
В годовщину начала специальной военной операции на сцене Центрального академического театра Российской армии состоялось одно из самых ярких и знаковых культурных событий Года защитника Отечества — показ рок-оперы «Хождение в огонь» в постановке московского Театра концептуальной музыки. Спектакль стал кульминацией тура по российским городам, который проводится с сентября прошлого года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Организатор мероприятия — Фонд «Память побед». Ранее в рамках данного тура состоялись бесплатные показы рок-оперы «Хождение в огонь» в Волгограде, Ростове-на-Дону, Смоленске, Суворове, в Старой Руссе и Великом Новгороде. Аудиторией спектакля стали те, кому авторы посвятили это произведение, — участники СВО, члены их семей, ветераны и представители силовых структур из главных силовых ведомств страны. Зрителями показа также стали представители ряда ведущих предприятий, важных для обеспечения оборонной мощи России.
Рок-опера «Хождение в огонь» — уникальный творческий проект, созданный в сотрудничестве Александра Проханова (стихи), Александра Агеева (музыка и либретто) и московского Театра концептуальной музыки (постановка Дмитрия Никитина). Авторы посвятили рок-оперу воинам, сражающимся за освобождение Донбасса, фронтовикам и героям-труженикам, всем, кто верит в общую Победу и приближает ее. Александр Проханов называет произведение «эмблематической оперой», «эпосом нынешней Специальной военной операции, сегодняшнего конфликта на Украине», которую авторы посвятили «всем сражающимся, всем живым, всем павшим»: «Мы посвящаем ее годовщине начала Специальной военной операции, которая знаменует для России начало абсолютно нового русского периода». Александр Агеев, композитор, автор музыки и либретто, при этом объясняет значение авторского девиза оперы «Через Правду — к Победе»: «Это означает, что мы должны сами себе говорить правду. Победа не строится на лжи, на выдумке, на обмане и самообмане. А правда — это антипод лжи».

В рок-опере реалии спецоперации по защите Донбасса, правдивая история противостояния с нацистским режимом на Украине объединены с осознанием смысла и целей этих событий на ментальном, философском уровне как борьба добра со злом. Средствами искусства, через заложенные в произведении культурные коды, архетипы, исторические параллели авторы рок-оперы из множества трагичных эпизодов этого многолетнего противостояния создают цельное масштабное, предельно достоверное полотно высокого эмоционального накала о духовной силе русского народа, о его жертвенном патриотизме, о духовно-нравственной чистоте его помыслов. Главная героиня произведения — сама Русская История, а центральные персонажи метафизического сюжета рок-оперы — Поэт и Воин — в поисках истины и правды проходят путь испытаний и столкновений с жестокими реалиями войны, обретая духовный опыт, чувство единства с судьбой Отечества, веру в Русскую Мечту и Победу любви и справедливости над силами зла.
«Хождение в огонь» — новаторское, уникальное патриотическое произведение, по выражению Александра Проханова, «сложнейший синтез современного искусства», которое не только отражает эмоциональные и мировоззренческие аспекты противостояния в Донбассе, но является проявлением новой русской эстетики. Новаторский характер произведения проявился уже в 2023 г. на премьерных показах в Луганске и Нижнем Тагиле. Истинно резонансным событием стал показ рок-оперы на танковом конвейере 130-го цеха легендарного НПК «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил), где собирают танки Т-72. В этом показе в качестве своего рода декорации к спектаклю были задействованы танки, символизируя мощь и красоту России, волю русского народа к Победе. Новаторский характер спектакля проявляется также в постоянном развитии творческих решений, трансформации постановки с учетом возможностей среды. По словам композитора Александра Агеева, в Москве было представлено «третье поколение оперы»: «Она как танк, нет одинаковых танков, каждый так или иначе модернизирован. Сегодня был показ с живым оркестром, были новые балетные решения».
На сцене Театра Российской армии было представлено новое прочтение постановки рок-оперы «Хождение в огонь» с более масштабным звучанием и визуализацией с учетом технических характеристик большой сцены и зала (на 1500 мест). В постановке приняли участие эстрадно-симфонический оркестр под управлением Игоря Разумовского, музыкально-хоровая студия «Мелодия» под руководством Екатерины Взыграевой. Гостей мероприятия встречал молодежный оркестр студии при Академическом ансамбле песни и пляски войск национальной гвардии Российской Федерации. На показе в Москве на сцене также присутствовала военная техника, которая после спектакля отправилась в зону СВО.

Зрители с подлинным энтузиазмом встретили рок-оперу «Хождение в огонь», в огромном зале Театра Российской армии не осталось свободных мест. Новаторская постановка никого не оставила равнодушным. В многочисленных отзывах отмечались философская глубина и яркая злободневность произведения, талант и искренность молодых исполнителей, тот неизгладимый эмоциональный след, который постановка оставляет в душах слушателей.
Среди зрителей показа в Москве были те, кто не в первый раз видит спектакль и является при этом преданным поклонником произведения. Так, Андрей Фефелов, главный редактор портала «Завтра.Ру», вспоминая премьеру рок-оперы в Нижнем Тагиле, отметил: «Я видел, наверное, самый знаменательный показ этой рок-оперы — на Уралвагонзаводе. Эта картинка отпечаталась в сознании, стала слепком, с которым я теперь сверяю все постановки, которые смотрю. Танки двигались по конвейеру, стояли на сцене. Именно так я теперь и воспринимаю эту рок-оперу». По его мнению, на показе произведения в Москве молодые исполнители «были так же вдохновлены, бодры, точны и прекрасны. Хочу пожелать дальше развивать это направление, работать с декорациями и светом. Наверное, в условиях мегаполиса могут быть использованы новые дизайнерские подходы, которые подчеркнут драматизм и мощь произведения».
Александр Валерьевич Потапов, генеральный директор АО «Концерн „Уралвагонзавод“», оценил яркую злободневность и востребованность произведения, его способность трансформироваться и развиваться от спектакля к спектаклю: «Я в преддверии сегодняшнего показа общался с Александром Ивановичем Агеевым, и он мне сказал, что эта рок-опера похожа на наши танки: постоянно модернизируется от показа к показу, в нее каждый раз что-то привносится, как и с нашего конвейера не сходят старые танки — они каждый раз новые, обновленные. Я уже не первый раз смотрю эту постановку. Безусловно, содержание сохраняется, но меняется форма: например, сегодня очень интересно было слушать, как знакомые арии звучат в сопровождении оркестра. Очень здорово, патриотично! Каждый раз слезы наворачиваются, настолько все серьезно и актуально, злободневно. Я для себя понял, что мне еще несколько раз нужно послушать и посмотреть эту оперу. Она пронизана патриотизмом — нам сейчас очень нужны такие произведения! Думаю, уже в ближайшее время получится показать ее, например, в Челябинске».

Зрительница Ольга Корнеева из Лобни отметила нестандартность рок-оперы и высокий интерес к произведению со стороны молодежи: «Очень нестандартное, интересное мероприятие. Сильные стихи, отлично подобран видеоряд, балет, все стыкуется. И это производит впечатление! Надо ставить больше таких спектаклей для молодежи, я пришла с внучками и им очень понравилось! Если старшему поколению ближе классические форматы, то для молодежи предпочтительнее именно такая подача материала».
Особый эмоциональный эффект рок-оперы стал открытием для Ирины Михайловны Павловой, специально приехавшей на показ из Санкт-Петербурга: «Очень сильные впечатления, такого монументального полотна на эту тему я не видела и не слышала никогда. Это что-то новое. Эмоции были совершенно разные: и грустные, и радостные. Для этого искусство и создано, чтобы мы испытывали чувства! И у авторов постановки это получилось». Патриотизм произведения и яркое дарование исполнителей стали главным для зрительниц Валентины и Татьяны из Москвы: «Очень ярко, творчески, ребята харизматичны, мы недалеко сидели, поэтому имели возможность видеть взгляды артистов: их глаза передавали всю боль и переживания, которые они хотели вложить, то есть мы чувствовали это не только сквозь голос, но и сквозь мимику. Было видно, как они горят тем, что делают! Не стоит забывать, что уже три года идет СВО, искусство должно патриотически настраивать людей».

«Рок-опера „Хождение в огонь“ — это прежде всего возвращение понимания роли гражданина Российской Федерации. Все, кто живет в России, всегда были и воинами, и теми, кто эту Россию создавал».
После спектакля Александр Агеев, композитор, автор музыки и либретто, поделился творческими планами и видением дальнейшего развития проекта: «Творческий коллектив рассчитывает, что состоятся показы на открытом воздухе на очень крупных мероприятиях, — это будет для нас новый опыт и новые ощущения. Мы надеемся снять фильм в цехах одного из заводов, где куется Победа. Нас уже ждут аудитории и музыкальные залы ряда городов. Кроме того, мы готовим проект, в котором рок-опера „Хождение в огонь“ станет частью более широкой музыкально-драматической постановки».
Фото: пресс-служба Театра концептуальной музыки, Виталий Рагулин / ИА "Ветеранские вести", Иван Лободенко.