
Героиней нового выпуска программы «Искусство побеждать» стала автор проекта «Наследие степей» Ксения Степанова. В студии креативно-образовательного центра ПФКИ обсудили, как через переработанную джинсовую ткань транслировать культурный код, каким образом модный проект помогает решению экологических проблем и другие вопросы.
Наследие степей – это оренбургский проект, который через современную модную индустрию старается продвигать локальную культурную идентичность. Президентский фонд культурных инициатив поддержал проект по итогам первого конкурса 2024 года на сумму в полмиллиона рублей. На грантовые средства команда создала коллекцию одежды из переработанной джинсовой ткани.
Проект «Наследие степей» имеет особую философию. Изначально он задумывался в экологических целях. Ксения рассказала о том, как в итоге появилась идея создать собственную модную коллекцию: «Я эколог по образованию и всегда интересовалась процессом переработки старых вещей. Однажды у нас с командой появилась идея – объединить экологию и моду в одном проекте. Решили развивать тему на примере джинсов. С течением времени разные модели этого предмета одежды сменяют друг друга в нашем гардеробе. При этом джинсы, а конкретно джинсовая ткань, сложна в переработке. Мы же хотели донести мысль, что старые вещи можно не выкидывать, а давать им вторую жизнь. До этого у нас уже был опыт переработки – делали из джинсов шопперы. А в проекте “Наследие степей” решили запустить целую коллекцию одежды. И не прогадали».

Коллекция получилась действительно уникальной. Авторы добавили к джинсовой ткани другие натуральные материалы, а также использовали особенности культурной идентичности Оренбуржья. Традиционно Оренбург ассоциируется у нас с пуховыми платками. Но мало кто знает, что Оренбуржье славится природой, в особенности степями, и сарматским золотом. Ксения с командой задались целью расширить ассоциативный ряд новыми образами и сделать коллекцию на основе сарматской культуры.
Племена Сарматов характеризовались тем, что в них главенствовали женщины. Авторы объединили в своих работах те самые силу и женственность: «Своей коллекцией одежды мы хотели показать, как можно не только креативно преобразить старые вещи, но и в том числе донести исторический смысл», – отмечает Ксения.
И добавляет: «Одежда у нас получилась в современной интерпретации. Мы показали, как сарматы могли бы ходить в XXI веке. Вещи подбирали с учетом модных тенденций».
Автор проекта поделилась, что изначально планировалось создать 10 образов и 10-12 шитых предметов гардероба. Ключевой элемент каждого образа собирались дополнять уже готовой одеждой. Но в процессе передумали: «Мы решили создавать все образы полностью самостоятельно, чтобы каждый наряд получился по-настоящему уникальным. В итоге количество предметов гардероба увеличилось вдвое».
«Победа в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив сыграла важную роль в реализации проекта, – подчеркивает Ксения Степанова, – грантовые средства стали для нас стал весомым вкладом. Мы смогли создать не только коллекцию одежды, но также собственные фирменные товары – аксессуары, обвесы на сумки и мягкие игрушки».
Заявку на конкурс команда подавала впервые: «Сначала было сложно, но в процессе мы поняли, что так и должно быть. Заполнение заявки – это трудоемкий процесс, требующий времени. Нашей задачей было рассказать о проекте на понятном для обывателя языке, сохранив логику и основную идею. Писали всей командой. Сначала я – с точки зрения экологии, а потом коллеги уже дополняли и редактировали текст по части моды и дизайна. Так, у нас получилось всесторонне показать проект и сделать это грамотно», – говорит гостья.

На вопрос о дальнейшей судьбе проекта Ксения отвечает так: «Наши работы сразу вызвали большой отклик у аудитории. Заявки на покупку одежды начали поступать уже на этапе отшива. Но тогда мы не могли продавать предметы коллекции, так как они все создавались исключительно для участия в показах. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы наладить серийное производство наших изделий. Для этого ищем партнеров, которые заинтересованы повесткой продвижения местных брендов».

«Искусство побеждать» – программа Президентского фонда культурных инициатив, в которой о проектах, получивших грантовую поддержку, рассказывают их авторы, люди, которые стоят за инициативами, сумевшими покорить регионы или даже всю страну. Первый выпуск «Искусства побеждать» вышел в ноябре 2022 года. В марте 2024 года формат был перезапущен. В настоящий момент вышло 20 эпизодов программы.
Новый выпуск программы опубликован в официальных аккаунтах в социальных сетях ВКонтакте, OK, «Культурная волна. Гранты ПФКИ», а также на платформе Дзен.
Все выпуски программы «Искусства побеждать» регулярно публикуются на RUTUBE и в официальных аккаунтах в социальных сетях ВКонтакте, OK, «Культурная волна. Гранты ПФКИ».
Фото с события