Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
3 июня 2025

Роман Карманов в проекте «про Л.О.М.»: «Самая распространённая ошибка — подача заявки в последний день»

В интервью проекту «про Л.О.М.» генеральный директор ПФКИ Роман Карманов рассказал, как начиналась работа ПФКИ, какие ошибки чаще всего допускают заявители и почему важно подавать заявку заранее, а не в последний день. Также он поделился примерами успешных проектов, объяснил, как устроена экспертиза, и дал советы тем, кто только планирует участвовать в конкурсах. Также в выпуске говорили о возможностях для творческих людей, развитии креативных индустрий в регионах и новых медиапроектах, которые меняют культурный ландшафт страны.

О зарождении ПФКИ

Саид БАРГАНДЖИЯ: Тема креативных индустрий сегодня особенно актуальна. 4 года исполнилось Фонду, которым вы руководите. Расскажите, каким он был в самом начале и чего удалось достичь за это время.

Роман КАРМАНОВ: Фонд был создан по инициативе президента для творческих людей. А это, как показывает практика, аудитория не самая простая. За 4 года мы многократно убеждались в этом. Творческие люди — особенные, с ними нужно выстраивать доверительные отношения: объяснять, убеждать, вдохновлять. Поэтому общение, интервью, публичные выступления — неотъемлемая часть нашей деятельности. Мы много ездим по регионам, проводим встречи. Например, в Омске недавно собрался зал из 650 человек — для нас это рекорд. Мы считаем важным быть на связи с аудиторией, поэтому всегда откликаемся на приглашения. Это не в порядке исключения — это часть работы.

Что касается самого Фонда: да, 4 года пролетели быстро, но в них уместилось многое. Начали мы 1 июня 2021 года и уже 15 июня объявили первый конкурс. Тогда поступило 12 760 заявок — на тот момент это казалось невероятной цифрой, ведь никто не знал, сколько их вообще будет. Важно понимать, что за словом «заявка» стоит не просто формальный документ. Это письмо эксперту, в котором человек рассказывает о своей идее. Просто оно структурировано по определённым блокам. И таких писем тогда пришло почти 13 тысяч. С тех пор этот высокий уровень интереса сохраняется. Мы считаем это достижением. За это время многие уже попробовали себя: кто-то побеждал, кто-то нет, кто-то получал поддержку неоднократно. Появился опыт, но при этом объём заявок остаётся стабильным несмотря на то, что теперь уже все понимают, насколько это непросто.

Главное наше достижение — это сохранённое доверие к Фонду, который был учреждён президентом. Уже более 10 тысяч проектов получили поддержку. Сумма — 36,8 млрд рублей — была направлена на реализацию этих инициатив. Более 10 тысяч поддержанных заявок охватили все 89 регионов страны, включая исторические. И все направления творческой деятельности: от народных художественных промыслов до документального кино, театра, цирка. Мы не ограничиваемся одним жанром.

О том, как получить поддержку в ПФКИ

Саид БАРГАНДЖИЯ: Давайте попробуем составить небольшую «дорожную карту» для тех, кто пока не знаком с ПФКИ. Думаю, таких немного, но всё же. Какие направления наиболее востребованы? С чем лучше всего приходить?

Роман КАРМАНОВ: Философия Фонда заложена уже в его названии — Президентский фонд культурных инициатив. Мы определяем направления, по которым можно подавать заявки. Сейчас их 12 — они опубликованы на нашем сайте. Все эти направления соотносятся с традиционно-духовно-нравственными ценностями, зафиксированными в Указе Президента РФ №809. Если вы знакомитесь с ними, станет ясно: соответствует ваш проект им или нет. Ключевое условие — общественная значимость. Проект должен быть нужен не только вам, но и широкой аудитории. И он должен быть уникальным. Это, пожалуй, самый сложный критерий из всех десяти. Также проект также должен быть подкреплён сильной командой, качественным партнёрством, умением распоряжаться средствами.

Алгоритм простой: заходите на сайт ПФКИ, регистрируетесь (сейчас у нас уже около 200 тысяч команд зарегистрировано), и получаете доступ к личному кабинету. Там вы увидите форму заявки. Там же есть методические рекомендации, записи лекций, обучающие вебинары, дополнительные материалы — всем этим можно и нужно пользоваться, чтобы повысить шансы на успех. Я всегда повторяю на семинарах: мы поддерживаем и будем поддерживать все качественно проработанные идеи. У нас есть для этого ресурсы — 10 млрд рублей в год.

О частых ошибках заявителей

Саид БАРГАНДЖИЯ: Мне посчастливилось учиться в Мастерской новых медиа, когда вы были одним из трёх мастеров. Я был в другой мастерской, но помню вашу лекцию, где вы перечисляли самые распространённые ошибки при подаче заявок. Давайте их напомним.

Роман КАРМАНОВ: Самая распространённая ошибка — подача заявки в последний день приёма. Те, кто этого избегает, как правило, выигрывают. Не знаю, с чем связано это стремление тянуть до последнего, но от 50 до 70% заявок подаётся именно в финальные сутки. Причём бывает, что заявку готовят несколько недель, но всё равно нажимают кнопку отправки в последний момент. А бывает, что начинают делать всё в последний день — и тут начинаются проблемы: оказывается, нужно собрать массу документов, обосновать идею, всё оформить правильно. Именно в последний день возникает множество курьёзных ситуаций: теряется устав, оказывается, что он устарел, письма поддержки приходят не те, и так далее. Поэтому мой главный совет — не откладывать подачу на последний день. Это действительно влияет на результат. 

Плохая подготовка тоже чаще всего проявляется в последний момент. Например, когда считают, что заявка — это просто формальный документ. Мол, нужно указать команду: у нас в ней 17 человек, но эфир, скажем, обеспечивают только пятеро. И то за кадром остаются бэкстейдж, гримёр и так далее. И я заявке указываются только двоих — вроде бы выполнили задание. Но для экспертов этого недостаточно, когда видят проект с бюджетом в 15 млн рублей и в котором указано всего два члена команды. Они не могут понять, кто ещё стоит за проектом.

Ну и третья ошибка — это подход «один в поле воин». На самом деле, это командная работа. В каждом проекте у каждого должно быть своё место. Кто-то выполняет работу в кадре, кто-то — за камерой, кто-то наносит грим, кто-то занимается документами. Кто-то отвечает за финансы, считает деньги — это всё не берётся из воздуха. Поэтому, если идти на конкурс, не имея полного звена — это ошибка. В дальнейшем возникнут сложности и при заполнении заявки, и при отчётности. Нужна крепкая команда! Именно этим мы и занимаемся уже четыре года, на протяжении 14 конкурсов: по сути, селекцией сильных команд. Мы уже хорошо представляем, где в регионах есть сильные команды. Есть участники, которые стабильно разрабатывают, подают и побеждают с новыми проектами. А рядом с ними появляются новые — и растут.

Для нас особенно ценно слышать следующее: «Мы подали заявку на первый конкурс — проиграли. Расстроились. Но решили идти дальше. Пересобрали коллектив, посмотрели, чего не хватает. Поняли, что нужно доработать идею. Подали снова — снова проиграли. И опять подумали, чего нам не хватает, доработали, усилили компетенции — и победили». И такие люди говорят: «Если бы мы победили в первый раз — мы бы просто не справились. Ни с деньгами, ни с ответственностью. А теперь у нас крепкая команда». И практика показывает: такие упорные команды потом побеждают.

Об экспертах и критериях

Саид БАРГАНДЖИЯ: Хочу поговорить об экспертах. Как работает система?

Роман КАРМАНОВ: Ни у руководства Фонда, ни у кого-то ещё нет возможности повлиять на систему — она прозрачная, подкрутить там ничего нельзя. Когда человек нажимает кнопку «Отправить заявку» — всё, больше никто не имеет к ней доступа. Система автоматически распределяет ее двум или трём экспертам, в зависимости от суммы. Эти эксперты могут жить в разных регионах России. Сейчас их у нас около 1000 человек. И повлиять на них никто не может. Они анонимны, в том числе и для нас. Плюс — есть объективные критерии. Всего их 10. Три из них касаются творческой части заявки: уникальность, общественная значимость и соответствие тематике. Семь — объективные. Например, наличие партнёрской поддержки: если нет писем от партнёров, автоматически этот критерий не засчитывается. Или софинансирование: если оно отсутствует или недостаточное — это снижает балл. Такие вещи можно проверить. Кроме того, эксперты не просто ставят оценки — они пишут обоснования к каждой. Заявитель видит только итоговую оценку, а мы видим подробные комментарии по каждому критерию. Все эти данные хранятся. При необходимости — обоснованной — их можно поднять и проверить. Именно это и даёт нам спокойствие. Потому что даже если кто-то очень сильно попросит — я всё равно ничего не могу сделать. Так устроена система, к счастью.

Об успешных креативных проектах

Саид БАРГАНДЖИЯ: За четыре года вы упомянули тысячи победивших заявок. Можете ли вы выделить несколько проектов, которыми особенно гордитесь?

Роман КАРМАНОВ: Например, выставка к «300-летию русского балета» в Петербурге, в Манеже. Или выставка «Виктор Цой. Путь героя» — тоже в Манеже, но уже в Москве. Музыкальные конкурсы, фестивали — все они вызывают гордость, потому что в результате появилась новая музыкальная аудитория — люди, которые поняли, что они востребованы. Также мы поддержали 1200 театральных проектов на сумму почти 6 млрд рублей. Но речь идёт не только о постановках, появились и другие элементы. Например, «Театральный журнал», где публикуется профессиональная критика — раньше такой платформы просто не было. «Всероссийская актёрская биржа» — тоже новая возможность, которая раньше не существовала. В результате этих инициатив появляется инфраструктура, которая, например, позволила перезапустить «Золотую маску» как профессиональный конкурс. То есть это уже не просто разрозненные проекты, а система, которая движет целую индустрию вперёд.

Выставка к «300-летию русского балета» в Петербурге
Выставка «Виктор Цой. Путь героя»

О проектах про Россию

Саид БАРГАНДЖИЯ: Отдельно хочу обсудить с вами проекты, связанные с СВО, а также инициативы, которые подаются с Донбасса. Поддерживаете ли вы такие проекты?

Роман КАРМАНОВ: У нас был очень напряжённый 2022 год. Мы открылись в 2021-м и тогда планировали проводить два конкурса в год. Но уже в 2022 году мы провели шесть конкурсов. Причём напряжение возникло не от количества, а от интенсивности работы: один конкурс длился пять месяцев. Специальные конкурсы иногда проходили за три недели, при этом все процедуры — независимая экспертиза, объективная оценка проектов — были полностью соблюдены. Это была очень серьёзная задача, но необходимая. Нужно было быстро поддержать деятелей культуры, которые стремились откликнуться на происходящее после начала СВО. Появилось множество поэтических сборников, всплеск поэзии — и требовалась оперативная финансовая поддержка. Параллельно началась кампания по отмене российской культуры, и многие деятели искусства лишились источников дохода. Они не могли продолжать работу, но с помощью наших конкурсов получили такую возможность: начали гастролировать, выступать с концертами. С тех пор эта работа продолжается.

Сейчас мы реализуем совместный проект с фондом «Защитники Отечества»: у нас открыто 25 проектных офисов по всей стране. Мы взаимодействуем с Фондом — они находят творчески ориентированных ребят, которых, как выясняется, немало. У человека на фронте вдруг пробуждается поэтический или музыкальный талант. Возможно, он был в нём всегда, просто дремал. Мы видим, как эти способности раскрываются. Кроме того, среди воюющих есть немало профессиональных деятелей культуры — и, к сожалению, уже есть погибшие. Мы поддерживаем проекты, посвящённые их наследию. На данный момент таких проектов реализовано уже сотни.

О массовой культуре как мягкой силе

Саид БАРГАНДЖИЯ: Когда началась спецоперация, сложилось впечатление, что Россия многое упустила в плане когнитивного воспитания, внедрения здравых нарративов. Как вы считаете, сделали ли креативные индустрии шаг вперёд за эти 3 года?

Роман КАРМАНОВ: Креативная индустрия — это, прежде всего, люди. Это не что-то абстрактное. К примеру, стул, на котором мы сидим, — результат креативной индустрии. Кофе, который у меня стоит, — часть гастрономической культуры. Это тоже креативная индустрия. Я знаю множество музыкантов и артистов, которым близка тема созидания — любви, родины, семьи. Я говорю «так называемая патриотическая тема», потому что под этим понимаю нечто гораздо большее. Песня о хорошем — о любви, о родине, о жизни — уже сама по себе патриотична. Раньше патриотическая песня ассоциировалась только с военной строевой тематикой, но сейчас это понятие расширяется. На радиостанции «Гордость», например, в базе — 1,5 тысячи песен. Это песни о счастливой любви, о родной земле, написанные от души. Как сказал Николай Вячеславович Расторгуев, неважно, как назвать песню — патриотической или нет. Важно, хорошая она или плохая. И у нас научились создавать хорошие песни с позитивным, созидательным посылом. И в какой-то момент произойдёт замещение, но этому процессу нужно помогать — поддерживать новых артистов, давать им площадки и возможности. Раньше преобладала музыка с нарративами: «Я люблю себя», «Я люблю деньги», «тусовка», «эгоизм». Всё это постепенно уходит. Я не жду революции, но вижу, что изменения происходят. Уже сейчас с радио Гордость начинают брать в эфир песни, которые ещё два года назад не взяли бы. Сознание меняется, пусть и постепенно.

О финансировании и отчетности

Саид БАРГАНДЖИЯ: Я — молодой творец, у меня есть команда. Я хочу подать заявку в Президентский фонд культурных инициатив. На какую сумму я могу ориентироваться?

Роман КАРМАНОВ: Есть градации: максимальная сумма — более 20 миллионов, минимальная — до 700 тысяч. Всего четыре уровня. В таблице по вертикали указаны критерии, по горизонтали — суммы, и в зависимости от уровня финансирования меняется вес критериев. Это нужно внимательно изучить. Есть идея, есть проект — и под него подбирается финансирование. Вы должны чётко понимать свою целевую аудиторию, как будете на неё воздействовать, особенно если речь идёт о ценностных вещах. Надо уметь составить бюджет, сделать презентацию, представить команду, рассказать о своём опыте. У каждой команды должен быть лидер, который распределяет роли и понимает, какие ресурсы есть, а каких нет. Если говорить о деньгах ПФКИ — это безвозвратные инвестиции. Вы получаете средства, покупаете оборудование, платите людям. Возвращать ничего не нужно. Всё остаётся у вас — в том числе как основные средства.

Саид БАРГАНДЖИЯ: Ещё один важный момент - требования к отчётности.

Роман КАРМАНОВ: Отчётность — тема, которая многих пугает. Знаю команды, которые не участвуют в грантовых конкурсах именно по этой причине. Но если у вас есть грамотная команда, если вы действительно собираетесь реализовать то, что пообещали в заявке, всё заранее распланировали и грамотно оформили — никаких рисков нет. Что такое отчёт? Вы захотели купить комплект светового оборудования — купили, отчитались. Всё просто. У грантополучателей есть 18 месяцев, чтобы реализовать проект. Если вы можете обосновать свои действия, вы имеете право переносить место проведения, в рамках сметы можно менять оборудование. Всё это — вопрос переговоров с Фондом.

Саид БАРГАНДЖИЯ: То есть Фонд всегда на связи с командой, которая реализует проект?

Роман КАРМАНОВ: Мы отвечаем на вопросы 24/7. Постоянно. У нас сейчас два филиала: один в Красноярске, другой в Хабаровске. Поэтому мы всегда на связи. А если по какой-то причине мы не можем ответить сразу, у нас есть чат-бот на основе искусственного интеллекта. Он общается с теми, кто обращается в то время, когда живого оператора нет. У каждого есть личный кабинет, туда можно задать вопрос — и вы обязательно получите ответ.

О развитии креативной индустрии в регионах

Саид БАРГАНДЖИЯ: Я подписан на ваш личный телеграм-канал. Вы там как раз писали про открытие филиалов. Давайте поговорим о развитии креативных индустрий. У нас есть проект «Страна едина». Мы ездим по регионам и снимаем документальные фильмы о том, как одни регионы помогают другим, исторически связанным с ними. Иногда даже сложно найти оператора. Поэтому одна из главных задач — привлекать к проекту творцов из регионов. Даже на этом уровне возникают трудности. А на уровне целого Фонда, думаю, их ещё больше. Как вы решаете эти вопросы в регионах?

Роман КАРМАНОВ: Давайте для начала разделим тему. Развитие креативных индустрий в стране — это обширный вопрос. Только в начале февраля вступил в силу закон о развитии креативных индустрий — 330-й (речь идет о Федеральном законе "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации" от 08.08.2024 N 330-ФЗ – прим. ав.). Он зафиксировал, что такое креативная индустрия, креативная экономика, креативный продукт. Раньше тоже употреблялись эти термины, но шли споры, как всё это называть. Кто-то предлагал говорить «творческие индустрии». Обсуждали даже, насколько слово «индустрия» уместно, ведь оно иностранного происхождения. Теперь дискуссия завершена. С февраля действует закон: креативная индустрия признана официально.

Главная идея закона — в передаче полномочий регионам. Уже около 6–7 субъектов РФ ещё до вступления закона в силу приняли свои акты о креативных индустриях. И в них уже идёт активное развитие. Возьмите, например, Якутию, Ханты-Мансийск, Калининград. Там всё развивается опережающими темпами. Сейчас важно, чтобы другие регионы посмотрели на их опыт и нашли своё место в креативной индустрии. Для этого существуют креативные недели: московская, уральская, дальневосточная. Там происходит обмен опытом, формируется сообщество. Уже создана инфраструктура, к которой можно подключиться.

Креатив проявляется особенно ярко, когда ограничены ресурсы. Когда у тебя всё есть — креативность может не включиться. А когда ничего нет — начинается поиск. Вот в Омске есть крепость и часть города не знала, что сам город стоит на этой крепости. Сейчас создаются проекты по восстановлению элементов крепости. И это становится гордостью региона.

Идея в том, чтобы найти идентичность, которая может приносить доход. Деньги приходят не только от туристов. Главное, что люди остаются в регионе, потому что им интересно здесь жить. Они находят себя, самореализуются. А это уже экономический эффект. Региону выгодно, чтобы люди оставались, особенно молодёжь. Потому что именно в этом — устойчивое развитие. Именно поэтому креативная индустрия так важна.

Саид БАРГАНДЖИЯ: Можно сказать, что перед Президентским фондом культурных инициатив все равны?

Роман КАРМАНОВ: Ну, звучит сильно…

Саид БАРГАНДЖИЯ: Да, я подбирал слова специально. Это, мне кажется, важный первый тезис: проекты выбирают эксперты, и это повышает уровень доверия к Фонду. То есть не стоит бояться — Фонд не бросит на полпути.

Роман КАРМАНОВ: Фонд в пути не бросит, лишнего не спросит. Видите, мы уже с вами афоризмы сочиняем. А по поводу суммы: сколько запрашивать — много или мало? Запрашивать нужно ровно столько, сколько действительно необходимо. Потому что стратегия «попросим поменьше, а пообещаем сделать побольше» не работает. Эксперты — люди опытные и здравомыслящие. Они понимают, что за эти деньги качественно реализовать весь объём не получится. Так что не удивляйтесь, если такая стратегия приводит к неудаче.

О том, как узнавать о грантах и конкурсах

Саид БАРГАНДЖИЯ: Очень важный вопрос. Где творческим людям узнавать о том, что Фонд объявил, например, новый грант или конкурс?

Роман КАРМАНОВ: На нашем сайте. Но лучше всего подписываться на социальные сети Фонда — там появляются первые объявления. А можно я расскажу о том, что знают не все? У нас есть ещё программа пожертвований. Например, в прошлом году объём этой программы составил 2,5 млрд рублей. Фонд в прошлом году точечно профинансировал абсолютно все учреждения культуры и спорта в исторических регионах. Все — дома культуры, клубы, спортивные объекты. Что мы сделали? Выявили более 2 тысяч таких учреждений, за каждым закрепили эксперта, определили потребности: кому форма, кому музыкальные инструменты, свет, звук, компьютеры, где-то нужно было заделать дыру в крыше от снаряда, заменить стёкла, купить машину, уложить газон, приобрести лодки для детского парусного спорта — и так далее. Вот уже второй год ведём эту программу. Люди видят результат. У нас есть, например, баянист, который 50 лет играл на одном инструменте — том, что ему ещё в советские годы выдали. Только недавно он получил новый баян. Таких примеров — огромное количество.

Саид БАРГАНДЖИЯ: То есть даже с такими запросами можно обращаться? Допустим, я знаю, что в моём регионе живёт уникальный кузнец, и ему нужна помощь, чтобы построить кузницу.

Роман КАРМАНОВ: Система устроена так, что регион сам определяет, какие заявки хочет подать в текущую волну. Где не хватает чего? В первой волне, например, было много запросов на оборудование: интерактивные доски, мебель — нужно было обеспечить базу. Но параллельно нужно было, скажем, закрыть тепловой контур, чтобы дети могли заниматься в зале. Или просто отремонтировать зал. Таких случаев много.

О радиостанции «Гордость»

Саид БАРГАНДЖИЯ: За всё наше интервью вы несколько раз упомянули радиостанцию «Гордость».

Роман КАРМАНОВ: Да, потому что она создаёт противовес в этой сфере. Это очень популярная станция, которая стала востребованной буквально за год. Сейчас она вещает уже почти в 70 регионах в FM-диапазоне. И это подтверждает одну важную гипотезу. Многие радиостанции говорят: если мы начнём брать песни патриотических исполнителей — тех, кто поёт о чём-то хорошем, у нас упадут рейтинги. И на этом основании отказываются от такого контента. А вот «Гордость» построена на другом подходе — 80% музыки там именно такого рода. И за год рейтинги резко выросли. Это говорит о том, что огромному количеству людей нужна эта музыка. Просто её не дают. А «Гордость» — даёт. Таких станций должно быть больше.

Саид БАРГАНДЖИЯ: С таким предложением тоже можно обратиться в Президентский фонд культуры? Радиостанция «Гордость» ведь при поддержке Фонда?

Роман КАРМАНОВ: Да, конечно. И это не единственная поддержанная медиаплатформа. Есть, например, радиостанция «Родники», которая работает в схожем сегменте. В ЛНР тоже вещала станция, получившая грантовую поддержку. Сейчас её сигнал, кстати, тоже транслирует «Гордость».

Саид БАРГАНДЖИЯ: А на каких волнах можно слушать «Гордость»? Давайте прорекламируем.

Роман КАРМАНОВ: В каждом городе своя частота. В Москве, например, — 105 FM.

Саид БАРГАНДЖИЯ: Вы сами слушаете?

Роман КАРМАНОВ: Постоянно.

Фестиваль радио Гордость «Музыка гордых»

Саид БАРГАНДЖИЯ: Вы много рассказываете о том, что пришли в Фонд из медиа. Не скучаете по журналистике?

Роман КАРМАНОВ: Здесь нет ощущения утраты. У Фонда довольно крупный медиаблок. У нас есть собственные студии, где мы записываем программы — образовательные, просветительские и другие. Этот медийный опыт оказался крайне полезен, и сейчас он активно используется. Плюс у меня есть два медиапроекта - «ПОДКАСТ.ЛАБ Креативные индустрии» на Первом канале и новый проект «Без сценария». И этого мне вполне достаточно в плане медиадеятельности. Я считаю, что это важнейшая часть продвижения идей креативных индустрий. Так что мне действительно хватает медиапрактики. А скучаю ли — понимаете, ведь всё зависит от человека. Помню интервью с Владимиром Николаевичем Сунгоркиным, моим учителем и главным редактором «Комсомольской правды». У него спросили: «Вы уже 25 лет возглавляете издание. Вам не надоело?». А он ответил: «У меня счастливая работа — я сам себе её придумываю. Стало скучно — запустил внутри ещё один проект». Вся его жизнь — из таких «кубиков». И мне это очень близко. Я тоже придерживаюсь такого подхода, переключаясь с одной задачи на другую. Вот сейчас, например, у меня добавилось преподавание — в РАНХиГС и в ГИТИСе. Это тоже очень интересно.

Саид БАРГАНДЖИЯ: А что именно вы преподаёте?

Роман КАРМАНОВ: Государственную культурную политику. В ГИТИСе я преподаю её творческим людям, а в РАНХиГС на курсе стратегических коммуникаций. То есть студентам, которым предстоит взаимодействовать с представителями творческих профессий. Подходы разные, но это очень ценный опыт. Есть возможность показать творческим людям важные аспекты, которые они, возможно, не замечают во взаимодействии с государством. А с другой стороны — объяснить управленцам, как правильно строить диалог с представителями креативной сферы. Это важно.

Съемки программы «Без сценария»

О работе и хобби

Саид БАРГАНДЖИЯ: А при таком объёме работы у вас вообще остаётся время на досуг?

Роман КАРМАНОВ: Нет. А что считать досугом?

Саид БАРГАНДЖИЯ: Ну, например, участие в «ПОДКАСТ.ЛАБ» на Первом канале — это ведь можно назвать досугом?

Роман КАРМАНОВ: Нет, это работа. Книги читать приходится — в том числе потому, что надо готовиться к лекциям. Я читаю в выходные, темы сложные: исторические, культурные аспекты. Это требует времени. И это уже не в рамках обычного рабочего дня — часто ночами приходится читать. Так что досуга в привычном смысле у меня нет. Хобби тоже сейчас отсутствуют. Раньше занимался музыкой — играл на гитаре. У меня в кабинете до сих пор стоит инструмент. Но взять его в руки времени нет. Хотя он остаётся рядом — как напоминание. Я помню, как играть. Если будет возможность — возьму гитару и вспомню.

Саид БАРГАНДЖИЯ: Нам пора заканчивать. Вам огромное спасибо! Надеюсь, этот выпуск будет полезен множеству творческих людей!

Роман КАРМАНОВ: Творческим людям могу сказать одно: если вы не придёте за финансированием, за ним придёт кто-то другой — и реализует свою мечту. Поэтому не нужно раздумывать. Нужно готовиться, действовать, собирать команду. И тогда всё обязательно получится! Так что отсиживаться смысла нет - надо действовать!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: