
Гостем мобильной студии Президентского фонда культурных инициатив, которая работала на ПМЭФ-2025, стал государственный и культурный деятель, художественный руководитель Московского театра мюзикла, лауреат Государственной премии России Михаил Ефимович Швыдкой. Он поделился своими взглядами на то, какую роль играют культура и искусство в формировании национального самосознания. Также обсудили современные творческие инициативы, вклад креативной индустрии в экономику страны и роль ПФКИ в поддержке огромного творческого сообщества страны.
Олеся Гарипова: Михаил Ефимович, сегодня много говорят о традиционных духовно-нравственных ценностях. Как вы считаете, культурные проекты стали откликаться на этот вопрос?
Михаил Швыдкой: Вы понимаете, любое художественное творчество и вообще вся культурная деятельность так или иначе связаны с созиданием. Люди, занимающиеся искусством или культурой — а это, всё-таки, разные вещи — погружаются в сферу духовности и пытаются понять, насколько современный человек соответствует тем фундаментальным, базовым ценностям, которые заложены в каждом из нас — природой, Богом, как кому ближе. Насколько социум влияет на формирование духовно-нравственных ценностей? Искусство всегда занималось этой проблемой, всегда задавалось вопросом: что такое человек? Кто он? Добро ли заложено в нём по природе? Или зло? Может быть, он нравственно нейтрален? Конечно, сегодня эта тема становится особенно острой, как это всегда бывает в периоды исторических перемен. То, что мы сегодня переживаем, — один из, пожалуй, самых важных исторических поворотов уже в XXI веке. Это очевидно: мир становится многополярным, появляется множество вызовов с разных сторон, рушатся традиционные, казавшиеся незыблемыми внутренние связи. Например, с Европой. И нам необходимо понять самих себя — кто мы такие. Мы всё-таки европейцы, которые повернулись на восток? Или мы люди, живущие на евразийском пространстве? Россия, как известно, — особая цивилизация, и в этом смысле вопрос идентификации, вопрос того, кто мы, прежде всего связан с духовно-нравственными ценностями.
Олеся Гарипова: Что в этой парадигме особенно важно сейчас доносить? Те самые 17 ценностей, которые были обозначены в 809 указе?
Михаил Швыдкой: Понимаете, мы живём в мире, где переплетаются христианство, ислам, иудаизм, буддизм — я перечислил все основные религии и конфессии, существующие в России. У каждой из них своё количество заповедей: у христиан их несколько больше, у мусульман свои, и так далее. Но суть в том, что эти заповеди должны быть. Должны существовать фундаментальные, действительно незыблемые вещи, которые делают человека человеком.

О креативных индустриях
Олеся Гарипова: Креативные индустрии уже стали самостоятельной частью экономики?
Михаил Швыдкой: Безусловно. Креативные индустрии дают значительный вклад в ВВП. В разных городах и регионах этот показатель различается, но, например, в Москве более 6% городского ВВП приходится на креативные индустрии. В целом по России их доля растёт, потому что это огромное поле деятельности: архитектурный дизайн, дизайн одежды, киноиндустрия, книгоиздание, создание ландшафтной среды и многое другое, чем сегодня пользуются люди. Это действительно важно. Креативная индустрия ориентирована на потребителя, и люди это ценят. Особенно сейчас, когда многие западные бренды, например в модной индустрии, ушли с рынка.
Олеся Гарипова: Мы к этому уже привыкли. Это уже не сегодняшняя новость, а скорее вчерашняя.
Михаил Швыдкой: Да, действительно, это уже даже вчерашний день. Западные бренды и торговые марки ушли, а их место заняли российские компании. Это действительно очень важно, и это положительная тенденция. Лозунг «покупай российское», который раньше был просто словами, сегодня стал реальностью. Мы покупаем множество вещей, созданных в России российскими дизайнерами и людьми, которые стараются соединить национальные традиции с потребностями современного человека. Недавно я был в Татарстане, в Казани, и там очень сильная креативная индустрия, связанная с национальным дизайном в сфере одежды. Это становится модным, популярным, привлекательным для молодёжи. Это живой процесс. Вот только что я был на сессии, посвящённой киноиндустрии СНГ. Совершенно очевидно, что сегодня кинематограф становится настоящей индустрией, частью экономики, которая серьёзно настроена на рост и действительно будет развиваться, в том числе и у нас. Поэтому креативная индустрия — это уже реальность, приносящая существенный доход. И надо отметить: чем выше доля креативных индустрий, тем устойчивее становится экономика.
Олеся Гарипова: А принятие закона о креативных индустриях и появление сравнительно недавно новых ОКВЭД для креативных индустрий — это способствует развитию?
Михаил Швыдкой: Разумеется, нужно понимать, что креативные индустрии долгое время существовали вне законодательной базы — это был скорее термин, чем реальный сектор экономики. Между тем, креативные индустрии требуют особого налогообложения, других подходов к кредитованию и так далее, потому что, например, для людей, работающих в этой сфере, банковские ставки по кредитам слишком высоки, это серьёзная нагрузка. У них совсем другие возможности по сравнению с крупным бизнесом. Поэтому, на мой взгляд, очень важно, что сегодня законодатели относятся к этому серьёзно и понимают, что это особая сфера деятельности. Это действительно крайне важно.

Об эффекте ПФКИ
«Президентский фонд культурных инициатив, по сути, формирует культурную повестку завтрашнего дня, и это очень важно. Вы улавливаете и слышите запрос времени, публики, художников — тех, кто в будущем принесёт значимые результаты. Появление такого фонда действительно положительно повлияло на всю систему культурной жизни, а на креативную индустрию — особенно».
Олеся Гарипова: Михаил Ефимович, президентскому фонду культурных инициатив сравнительно недавно исполнилось 4 года. Как, на ваш взгляд, изменился культурный ландшафт страны за это время с появлением фонда?
Михаил Швыдкой: Появление Президентского фонда культурных инициатив, безусловно, очень благоприятно повлияло на ситуацию в культуре. Можно услышать мнение, что это просто параллель Министерству культуры, и что они, в принципе, взаимозаменяемы. На самом деле это не так. У Министерства культуры существуют очень жёсткие ограничения в вопросах выделения, например, грантов, особенно для негосударственных учреждений. Фонд культурных инициатив работает со всеми, независимо от формы собственности, но в первую очередь — с некоммерческими организациями. Сегодня они активно влияют на все сферы культурной деятельности, включая креативные индустрии. Важно, что фонд поддерживает такие организации, а также стартапы и совершенно новые проекты, на которые министерство или региональные департаменты культуры никогда не выделят средства — у них просто нет ни таких полномочий, ни желания этим заниматься. А у фонда культурных инициатив есть ощущение взгляда в будущее.
Олеся Гарипова: Спасибо вам большое!
Михаил Швыдкой: Всегда к вашим услугам. Спасибо большое!