
Героиней нового выпуска программы «Искусство побеждать» стала автор проекта «Мастерская “Digital сувенир”» Юлия Фукина. «Digital сувенир» – это мастерская по производству уникальной сувенирной продукции. Каждый сувенир отражает культурные и научные достижения разных регионов нашей страны. Помимо организации работы мастерской, проект включает в себя проведение хакатонов и онлайн-квизов на знание памятных мест в городах. Идея была поддержана Президентским фондом культурных инициатив по итогам второго конкурса 2022 года на сумму почти 5,8 млн рублей.
В студии обсудили вопрос о том, как отдых в России сделать более привлекательным, чем заграницей. Юлия считает, что туризм неразрывно связан с сувенирами. Через продукцию можно привлечь людей на ту или иную территорию. По этой причине нужно цифровизировать и активно показывать территорию нашей страны, в том числе через сувениры: «Как выяснилось, молодежь часто даже не знает, какие памятники есть в их собственном городе. Мы хотели не просто создать сувениры, а отразить в них историю создания той или иной достопримечательности. В этом и есть главное зерно того, что молодые люди станут охотнее путешествовать по родной стране».
Идея создания проекта по созданию уникальных сувениров пришла к Юлии Фукиной на одном из мероприятий, в котором она принимала участие: «Участникам и победителям на разных мероприятиях часто дают призы, которые со временем теряют свою ценность. Кроме подарков, хотелось вручать что-то такое, что запомнилось бы, о чем хотелось бы рассказать друзьям».
Наша героиня родом из Татарстана. Там и началась реализация проекта Мастерской. Первые хакатоны прошли в городах Республики. К участию Юлия и ее команда активно привлекали молодежь: «Мы хотели применить лучшие практики, которые есть в молодежной культуре. Наши участники не только самостоятельно создавали дизайны сувениров и туристические маршруты для разных территорий, но и делали к ним программные обеспечения – прототипы мобильных приложений, чатов, цифровых сувениров. Некоторые идеи мы смогли применить у себя и реализуем о сих пор».
Особой популярностью в ходе проекта пользовался формат сувенира, где есть 3D-тур. Это история реального погружения. В таком туре человек может не просто посмотреть видео, а сделать акценты на тех объектах, которые ему наиболее интересны, рассмотреть их внимательнее. Юлия считает, что история 3D-туров очень важна: «С помощью 3D-тура иногда можно отобразить те моменты, которые уже больше никогда не повторятся в жизни человека».
«Мастерская “Digital сувенир”» – место не только идей, но и производства самих сувениров. При этом Юлия не ограничивает проект рамками бизнес-стартапа: «Наш проект мы позиционируем не просто как историю продаж через сайт. Мы представляем эту идею как историю про эксклюзивный подарок для людей, которые участвуют в конкретном мероприятии».
В успешной реализации любого проекта гостья программы в первую очередь отмечает идею: «Грант – это не про деньги. Это скорее история про то, как ты нашел идею и ее развиваешь. В зависимости от этого, идеи могут умирать или жить долго. И у нашей команды были поражения. Но там, где мы не смогли выиграть, проекты все равно реализовывались, потому что идеи были действительно рабочие. Так что, если вы хотите что-то создать, то надо пробовать и без гранта. И если это свяжется в “живую” историю, где есть мероприятия, оборудование, помощь партнеров и единомышленников, то она точно будет воплощена».
Героиня выпуска уверена, что даже самые сумасшедшие и амбициозные идеи осуществимы. Нужно только пробовать и верить в себя.
«Искусство побеждать» – программа Президентского фонда культурных инициатив, в которой о проектах, получивших грантовую поддержку, рассказывают их авторы, люди, которые стоят за инициативами, сумевшими покорить регионы или даже всю страну. Первый выпуск «Искусства побеждать» вышел в ноябре 2022 года. В марте 2024 года формат был перезапущен. В настоящий момент вышло 19 эпизодов программы.
Новый выпуск программы опубликован в официальных аккаунтах в социальных сетях ВКонтакте, OK, «Культурная волна. Гранты ПФКИ», а также на платформе Дзен.