озвучил Федор Болтин: «Мы признательны и господину Мастранджело, и господину Фраю за проект, который объединяет не только любителей оперы, не только профессионалов, но и уникальных представителей международной культурной общественности, которые продолжают дарить свой талант петербуржцам и гостям города».

 

Ханс-Йоахим Фрай подробнее рассказал о сюжете оперы, а также о международных проектах, которым не страшны никакие санкции. «Как немецкий постановщик, я счастлив показать эту постановку. У нас с Фабио есть много общего: он – итальянец, я – немец, но мы оба русские. Мы любим работать в России, мы здесь. Хотим показать, что культура – важнейший инструмент, который не имеет ничего общего с санкциями. Это символ нашего времени, это символ того, что международный мир продолжает существовать, – прокомментировал спикер. –Всем, кто говорят, что во времена санкций невозможно осуществить международные проекты, мы доказываем – нет, можно! И искусство, и культура не знают границ. История (ред. – опера «Царь и плотник») гуманная, человечная, патриотичная. И эта патриотичная композиция написана композитором-немцем».

 

О том, что опера создана на основе двух культурных мифах, рассказала Юлия Стрижак: «Это миф о царе, который, с одной стороны, интересовался западно-европейской культурой и это импонировала всем иностранцам, в том числе Лорцингу. С другой стороны, это миф о царе, свободном от предрассудков, чванства, поклонения, готовом разделить с простыми людьми тяготы и заботы ради того, чтобы научиться какому-то ремеслу. Его фигура была очень популярна на Западе, создано много произведений на эту тему. Но Лорцинг сформировал образ Петра 1 без искажений».

 

В заключении пресс-конференции спикеры ответили на вопросы журналистов. Один из них – про дальнейшую «жизнь» оперы, уже после показа на фестивале.  Фабио Мастранджело и Ханс-Йоахим Фрай отметили, что в планах есть ее показ в Сочи.

 

Говоря о том, «сроднились ли с Петром 1», пока ставили постановку, Фабио Мастранджело рассказал: «С Петра 1 началась волна европейцев, которые приезжали в Россию. Больше всего, конечно, к нам – в Санкт-Петербург. Мы – лишь продолжение. Со мной часто шутят, что я являюсь продолжением «Итальянцев в России». Мне очень нравятся такие шутки, они близки мне. Во мне есть итальянская ДНК – это факт, но я абсолютно точно чувствую себя русским. Уже 21 год живу постоянно в России, 11 лет назад стал гражданином Российской Федерации. И это до сих пор является большим поводом для гордости. Ситуация, в которой мы сегодня живем, еще раз доказывает, что я был абсолютно прав: Россия – лучшая страна мира!»

 

Напомним, что оперу «Царь и плотник» покажут 20 июля в рамках XI Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем». Для тех, кто не сможет приехать, будет доступна трансляция по ссылке.