
На стенде Президентского фонда культурных инициатив в рамках ПМЭФ-2025 в Санкт-Петербурге президент РАХ Василий Церетели дал эксклюзивное интервью, в котором раскрыл роль современного искусства как проводника духовно-нравственных ценностей. В беседе обсудили и новые образовательные программы для молодёжи, и международное сотрудничество, и выставки Московского музея современного искусства. Церетели подчеркнул, что искусство сегодня — это не только творчество, но и важный инструмент «мягкой силы» в международной культурной политике.
О роли современного искусства в передаче духовно-нравственных ценностей
Олеся ГАРИПОВА: Василий Зурабович, здравствуйте! Рада приветствовать вас в нашей выездной студии на площадке Петербургского международного экономического форума. Хотела бы начать наш разговор о культурной политике в контексте духовно-нравственных ценностей, о которых сейчас так много говорят. Вчера об этом говорил и Президент. В целом культурная политика столицы соответствует стратегии, принятой до 2030 года, в которой, безусловно, красной нитью проходит тема духовно-нравственных ценностей. Вы возглавляете Музей современного искусства. Насколько современное искусство несёт эти ценности посетителям?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Вообще, современное искусство — это зеркало современного мира. Каждый художник передаёт то, что он видит сегодня, в текущей ситуации. Россия всегда была, можно сказать, впереди планеты всей. Русский авангард — это современное искусство, которое подарило миру дизайн, инновации и фактически изобрело современное искусство. Благодаря нашей стране оно стало популярным по всему миру. В каждую эпоху любое создаваемое искусство было современным. Классика ведь тоже когда-то была современным искусством на момент своего создания.
Очень важно, что сейчас в Музее современного искусства проходит прекрасная выставка «Парк Победы. Образы памяти в российском искусстве Новейшего времени», посвящённая 80-летию Победы. Через призму памятников, которые устанавливаются в нашей стране с 80-х годов, мы рассказываем об истории современного искусства. Современное искусство бывает разным, и главное, чтобы зритель, который его воспринимает, был образован и видел это именно в контексте музейного показа. Это очень важно.
Олеся ГАРИПОВА: А насколько сейчас московский зритель образован?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Вы знаете, Москва делает нас такими, какие мы есть, и это, конечно, благодаря Сергею Семёновичу Собянину. Инфраструктура Москвы воспитывает зрителя. У нас уже отличные парки, мы гуляем по городу и всё чаще встречаем скульптуры, произведения искусства, концерты, музыку, театры. Всё это создаёт инфраструктуру для зрителя, формирует современное восприятие. Посмотрите на парк «Зарядье», парк Горького, Музеон, новый парк Малевича — всё это формирует вкус, формирует видение. Московский музей современного искусства, как главный музей, заботится о детских и образовательных программах, у нас есть Школа современного искусства. Все эти элементы вместе формируют зрителя, это очень важно. Информация распространяется очень быстро. Художники интерпретируют её по-своему. Теперь ещё появился искусственный интеллект, и художники сразу начали использовать его в своём творчестве. Важно всё это правильно адаптировать, правильно показывать, чтобы человек не потерялся в этом потоке и увидел, конечно, те ценности, о которых говорил Президент. Искусство — лучший способ передать патриотические и воспитательные смыслы. Оно доступно, оно считывается — через литературу, театр, через визуальные образы. В Иркутске мы недавно открывали фестиваль «Территория» — театральную и выставочную программу. Очень важно, чтобы и регионы, и Москва доносили это до зрителя именно через искусство и через современное прочтение нашей истории.

О вовлечении молодёжи в культурную жизнь и музейные программы
Олеся ГАРИПОВА: В целом, как вы считаете, молодёжь в России сегодня вовлечена в культурную повестку, в частности в художественную?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Да, фестиваль «Территория» вместе с «Полюсом» уже трижды реализовывали проекты в Магадане, Красноярске, Иркутске, Якутске, Южно-Сахалинске. Повестка современного искусства там включает и выставки, и театральные постановки, и мастер-классы, и встречи со зрителями, с профессионалами. Там, на местах, очень талантливая публика, которая вовлекает молодых ребят. Молодёжь включается, смотрит, создаёт. У Академии художеств есть филиалы на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, также уже официально открыли Южное отделение. Это способствует укреплению связей, поиску и рождению новых талантов, развитию инфраструктуры, образования. Благодаря этому молодёжь активно включается, производит свой контент, отражая своё собственное видение.
Олеся ГАРИПОВА: Задам, возможно, немного банальный вопрос. В моём детстве в музей ходили по двум причинам: либо это была школьная экскурсия, либо приводили родители. И, если честно, не всегда это было по собственному желанию и с удовольствием. Сейчас я вижу, что молодёжь приходит в музеи осознанно. Какие механизмы сегодня используются, чтобы отвлечь от гаджетов, от компьютеров, и «заставить» пойти в музей?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Министерство культуры делает очень многое, департаменты культуры активно участвуют, например «Ночи музеев», бесплатные воскресения, Пушкинская карта. Все это даёт возможность молодёжи прийти в музей либо бесплатно, либо в рамках специальных мероприятий. Когда они приходят хотя бы один раз — это уже преодоление барьера. Многие родители раньше не хотели брать детей с собой, потому что сами не знали, как это сделать, или просто не понимали, с чего начать. У нас в Московском музее современного искусства есть целая программа под названием «Если бы я только знал!..». Это семейное посещение, где через интерактив, через рассказы вовлекаются мама, бабушка, друзья. Иногда люди отказываются посещать музеи, потому что не понимают современное искусство и говорят: «Нет, я не поеду, ребёнку, кажется, лучше погулять в парке». А благодаря таким программам они начинают вовлекаться, интерпретировать, узнавать, не боятся приводить детей и знакомить их с тем, что на самом деле необходимо. Знание современного искусства, понимание того, что нас окружает и как это интерпретируется — это очень важно.
Олеся ГАРИПОВА: Искусственный интеллект сейчас присутствует в музеях?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: У нас недавно была выставка, где художник с помощью искусственного интеллекта создавал работы, и через его творчество ИИ воспроизводил то, что писал человек. Это был интерактив. Все эти механизмы, безусловно, сегодня используются, но самое главное — сам проект. Он должен быть качественным, интересным. Тогда, конечно, молодёжь с удовольствием ходит и вовлекается. Буквально вчера открыли выставку в музее Российской академии наук в Санкт-Петербурге «Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели». Это тоже уникально. Благодаря архитектуре и дизайну эти два художника совершенно по-новому представлены зрителю. Это очень важно. Сейчас всё имеет значение — и сама организация выставки, и как она освещена, и звуковое сопровождение. Например, выставка «Парк Победы» в Московском музее современного искусства, которая продлится до сентября. Очень интересно, как мы показываем зрителю историю через призму скульптуры: Ижевский мемориал, Поклонная гора и многие другие памятники — всё это представлено.
Через это, уже в контексте современного искусства, мы можем увидеть, как включаются разные элементы. Также на выставке есть специальный портал, где любой посетитель может найти своих предков — участников войны. То есть, приходя в музей, ты можешь узнать, где воевал твой дедушка, увидеть его путь. Это очень важно — такой обмен и такая вовлечённость.

О РАХ и её роли в сохранении традиций
Олеся ГАРИПОВА: Хочу вас поздравить с тем, что вы стали президентом Российской академии художеств. Это произошло сравнительно недавно. Как теперь будет строиться работа?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Академия художеств — один из главных институтов в сфере культуры. У неё 300-летняя история. Был небольшой период, когда её закрывали, когда началась борьба с ней, но Сталин своим решением возродил Академию в 1947 году. С тех пор она стала главным институтом по воспитанию художественного вкуса и уровня художественного образования. Все академии художеств в республиках входили в состав единой системы. У нас есть научно-исследовательский институт, который разрабатывает образовательные методики, работают научные и творческие мастерские, где художники получают образование. Это можно назвать высшим художественным образованием. У Академии есть филиалы на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Южном отделении. Всё это формирует художественную школу, которая в таком виде сохранилась, по сути, только в России. У нас осталось трёхступенчатое образование: с детства — институт — творческие мастерские. Это высочайший уровень профессионализма, который во многих странах был утерян. Сейчас этого больше нет. Китай — единственная страна, с которой у нас очень хорошие отношения. Мы подписали соглашение с Пекинской академией художеств и открываем Центр изучения русской культуры и русского искусства.
Олеся ГАРИПОВА: Та самая мягкая сила.
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Безусловно. Искусство — это мосты, и наша задача — выстраивать эти мосты, возрождать исторические нити, ту культурную ДНК, которая существует между нашими странами. Когда Китаю нужно было возрождать машиностроение, они опирались на советский опыт и благодаря нашим специалистам смогли восстановить промышленность. Советский Союз сыграл важнейшую роль и в искусстве. Благодаря советской художественной школе в Китае сформировалась реалистическая школа. Был такой художник Максимов, который фактически создал основу этой школы в Китае, дав возможность китайским художникам освоить реалистическое направление. Это целая эпоха, и главные художники, формировавшие современное китайское искусство, учились в советской школе. В Китае педагогов чтят даже больше, чем родителей. Для них педагог — это главное.
Учитывая эти традиции, мы снова говорим о необходимости их продолжать. Необходимо воспитывать новых китайских художников, передавать им наши знания, нашу культуру. Это востребовано. Наши педагоги едут в Китай преподавать, китайские студенты приезжают в Академию художеств, в Санкт-Петербургскую академию, в Строгановское училище. Они с большим интересом учатся, но, к сожалению, часто приезжают, ничего не зная о нашей культуре и истории. Поэтому создание центров на местах, где они будут изучать русскую культуру и искусство, позволит им приехать сюда уже более подготовленными, получить профессиональное образование и, вернувшись домой, в своём творчестве опираться на наши традиции.

О международном сотрудничестве в сфере искусства
Олеся ГАРИПОВА: Не только знания, получается, но и наши традиции, и наши ценности, безусловно, важны.
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Это очень важно, на мой взгляд. Мы выстраиваем такие же отношения с Ираном и другими странами, где, как вы правильно сказали, действует «мягкая сила» через воспитание, через нашу культуру — и, безусловно, через классическое и современное искусство. Потому что Академия художеств — это и театральное искусство, и монументальная живопись, и архитектура, и дизайн, и народные промыслы, и, конечно, декоративно-прикладное искусство.
У нас есть отделения по всем этим направлениям, в том числе новейших течений, и мы объединяем ведущих профессионалов. Мы тесно сотрудничаем с Союзом художников России. Вы даже не представляете, с каким уважением и трепетом, например, в Китае относятся к этой организации. Союз объединяет наших лучших художников. Всё это необходимо выстраивать и развивать совместными усилиями.
Это вся культурная инфраструктура нашей страны. Необходимо думать и о будущем пополнении фондов наших музеев. В советское время существовали государственные закупки произведений искусства — сейчас их нет. Это тоже нужно возрождать — через творчество, через синтез архитектуры и искусства. Сейчас очень важно, что в Москве Сергей Семёнович Собянин подчёркивает: новое строительство обязательно должно включать в себя искусство. То есть если строится новый объект, там обязательно должно присутствовать произведение искусства.
Олеся ГАРИПОВА: То есть на фасаде здания или где-то рядом должно быть искусство?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Да, дом, фасад — что-то должно быть интегрировано. Таким образом, появляется заказ для художников и деятелей искусства, формируется новое направление — производство новых произведений, которые становятся частью облика города. Именно так это и делалось в советское время.
Олеся ГАРИПОВА: Вернёмся к Российской академии художеств. Я правильно понимаю, что сейчас одно из основных направлений, один из приоритетов — это международное взаимодействие?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Безусловно, и международное, и региональное. Развитие региональных отделений, развитие всей культурной инфраструктуры, работа с регионами — это одно из важнейших направлений. В прошлом году мы провели пять выставок Российской академии художеств в Китае — в самых разных регионах.
Олеся ГАРИПОВА: Какие ещё страны заинтересованы? Где сегодня представлено наше искусство?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: В арабских странах, практически по всему континенту. Не буду перечислять каждую страну, но, например, Бахрейн — очень важный партнёр. Президент и министр культуры подписали с ними соглашение, ведётся серьёзная работа. Также активно сотрудничаем с Индией. Мы открыли прекрасную выставку индийского искусства, сейчас обсуждаем новые совместные проекты. В прошлом году мы издали большую книгу и провели конференцию, посвящённую русским художникам, которые работали в Индии, — как они воспринимали эту страну, как изображали её в своих произведениях.
Ведётся отдельная работа по всем направлениям и по каждой стране. Безусловно, у нас есть международное сотрудничество через почётных членов Российской академии художеств — это Испания, Франция, Италия. Не один из почётных членов не отказался от членства, несмотря ни на что. Диалог продолжается. Недавно мы наградили прекрасного фотографа из Японии.
Таких примеров много, и, безусловно, они активно участвуют в выставках и конференциях. У нас проходит огромное количество научных конференций, где представлены наука, искусство, новые технологии, архитектура, вопросы сохранения и реставрации памятников архитектуры. Это те сферы, где особенно необходимы коллаборация и взаимодействие с международным сообществом. И все с удовольствием принимают в этом участие, продолжают работать. Мы видим это не только на международных выставках, но и на конференциях, в том числе и здесь, на Форуме. Замечательно, что в этом приняли участие представители стольких стран. Очень важно, что каждый гость, который приезжает к нам — а это множество кураторов, художников — искренне восхищается нашей страной, городами, музейным сообществом. Это действительно воспитывает любовь к нашему искусству и культуре.
Олеся ГАРИПОВА: Заинтересованы ли они в импорте произведений российского искусства?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Знаете, мы недавно наблюдали пример — галерея «Пинская», прекрасная галерея, сейчас участвует во Франции в большой ярмарке, и это очень важное событие. Как только появляется желание и возможность, потрясающие профессионалы принимают в этом участие, и это, безусловно, приветствуется. Мы видели, как Эрик Булатов выставлялся в «Art basel» — это, пожалуй, самая популярная площадка, и его работы были представлены практически повсюду. Наше искусство — это часть международного контекста, без него невозможно представить мировую культурную повестку. Конечно, нужно делать ещё больше, чтобы поддерживать наших художников и галереи, в том числе создавать программы, которые помогут им участвовать в международных ярмарках.
Олеся ГАРИПОВА: То есть интерес сохраняется?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Да, и сейчас многие осознают, что дистанцироваться от российского искусства — это было большим упущением. Этот барьер, эта изоляция невозможны. Я уверен, что мы будем всё чаще видеть российские галереи и проекты в разных странах мира.

О поддержке культурных инициатив и грантовых проектах
Олеся ГАРИПОВА: Ещё одна ваша должность — член экспертного совета президентского Фонда культурных инициатив. Если говорить о проектах, которые подаются на гранты, насколько активны представители современного искусства?
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Для меня большая честь быть в этом совете. Президентский Фонд культурных инициатив играет огромную роль в формировании культурной инфраструктуры нашей страны. Благодаря Фонду даже самые маленькие проекты, рождающиеся в самых отдалённых регионах, получают шанс на реализацию. Мы видим множество заявок, связанных с фестивалями современного искусства, и огромное количество качественных проектов. Например, Даши Намдаков провел потрясающий фестиваль современной культуры «Тужи Арт», который объединил множество проектов и получил поддержку в прошлом году. Это очень важно: существует огромный потенциал, и благодаря Президентскому фонду культурных инициатив многие проекты получают возможность быть реализованными в самых разных направлениях.
Олеся ГАРИПОВА: Василий Зурабович, большое спасибо за эту беседу.
Василий ЦЕРЕТЕЛИ: Спасибо.