
Сегодня, 20 июня, в рамках деловой программы Петербургского международного экономического форума, который проходит в Северной столице с 18 по 21 июня, состоялась дискуссия на тему «Культурный ДНК российских брендов». Одним из участников обсуждения стал генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. В рамках своего выступления глава ПФКИ отметил, что креативная среда – это совокупность индустрий, которая остро реагирует на новые тренды: «Креативная индустрия состоит из множества сфер. Именно поэтому наблюдается неравномерность: какие-то из них развиваются быстрее, какие-то – медленнее. ПФКИ – это инструментальный Фонд, который реагирует и видит, как меняется креативная среда. За 4 года мы поддержали более 10 тысяч проектов и отсмотрели свыше 100 тысяч заявок. То есть мы понимаем, каких проектов становится больше и наоборот. Что касается моды, то за все время Фондом было поддержано 190 проектов. Мы видим, что благодаря ярким представителям этого типа мышления данное направление постепенно развивается и мне бы очень хотелось, чтобы в скором времени мы все были одеты в наши, российские бренды».
В качестве примера Роман Карманов привел Мордовию, где несколько назад были оцифрованы находки этнографической экспедиции, связанные с национальными узорами и орнаментами. Найденные артефакты стали основой для создания коллекции национальной одежды, которую вчера презентовали на полях ПМЭФ.
«Мордовия всем показала, как нужно обращаться со своим наследием и сохранять региональный культурный код. Там, где местная власть и креативная индустрия смотрят в одну сторону мы видим проявление очень ярких примеров. Креативные индустрии развиваются, мы с вами являемся участниками этого процесса и должны этим гордиться».

О важной роли креативных индустрий в меняющейся внутренней политике государства рассказал заместитель начальника Управления президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский: «Креативные индустрии являются неотъемлемой частью внутренней политики. Да, долгое время мы, отчасти, зависели от западных трендов. Но сейчас мы видим совершенно иные процессы – процессы осознания собственной субъектности и формирования своей креативной экономики. Причем это выражается не только в цифрах: мы начинаем ощущать особый вкус к собственной анимации и кино, у нас появляются свои, а не заимствованные герои. То же самое происходит с модой, – возвращение к истокам это и есть поиск нашей идентичности и гигантский шаг к сохранению культурного ДНК».
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Иван Куликов отметил необходимость расширения взаимодействия креативных индустрий и промышленности. «Сегодня важно не просто продвигать промысел, необходима интеграция культурного кода в том числе в изделия легкой промышленности», – сказал замглавы минпромторга РФ.

«Креативная индустрия это то, что формирует экономику впечатлений. Впечатления сегодня – это то конкурентное преимущество, которое определяет, что мы выбираем для себя. Если мы говорим про культурный код, то нам нужен собирательный образ. Причем речь не об айдентике, а о креативе: например, мода – это не только про бренды. Мода – это про тренды в дизайне, промыслах, кино и так далее. Это и есть гипотетический пример собирательного образа, который как магнит притягивает множество сфер креативной индустрии. Это то, что формирует востребованность на несколько лет. Поэтому очень важно, чтобы наши ценности и наши смыслы были в тренде», – отметила генеральный директор АНО «Агентство креативных индустрий» Гюльнара Агамова.
В дискуссии, модератором которой выступила издатель Марина Геворкян (медиапроект «Сноб»), также приняли участие:
Инна Святенко - заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Денис Аксенов - генеральный директор Государственного фонда кинофильмов РФ
Иван Куликов - заместитель Министра промышленности и торговли РФ
Вероника Никишина - генеральный директор АО «Российский экспортный центр»
Дмитрий Кобицкий - генеральный секретарь – руководитель секретариата совета межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ
Инна Апенко - вице-президент Ассоциации легкой промышленности Республики Казахстан
Филипп Гулый - председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Республики Беларусь
Дэвид Хендерсон-Стюарт - соучредитель Петродворцового часового завода «Ракета»
Екатерина Шерварли - основатель SHERVARLI Official
Васса Яковлева - основатель Vassa&Co
Светлана Моднова - грантополучатель ПФКИ, основатель мануфактуры «Московская игрушка».