Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
21 июня 2025

«Культурный фронт. Приближая Победу»: история плаката «Родина-Мать зовет!»

Прообразом знаменитого плаката Ираклия Тоидзе стала его супруга: именно с таким выражением лица она вбежала в мастерскую художника и сообщила о начале войны. Именно в ней он увидел эмоции, которые в это же мгновение чувствовали миллионы советских граждан. Уже через четыре дня – 26 июня 1941 года – напечатанный в огромном формате плакат был размещен на фасаде Центрального телеграфа.

«Для человека нет ничего ближе и роднее, чем родина. Родина в образе матери», – вспоминал художник. Так и был рождён образ, призывающий защищать страну от врага.

Плакат «Родина-Мать зовёт!» имел огромное значение для морального духа всех граждан Советского Союза. Он стал одним из символов Великой Отечественной войны, олицетворяя идею защиты Родины, семьи и близких.

В годы войны работы советских художников стали мощным оружием в идеологической борьбе против фашизма. Плакаты времен Великой Отечественной войны поддерживали в людях стойкость, оптимизм и сохраняли веру в Победу, ведь каждый из них сочетал в себе идеологическую силу, художественную выразительность и безошибочно считываемый визуальный язык.

Этот эпизод стал частью масштабного проекта «Культурный фронт. Приближая Победу», в коротких роликах – о том, как деятели культуры, агитбригады приближали великую Победу, поднимая боевой дух советских солдат, об истории легендарных песен и фильмов, о том, как в годы войны сохраняли культурное наследие страны, направляя музейные фонды в эвакуацию.

К году 80-летия Великой Победы авторы творческих проектов, направленных на увековечивание главного праздника страны, – активные участники конкурсов Президентского фонда культурных инициатив. Только за 2024 и начало 2025 года ПФКИ поддержал более 340 проектов, напрямую или косвенно связанных с Юбилеем Победы, на общую сумму свыше 2 млрд рублей.

СМОТРЕТЬ ЭПИЗОД

Среди проектов, получивших на свою реализацию государственную поддержку, – серия масштабных концертов «Живое эхо битв минувших», международный музыкальный фестиваль «Дорога на Ялту» и фестиваль «Дороги Победы». #ОркестрНепокоренных Донецкой филармонии отправился в большой гастрольный тур по стране с исполнением Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. В Музее современной истории России открыта выставка агитплакатов военных лет «Окна ТАСС. Искусство побеждать», для этого были подняты уникальные архивы и восстановлены сотни плакатов, которые впервые представлены в едином выставочном пространстве. Значимым событием стал спецпроект «Победители» – цикл уникальных интервью с ветеранами Великой Отечественной войны. 

«Культурный фронт. Приближая Победу» регулярно выходит в социальных сетях Президентского фонда культурных инициатив: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм, а также на RURUBE.

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: