
В 2024 году стартовал музыкально-просветительский проект «Голос Поэта», созданный Фондом развития культуры «Отражение» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив с целью привлечь внимание молодёжи к искусству и открыть новые таланты. В интервью ведущим программы «Подкаст.Лаб. Креативные индустрии» на Первом канале - генеральному директору Президентского фонда культурных инициатив Роману Карманову и продюсеру Елене Кипер – поэт, рэп-исполнитель ST (Александр Степанов) и генеральный продюсер проекта, режиссер-постановщик Лина Арифулина рассказали, как поэзия 18 века и современная музыка «поженились», как нейросеть помогла оживить многие образы на 39-тиметровом экране, как на сцене лихо отплясывали 12 Пушкиных и о создании поэтической библиотеки в Наццентре Россия.
Справка ПФКИ:
Александр Андреевич Степанов (ST) — российский рэп-исполнитель, поэт, певец и телеведущий. Широкая известность к артисту пришла благодаря участию в объединении Phlatline, а также победе в шоу «Новые Звёзды в Африке» на ТНТ. ST также является финалистом первого сезона шоу «Битва за респект», что укрепило его репутацию как талантливого баттл-рэпера и исполнителя. Артист активно развивается в музыкальной индустрии, совмещая рэп, поэзию и телевизионную деятельность. Его творчество отличается яркой индивидуальностью и умением сочетать глубокие тексты с современными музыкальными тенденциями. Помимо музыкальной карьеры, ST также известен как ведущий и автор песен, что делает его одной из самых многогранных фигур в российской хип-хоп сцене.
Александр продолжает активно работать над новыми проектами, завоевывая признание как у молодой аудитории, так и у ценителей хип-хоп культуры. Его участие в проекте «Голос поэта» подчеркнуло его интерес к синтезу музыки и поэзии, а также способность адаптировать классическое наследие к современным форматам.
Линура Миясовна Арифулина — российский режиссёр, продюсер и музыкальный редактор. Окончила музыкальную школу, дирижёрско-хоровой факультет музыкального училища им. Октябрьской революции и Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования. В 2007 году завершила обучение на Высших курсах сценаристов и режиссёров (мастерская В.И. Хотиненко). Работала музыкальным редактором в ВПТО «Видео-фильм» и театре «Современник». Режиссировала концертные шоу звёзд российской эстрады, а также телевизионные проекты, включая «Фабрику звёзд» (1-5 сезоны, Первый канал), «Большой спор с Дмитрием Нагиевым» (Первый канал) и «СТС зажигает суперзвезду» (СТС). В качестве режиссёра и продюсера поставила мюзиклы «Зубастая няня» и «Три колдуньи и Наргис». Линура Арифулина также является автором книги «Корпорация звёзд», посвящённой индустрии шоу-бизнеса. Её работы получили признание благодаря высокому профессионализму и творческому подходу к реализации масштабных проектов.

О составе участников проекта и процессе отбора
Роман КАРМАНОВ: Сегодня мы будем говорить не просто о концерте, а о полноценном шоу, которое недавно прошло в Национальном центре России. Оно называется «Голос поэта», и перед нами его авторы.
Елена КИПЕР: Ты видел его, а я — нет, и мне всё очень интересно!
Роман КАРМАНОВ: Знаешь, пока я сидел в зале и смотрел этот концерт, поймал себя на мысли: многие зрители, так же как и те, кто смотрит нас сейчас, наверняка не знакомы с частью артистов, представленных в проекте. Они, можно сказать, из другого мира.
Елена КИПЕР: Ну, я тоже не всех узнала.
Роман КАРМАНОВ: Этот проект буквально объединил артистов с новой аудиторией. Ведь люди, услышав исполнителей на концерте или посмотрев запись, подумают: «Какие замечательные артисты! Как здорово они поют! Пожалуй, послушаю их ещё».
Елена КИПЕР: А кто принял участие? Какой был состав?
ST (Александр СТЕПАНОВ): Забегая вперёд, расскажу небольшую историю. Когда после проекта мы начали выпускать песни, на одном из стриминг-сервисов проходило прослушивание композиций. Редакторы слушали одну из них и воскликнули: «Наконец-то! В песне есть смысл, какие прекрасные стихи! Кто автор?». Им ответили: «Это Фет». Что касается состава, у нас был онлайн-кастинг, в ходе которого мы отобрали 10 молодых артистов. Ведь одна из целей проекта — дать дорогу новым именам. Кроме того, мы пригласили 10 широко известных исполнителей. Среди них — Даня NILETTO, Андрей Zvonkiy, Саша ST, Mary Gu, PLC, Бьянка, Юлия Савичева, Сергей Бобунец.
Елена КИПЕР: А могли ли совсем молодые артисты, только делающие первые шаги, попасть в проект? Где они могли узнать о кастинге?
Лина АРИФУЛИНА: Мы объявили конкурс на нашем сайте и получили огромное количество заявок. Причём они были очень разными. Почему-то в основном подавались исполнители рок-н-ролла и популярной музыки. А нам хотелось привлечь больше артистов, увлечённых другими жанрами — например, рэп-культурой. Ведь главная идея «Голоса поэта» — соединить великую русскую поэзию с музыкой. Мы обращались к поэтам Золотого и Серебряного века, поэтому при отборе нам было важно, как музыканты чувствуют эту поэзию. Не все были готовы к этому. Некоторые говорили: «О, Пушкина делать? Нет, спасибо, я хочу писать своё». Поэтому мы искали артистов, которые смогут органично соединиться в тандеме с великим поэтом. В итоге получился действительно равноправный союз — поэзии и музыки. Это был вызов, но, думаю, мы прекрасно с ним справились.
Справка ПФКИ: «Голос поэта» - это всероссийский музыкально-просветительский проект, который стартовал в 2024 году. К нему присоединились известные артисты и тысячи молодых людей, в ней участвовали министр культуры Ольга Любимова, актеры Никита Кологривый, Нонна Гришаева, Ольга Будина, Елизавета Арзамасова и другие. Акция завершилась грандиозным гала-концертом 12 ноября 2024 года в Национальном центре «Россия». В тот вечер звезды отечественного хип-хопа и молодые артисты со всей страны исполнили знаменитые стихотворения русских поэтов. На сцену вышли Niletto, Zvonkiy, Бьянка, Mary Gu, HammAli, которые исполнили собственные музыкальные треки на стихи Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Роберта Рождественского и других классиков. Тогда многие деятели культуры поделились своими любимыми стихотворениями в социальных сетях в рамках масштабного флешмоба «Голос поэта». Любимова прочла стихотворение Мандельштама «Бессоница. Гомер. Тугие паруса…», Елизавета Арзамасова перевоплотилась в Марину Цветаеву: актриса в образе поэтессы, платье начала века и в гриме прочитала ее стихи. Никита Кологривый «стал» Владимиром Маяковским: вместе с художественным руководителем проекта «Голос поэта» рэпером ST (Александром Степановым) исполнили «Маяковский-рэп». Актриса Ольга Будина прочитала пушкинский «Памятник». Ее поддержала певица Наташа Королева, записав ролик с отрывком из «Евгения Онегина», а Нонна Гришаева прочла фрагмент из «Русалки».

О выборе поэтов и их роли
Роман КАРМАНОВ: Странный вопрос, но всё же — кто отбирал поэтов? Их ведь в концерте довольно много. Почему именно эти имена вошли в программу?
Лина АРИФУЛИНА: Вы знаете, не все поэты, при всём уважении к ним, легко ложатся на музыку. Нам хотелось сохранить определённую последовательность, своего рода антологию. Но когда Саша общался с музыкантами, многие из них сразу называли Пушкина.
ST (Александр СТЕПАНОВ): И Есенина. Это первое имя, которое приходит в голову. Мы говорим музыкантам: «Будет проект, где нужно переосмыслить стихи великих русских поэтов». И они сразу отвечают: «Ни слова больше, беру Есенина». Одна из целей проекта — показать, что русская литература гораздо шире, чем только Есенин и Маяковский. Поэтому я хитрил. Говорил: «Вот это Есенин». Музыканты отвечали: «Да, хорошее стихотворение». А я уточнял: «Это Мандельштам». «А, правда? Ну тогда давайте ещё посмотрим». Показывал другое произведение: «Нравится?» — «Да!» — «Это Брюсов». Так я знакомил их с поэзией.
Елена КИПЕР: Не хочется называть Есенина штампом, но он, наверное, наиболее очевиден благодаря школьной программе. А кто ещё вошёл в проект? Фет, Брюсов, Некрасов?
ST (Александр СТЕПАНОВ): Лермонтов, Цветаева, Северянин. Пушкин, конечно, — солнце русской поэзии, но, что интересно, песен на его стихи не так уж много.
Елена КИПЕР: Ну да, он рушил стереотипы, и его стихи не так просто положить на музыку.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Их непросто переосмыслить. Но мне как художественному руководителю была поставлена интересная задача, с которой я постарался справиться.
Лина АРИФУЛИНА: Сначала он долго привыкал к этой роли!
ST (Александр СТЕПАНОВ): Да, мне очень нравится, как это звучит — художественный руководитель! Даже усы отпустил по этому случаю. И, конечно, хочу поблагодарить наследников поэтов, которые дали разрешение на использование их произведений. Потому что не все понимают, что благодаря проектам вроде «Голоса поэта» творчество их предков живёт, переосмысливается и открывается новому поколению.
Елена КИПЕР: Если не ошибаюсь, срок охраны авторских прав — 70 лет. Где-то он уже истёк, а где-то ещё нет. С кем из наследников вам пришлось вести переговоры?
ST (Александр СТЕПАНОВ): Давайте о хорошем! Спасибо большое наследникам Орлова и Рождественского.
Елена КИПЕР: Это действительно сложный процесс.
Лина АРИФУЛИНА: В рамках проекта мы провели большую акцию: известные артисты и музыканты читали стихи, поддерживая «Голос поэта». Многие выкладывали видео в соцсетях. Например, Никита Кологривый, который играет в спектакле «Маяковский», встретился с Eazy Trick, использовавшим в своей композиции стихотворение Маяковского. Мы вместе отправились в театр, и они вдохновились друг другом. Это были важные встречи — для участников проекта это стало не просто концертом, а культурным открытием. Многие молодые артисты после этого говорили: «Спасибо! Я три недели читал поэзию». Мы гордимся, что помогли музыкантам открыть для себя поэтический мир.
Роман КАРМАНОВ: У меня возник тревожный вопрос, но сначала давайте посмотрим на Кологривого.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Оказалось, что он идеально делает битбокс! А ещё песня Eazy Trick, помимо прочего, стала, наверное, первым в нашей музыкальной истории дуэтом с поэтом. В композиции использован голос Маяковского. Так что можно сказать, что у Eazy Trick официально есть совместная работа с Маяковским!
Роман КАРМАНОВ: Сколько же всего спрятано в этом концерте? Где-то «оживает» Маяковский, где-то танцуют Пушкины… Честно говоря, это выглядело пугающе. Я сидел в первом ряду, а надо мной танцевали. Сколько их было? Человек сорок?
Лина АРИФУЛИНА: Двенадцать. Но я рада, что вам показалось сорок!
Роман КАРМАНОВ: Как будто на тебя набегает толпа Пушкиных. Немного жутковато!
Лина АРИФУЛИНА: Ну, знаете, я захотела рискнуть. Почему бы нет? То есть у нас как-то сложилось впечатление, что поэты — это какие-то такие монументальные скрепы, которые совершенно нельзя трогать. Вот как такая привычка есть. На самом деле, они, извините, хорошие ребята, которые тоже в своё время произвели какие-то революционные вещи.
Роман КАРМАНОВ: Да, они хулиганили!
Лина АРИФУЛИНА: И хулиганили, конечно. Поэтому в этом случае я рискнула, чтобы у нас они вышли танцевать. Почему Пушкин не может потанцевать? Достаточно рискованно, но мне показалось, что хорошо. Вам же даже вручили книгу Александра Сергеевича Пушкина.
Роман КАРМАНОВ: Да, вручили книгу. Это точно так. Что ещё?
ST (Александр СТЕПАНОВ): Мы использовали оперу.
Лина АРИФУЛИНА: Да, мы использовали романс Алябьева «Выхожу один я на дорогу». Потому что один из наших участников выбрал стихотворение Лермонтова «Парус». И, конечно, соответственно, было интересно начать с этой классики, поэтому эта классика превращается в эту современную музыку — и замечательно.
Роман КАРМАНОВ: Ну, кстати говоря, «Парус» был сильно переосмыслен, как мне кажется. Ну, то есть если остальные участники просто пели то, что, собственно, было написано поэтами, то здесь текст был, в общем, довольно-таки серьёзно переработан.
Лина АРИФУЛИНА: Кто-то брал чистый текст. Условно говоря, допустим, NILETTO и Роберт Рождественский — «Будь, пожалуйста, слабее» — целиком. Или «Апельсинные цветы» Зинаиды Гиппиус у Zvonkiy.
Роман КАРМАНОВ: Это мой фаворит, кстати говоря, «Апельсинные цветы».
Лина АРИФУЛИНА: Да, вы сказали тогда, что он очень… А кто-то, наоборот, рискнул и добавил. И добавил своё. Это же здорово. То есть «Средь шумного бала случайно...» — это стихотворение Алексея Толстого. И вдруг Покров и Калюжный по-своему добавили эту ощущение молодых людей на этой музыкальной вечеринке. Это безумно интересно. И, кажется, сопоставление себя с временами очень красивое.

Об организации проекта и его вызовах
Роман КАРМАНОВ: А в чём приходилось, мягко говоря, стимулировать артистов при работе над музыкальным материалом? А в чём сдерживать? Какие сложности были во взаимодействии?
ST (Александр СТЕПАНОВ): Вообще, мне несказанно интересно было оказаться по ту сторону организации мероприятия.
Елена КИПЕР: Тем более с Линой Арифулиной.
Лина АРИФУЛИНА: Саша пережил просто тяжёлый период.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Общение с менеджментом, с артистами, с директорами… Когда человек тебе говорит: «Да-да-да, конечно, мы всё делаем», а потом ты звонишь, говоришь: «Ну что, мы выходим?» — а он такой: «Концерт? А где мы это обсуждали?». Я говорю: «Ну вот, в переписке, смотри, числа». «Ой, а я только подумал, это просто числа в переписке». Я говорю: «Всё, я собран». Я считаю, что любому артисту нужно оказаться по ту сторону, чтобы понять для своей дальнейшей работы, как непрост организационный труд подобных мероприятий. И это у меня была только музыкальная часть. А Лина Михайловна занималась ещё и видео, и постановкой номеров, и организацией — всё, от помещения до звука.
Елена КИПЕР: Лина, у вас такой колоссальный опыт.
Лина АРИФУЛИНА: Мне вообще уже ничего не страшно. Я очень люблю необычное. Я сейчас поддерживаю очень много проектов именно молодых артистов, которые реально неформатные. Вот неформат я прям обожаю, потому что в неформате заложено всё абсолютно, что можно сделать. Потому что как бы всё остальное уже начинает немножко поднадоедать. Когда ты понимаешь, что вот есть рэп-культура, что есть музыканты, что есть поэзия — и что это можно всё как-то соединить… Вот это, скорее всего, и есть вызов к классическому пониманию шоу. Плюс нам очень понравилось работать в этом Национальном центре России, потому что я обожаю вот этот 39-метровый экран, на котором мы просто делали графику. Но мы использовали искусственный интеллект. Каждый номер окрашен специальным отдельным клипом, настроением, смыслом и так далее. Да, конечно, это не просто всё. Нейросеть по-разному, так сказать, «пляшет» и по-разному выдаёт свою информацию, но, мне кажется, что в целом у нас всё получилось очень блестяще. Поэтому получаются такие концертные клипы смысловые. Очень красиво!
Елена КИПЕР: Вы чувствуете себя комфортно в этой новой реальности с искусственным интеллектом?
Роман КАРМАНОВ: Сколько народу над этим работало вообще? Потому что то, что было видно на сцене… Вот я как раз вспомнил — а там же ещё, ого-го, был экран! Там действительно были анимационные ролики, и было явно видно, что это искусственный интеллект. Очевидно, команда над этим работала. Сколько человек обеспечивало всё?
Лина АРИФУЛИНА: Вы знаете, так сразу и не сосчитаю. Потому что есть моя режиссёрская команда, есть команда Александра — аранжировщики, есть команда, работающая с искусственным интеллектом. Я думаю, что здесь просто хорошее продюсерское управление. Мы всё успели вовремя, и всё это свершилось. Хотя мы были первым мероприятием в Национальном центре, и, конечно, для нас было очень ответственно, что мы открываем, так сказать, работу этого прекрасного помещения. Это для нас было очень важно.
ST (Александр СТЕПАНОВ): И мы собрали там библиотеку! Потому что у нас же приносили все участники. Было условие — нужно было принести любимую книгу русского автора и передать её в дар библиотеке Национального центра России. И поэтому очень много книг появилось там.

О влиянии на молодёжь
Роман КАРМАНОВ: Есть ли лёгкая надежда, что после выпуска всех этих песен и того, что в конечном итоге сделано, какое-то количество молодёжи заинтересуется книгами?
ST (Александр СТЕПАНОВ): На это был абсолютный расчёт, что аудитория того или иного артиста, мы говорим о состоявшихся уже, послушает и понравится песня, например, «Баллада о прокуренном вагоне» Mary Gu. Потом они узнают, что это чьё-то стихотворение — Александра Кочеткова. И подумают: «Надо же и автора тоже почитать». Или узнают, что, например, «5 утра» исполнили припев, а это Брюсов. И просто если из 10 человек трое обратятся к поэзии, то это уже хорошо, я считаю. Если обратятся семеро — ну вообще.
Лина АРИФУЛИНА: Мы на это рассчитываем, потому что даже в зале, вот вы на концерте уже видели, сидело много школьников, сидело много той аудитории, для которой школьная литература — это вот эти поэты, которых проходят. И вы знаете, они, конечно, были в восторге, потому что это так необычно. И, может быть, так легче запомнить, и сразу хорошо понимается, что это за поэты. Их легче запомнить именно в такой подаче со стороны музыканта, в такой музыкальной интересной трактовке.
Елена КИПЕР: А будет ли ещё этот ивент повторяться, и можно ли будет попасть на такой концерт снова?
Лина АРИФУЛИНА: Во-первых, мы гордимся тем, что все музыканты, которые участвовали в нашем концерте, выпустили эти композиции у себя на платформах.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Два важных момента. У нас не было задачи всё у всех отобрать. Мы хотели, наоборот, всё всем дать, в том числе и музыкантам. Поэтому каждый музыкант имел право выпустить это произведение так, как хотел, как ему душа угодна. То есть мы не продюсерский проект, который всё контролирует. Нам важно, чтобы творчество развивалось.
Роман КАРМАНОВ: Мне кажется, что настоящий артист участвует в таких проектах прежде всего для того, чтобы открыть в себе что-то новое. И мне показалось, что были артисты, которые действительно сделали что-то неожиданное для самих себя. Это моё предположение, но мне так показалось... По крайней мере, я от них ничего подобного раньше не слышал.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Например, Бьянка и Некрасов. Бьянка давно хотела высказаться, и в такой манере она получила возможность исполнить стихотворение Некрасова. А что касается, например, NILETTO — так у меня это была первая сложившаяся деталька пазла, потому что я очень хотел, чтобы это стихотворение прозвучало именно из его уст.
Роман КАРМАНОВ: Меня, на самом деле, поразил номер Цветаевой. Это очень сложный замах, мне кажется. И Лиза Арзамасова не только замахнулась, но, как мне кажется, сделала это фантастически.
Елена КИПЕР: Прежде всего, личность расширяется через такие проекты. Хотя Лиза уже очень большая личность. Мне кажется, её прямо сама Цветаева ждала с таким прочтением.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Это всё потрясающие находки нашего продюсера Лины Михайловны Арифулиной и Никиты. Вся эта история с Лизой Арзамасовой... Действительно, увидев эти фотографии, сложно представить, что могло быть иначе.
Лина АРИФУЛИНА: Мне хотелось какого-то изменения, трансформации. Вообще, я люблю, когда концерт — это не просто концерт. Мне нравится, когда в нём есть драматургия, интересные сюжеты, чтобы всё было непросто. И поэтому, когда я позвонила Лизе, сказала: «Лиза, у меня есть такая идея, хочу, чтобы ты была Цветаевой». Она: «Ой, я боюсь, вдруг не получится». А я уверена: «У тебя всё получится прекрасно, мы всё сделаем, всё будет замечательно». В итоге она сама очень вдохновилась, потом попросила: «Можно я заберу все фотографии? Хочу их выложить». То есть она реально очень хорошо совпала с образом. Мне кажется, это была очень удачная версия, красивое перевоплощение.

О трансформации артистов
Роман КАРМАНОВ: Будет второй сезон или нет?
Лина АРИФУЛИНА: Да, мы готовимся. У нас появится очень интересное новшество во всей этой истории. И самое главное, у нас много желающих участвовать.
Елена КИПЕР: Напрашивается такой мост, знаете... Именно к вам, Лина, обращаюсь. Вы создавали «Фабрику», у нас есть архивные кадры, как вы её создавали, какая она была. И теперь можно посмотреть, что вы делаете сегодня. Вы редко пересматриваете архивы?
Лина АРИФУЛИНА: Да нет, ну зачем их смотреть-то?
Роман КАРМАНОВ: Я думаю, Лена имеет в виду, что сейчас возник большой запрос на такой формат снова. Ведь «Голос поэта» тоже привлекает внимание. Почему? Потому что артист трансформируется во что-то новое. Ты смотришь на человека, которого раньше не видел в таком образе, он для тебя был в тумане. А потом раз — и он раскрывается в другом свете. Кстати говоря, Александр здорово это делает. Почему он так широко известен? Потому что он перемещается между жанрами, и мы постоянно видим его в разном амплуа. Он для нас видоизменяется, и за этим интересно наблюдать. Но он это делает, потому что умеет. А многим это даётся сложнее, им нужна Лина Арифулина, чтобы помочь.
Лина АРИФУЛИНА: Мне кажется, для того чтобы поменять артиста, не обязательно создавать «Фабрику». То же самое с «фабрикой» поэтов. За короткий период репетиций я могу включить артиста в процесс, всё ему объяснить — как, что. Потому что я вижу конечный результат. Поэтому для меня это происходит достаточно оперативно.
Елена КИПЕР: Это интересно.
Лина АРИФУЛИНА: Да, это очень интересно.
Елена КИПЕР: Знаете, мы с вами преподаём, иногда читаем лекции. Вы ведёте мастер-классы, я — в одной бизнес-школе. И мне студенты всегда говорят: «Лина Арифулина — это просто что-то невероятное, она так встряхивает человека!»
Лина АРИФУЛИНА: Да, я вижу просто. Даже проходит микрофон — я уже понимаю, что с ним. Но дальше даю второй шанс. Даже вот в том месте, где мы с вами преподаём, меня всегда ставили на второй год, потому что я отрезвляю. Будете ли вы все продюсерами или нет? Потому что я сразу говорю об обратной стороне продюсирования. Не о красоте, не о пафосе. Я говорю о сложностях и о капле пота.
Елена КИПЕР: Сейчас я вижу настоящую Лину Арифулину.
Роман КАРМАНОВ: Александр, тут, на самом деле, такая же почти история. Я так понимаю, что все эти песни, они же через ваши руки прошли. Ну, то есть аранжировки, как это будет? Это ваших рук дело? То есть там команда, я так понимаю?
ST (Александр СТЕПАНОВ): Я давал своё видение, совмещал ребят. Естественно, у нас был момент, когда одновременно в одном помещении я работал с тремя артистами, и я перемещался между студиями, мне нужно было переключаться между произведениями, потому что они были все разные. И я такой: «Так, вот посмотрю… Так, сейчас, секундочку… Так, всё, поехали… Так, сюда… Так, здесь пишем… Так, здесь лирическая композиция… Всё, вернусь». И это очень интересно. Это, опять же, для меня, как для автора, возможность реализовать какие-то свои творческие идеи, потому что многое, на что способны участники нашего проекта, я делать не могу. А они могут. И я могу их к этому подтолкнуть. У нас всё было по-любимому, никого не заставляли. Максимум, ну, то есть мы могли советовать. И направлять, если человек спрашивал. Например, вот номер, который вам больше всего понравился, — Андрей Zvonkiy. Я к нему не имею никакого отношения. Потому что Андрей сам выбрал произведение, сам сказал. Мы с ним созвонились. Я говорю: «Так и так». Он говорит: «Я всё сам». Я говорю: «Если нужно будет, набирай». Он говорит: «Всё».
Роман КАРМАНОВ: Ну, великолепно сделал просто.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Да, поэтому и великолепно сделал.
Лина АРИФУЛИНА: Он сделал в своём стиле просто. Прекрасно. Он как бы продолжил свою вот эту вот… свою душевность, такое понимание.
Роман КАРМАНОВ: Ну, это, собственно, о том, что не получилось одинаково, что песни прошли через руки одного человека, и есть риск, что в них будет что-то общее. А вот здесь они получились все абсолютно со своим лицом.
Лина АРИФУЛИНА: Но они же все сильные музыканты. Вот если говорить про музыкантов, которые не новички, которые у нас были… Они все очень сильные, и каждый, конечно же, вложил своё отношение к этому. Саша тоже советовал какие-то вещи. Я, например, очень хотела, чтобы у нас в номерах были либо народный хор, либо симфонический ансамбль, либо, допустим, вот эта цитата Алябьева. Ну, ты знаешь, совсем ещё дальше пойти по драматургии, чтобы это было ещё интереснее.

О совместной работе
Роман КАРМАНОВ: Ну, потому что я смотрю на эту пару… Так хочется, чтобы они много делали вместе.
Елена КИПЕР: Да, да, да, очень интересный баланс между вами. Спасибо. Ну, вот это же великая поэзия, она расширяет… Она сознание, она ментальность расширяет. Как будто бы вот хочется-хочется высокое соединять. С одной стороны — «Фабрика» класс. «Фабрика» была здорово сделана, создана.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Куда-то они подталкивают вас.
Роман КАРМАНОВ: Нет, вы просто понимаете, когда мы говорили про «Фабрику»… Когда мы говорим про «Фабрику», вот, кстати говоря, про смысл тоже. Вопрос же какой обычно звучит? «Ну а кто это сделает сейчас? Ну кто? Ну ведь уже все, кто мог сделать, они по своей «Фабрике» сделали по одной уж точно, да? А где новые?» И тут я вижу: «Ох ты, новые!». Сколько там жести за экраном, хотел спросить… Я вас продолжаю, ваши продюсерские разговорчики.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Этому надо поучиться. Это так филигранно всегда, что там даже непонятно, что что-то произошло. Но человек всё понимает моментально.
Роман КАРМАНОВ: Да, были моменты опасные?
ST (Александр СТЕПАНОВ): Я, поскольку у меня меньше опыта, то у нас были моменты, когда я учился. Я всегда учился. Но были моменты, когда я ещё заступался, такой: «Ну как же, ну они же там наши…» Нет, из гнезда — пусть летят. «Ну как же, ну мы же должны их…» Нет, и они действительно из гнезда и летели, и всё хорошо. То есть для меня это колоссальная возможность поучиться, поработать с Линой Михайловной и вот в рамках всего этого большого проекта.
Роман КАРМАНОВ: А что получается, если на ребят, так сказать, поднажать, то из них ещё можно побольше выдавить… простите, выдавить таланту?
ST (Александр СТЕПАНОВ): Тут же вся задача, как мне кажется, была — возвращаясь к предыдущему вопросу — не сделать из них кого-то, а увидеть, кто они есть, и помочь им это осознать. Вытащить их нутро.
Лина АРИФУЛИНА: А потом, понимаете, у нас же был не один артист. Когда они все вместе собираются, когда у нас был концерт… Вы сидели в зале, а у нас за кулисами они все стоят, оживлённые, никуда не уходят: «На финал мы все выйдем». Они были частью большого проекта. Вот они это почувствовали, вот это очень хорошо. Потому что, как правило, артист выступил — ну всё, уехал. А тут просто: «А ты давай… А у тебя какая музыка? А что у тебя?» Ну, то есть они друг друга прям слышали — это очень хорошо.
ST (Александр СТЕПАНОВ): У меня даже было, как для меня, странное знакомство. Сидел Сергей Бобунец и сидел NILETTO Даня. Они сидели за гримёрками, вот только на разных стульях. И я в какой-то момент, в шутку говорю: «Если вы вдруг не знакомы, знакомьтесь — Екатеринбург старый, Екатеринбург новый». Они такие: «А мы не знакомы». Я говорю: «Это Сергей Бобунец». И NILETTO говорит: «Да, я ваши песни пел». То есть люди из одного города занимаются музыкой, они пели песни, и только благодаря нашему проекту познакомились.
Роман КАРМАНОВ: Это, кстати, очень важная тема. Мне кажется, сейчас люди часто говорят: «Нет новых песен». Они имеют в виду, как мне кажется, вот это ощущение какой-то наполненности сцены людьми, которые в одном направлении что-то делают. Все как-то сами за себя. И вот где им ещё встретиться? Только за кулисами? Раньше они встречались за кулисами, а сейчас где они встречаются?
Лина АРИФУЛИНА: Ну, мне было приятно, знаете, поскольку у меня очень большой закулисный опыт, было ощущение, что они были частью проекта. Не просто артисты, а именно часть «Голоса поэта». То есть это было для нас, знаете, как-то очень торжественно, скажем так.

О вдохновении
Роман КАРМАНОВ: Можно ли сказать, что в этом проекте вы нашли для себя источник вдохновения? Потому что, ну, в какой-то момент казалось, что все жанры, в общем, как будто перепробованы, а это действительно стало свежим дыханием, на мой взгляд. Вот для вас это стало вдохновением или нет?
Лина АРИФУЛИНА: Я прямо горжусь этим проектом. Он для меня лично какой-то революционный.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Что касается вдохновения, меня этот проект невероятно вдохновил. И я ещё для себя отметил такую вещь. Меня параллельно звали принять участие в небольших проектах. И я, опять же, зная, как это неприятно, когда тебе отказывают, соглашался, потому что, находясь по эту сторону, понимал, как людям тяжело собрать всё. У нас же как принято: поэт — это шарф, шапка набок и что-то о высоком, очень непонятное. То есть люди часто думали, что поэзия — это что-то сложное, ты этого не понимаешь, и в этом вся красота. А мы хотели сказать, что поэзия — она везде, она вокруг, она гораздо доступнее, понятнее и может звучать актуально времени. И я считаю, что с этим мы справились шикарно.
Я думаю, почему у нас так популярен был Есенин? Есть и мною любимейший. Потому что многие артисты видят свои истории в его произведениях и легко проецируют себя на его творчество. Теперь, когда у них есть шире палитра стихотворений, у нас будет и шире проекция.
Команда Лины Михайловны помогала им, давала нужную информацию. Многие уходили дальше. Уже сами, скажем, PLC, мне кажется, вообще ушёл в «Про бабушек и дедушек» поэта. То есть, конечно, полное погружение.
Лина АРИФУЛИНА: Ну и плюс ещё, мы для этого специально сделали мерч. Если обратили внимание, вот тут, прямо здесь, фотография твоего поэта. Запомни.
Елена КИПЕР: А как думаете, может ли так случиться, что этот проект подтолкнёт к тому, чтобы возродилось течение, когда поэты читали поэзию в Политехническом музее, на больших площадках в XX веке? Вот сейчас, благодаря этому сдвигу, такому культурному.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Сейчас все артисты стали себе приписывать, что они поэты, о поэзии стали говорить. И это прекрасно. Наш проект нацелен всё-таки на поэзию в музыке. И скорее он повлияет на создание подобных проектов. Я уверен, что «Голос поэта» породит себе подобных. И у нас появятся, например «Голос поэта с улицы». И это классно. То есть это значит, что часть миссии стопроцентно выполнена.
Потому что, казалось бы, очевидная вещь — переложить стихи на музыку. Но вот, на мой взгляд, именно у нас получилось сделать это филигранно, точно и хорошо.
Роман КАРМАНОВ: Назовите по три любимых поэта или три любимых стихотворения. Название, конечно, не нужно декламировать, но вот кого любите, для наших зрителей? Потому что нам бы хотелось, чтобы люди тоже пошли и поискали стихотворения, послушав нас сегодня.
ST (Александр СТЕПАНОВ): Я люблю Евтушенко. «Поэт в России больше, чем поэт». Естественно, я люблю Есенина, и «Письмо к женщине» тоже входит в топ моих любимых стихотворений. Ну и благодаря «Голосу поэта» Северянин стал мне особо близок.
Лина АРИФУЛИНА: У меня — Блок, Барто. Всё-таки это очень образное, очень интересное. И Маяковский.
Роман КАРМАНОВ: Дорогие друзья, приобщайтесь к стихам! Это сейчас модно!
Читайте другие интервью программы «Подкаст.Лаб. Креативные индустрии» на сайте Президентского фонда культурных инициатив:
Интервью с героями сериала «Наталия и Александр» Ксенией Трейстер и Александром Зарядиным
Интервью с композитором Алексеем Рыбниковым
Интервью с композитором Максимом Дунаевским
Интервью с актером, режиссером Константином Хабенским