Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
10 сентября 2025

Вред и польза новых технологий в искусстве и культуре стали предметом обсуждения участников Форума объединенных культур

На площадке Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур состоялась панельная дискуссия «Новые технологии в культуре и искусстве — благо или вред, преимущества или риск»

На площадке Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур состоялась панельная дискуссия «Новые технологии в культуре и искусстве — благо или вред, преимущества или риск». Модератором дискуссии стал генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

Спикеры обсудили проблемы введения новых технологий в искусство и культуру, преимущества и опасности их использования в искусствоведческих и культурных практиках, опираясь на примеры из деятельности Эрмитажа и других культурных институций. Участие в дискуссии приняли начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям Михаил Швыдкой, генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России Ирина Великанова, генеральный директор «Национальной медиа группы» Светлана Баланова, Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, заместитель генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга» Юлия Голубева, режиссер, художественный руководитель московского Театра на Малой Бронной и Театра Романа Виктюка Константин Богомолов, кандидат экономических наук, Академик РАЕ, Генеральный представитель Русского центра развития образования науки и культуры в Китае Ли Ли, CEO Art works Ю Мин Сок, директор АНО «Национальный открытый чемпионат творческих компетенций «ArtMasters» Борислав Володин и другие участники. Модератором дискуссии выступил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

Михаил Пиотровский и Роман Карманов

Сергей Новиков подчеркнул, что суверенный искусственный интеллект необходим, потому что искусственный интеллект всегда будет отвечать на вопросы и если не «мы» будем их задавать, то задавать их будет кто-то другой. «Без цифрового суверенитета страна не будет в полной мере в безопасности. Во многом не благодаря, а вопреки сначала государственному регулированию появились свои соцсети, почты, мессенджер. Мессенджер MAX имеет встроенного помощника на базе искусственного интеллекта. У него уже 31 млн пользователей. Представляете, с какой скоростью будет обучаться этот помощник, если мы все будем пользоваться MAX? Прогресс образованности GigaChat 2.0 будет фантастическим, и это, безусловно, будет нашим конкурентным преимуществом», — подчеркнул Новиков.

«На фоне стремительного проникновения искусственного интеллекта в нашу культуру, нам критически важен открытый диалог на эту тему. Мы должны совместно выработать этические и правовые рамки, чтобы технологии служили гуманизации культуры, а не подменяли собой живое творчество. Третий год этой теме посвящены дискуссии отдельной секции, которая постепенно модернизируется из площадки для обсуждения в место, где генерируются важнейшие решения в этой сфере и формируются предложения в том числе по возможному совершенствованию имеющейся законодательной базы», — отметил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив, модератор сессии Роман Карманов.

Участники дискуссии обсудили введение нейросетевых практик в культурной деятельности. Михаил Пиотровский отметил, что нужно искать правильную нишу для искусственного интеллекта и что общество живет в новой реальности, где искусственный интеллект используется в том числе в деятельности культурных институций.

Михаил Пиотровский

«Мы переосмысливаем [музейную практику], когда мы "играем с реставрацией", реставрируем, снимаем, показываем художникам, что такое реставрация <…> Используя новейшие технологии, мы их гуманизируем, они становятся человечными, и это, наверное, наша главная задача. Кажется, что пока это получается. Вот почему мы продолжаем работать и создаем "Небесный Эрмитаж"», — сказал Михаил Пиотровский.

На вопрос, адресованный Пиотровскому, меняется ли его отношение к современным технологиям в последние годы, он ответил, что у него к ним нормальное отношение, такое же, как и ко многим другим современным технологиям, но при этом Генеральный директор Государственного Эрмитажа выделил несколько опасностей от их внедрения в деятельность человека.

«Первая опасность — что искусственный интеллект используется ленивыми, но главная опасность — что он никогда не говорит: "Нет". <…> Искусственный интеллект создает опасность для ленивых начальников и ленивых исполнителей. Для ленивых начальников все это якобы можно разложить по циферкам, по полочкам <…> Но самое плохое, что это стимулирует лень у подчиненных. На самом деле, очень легко сидеть и заполнять квадратики», — добавил Михаил Пиотровский.

Михаил Швыдкой

Михаил Швыдкой поддержал мысль Пиотровского о том, что искусственный интеллект стимулирует в человеке лень. Но, помимо этой опасности искусственного интеллекта, Швыдкой выделил его другую опасность — стремление такого интеллекта к идеальному результату, который никогда не может быть у человека.

«По идее сегодня можно создать идеальный алгоритм, который будет учить детей музыке. Сейчас в одной московской школе, когда заболел учитель, занятия вела электронная система и вела их идеально с точки зрения математической логики. При этом я всегда опасаюсь того, что любая идеальная система педагогики не учитывает, что человек неидеален, и это одно из существенных обстоятельств. Если мы будем учиться у роботов, нейросетей, то мы будем меняться, отказываясь от своего суверенного гуманизма, и это не менее важно, чем суверенный интеллект», — сказал Швыдкой.

Михаил Швыдкой подчеркнул, что пока искусственный интеллект не может заменить человека в актерском мастерстве и особенно в педагогике, но при этом нейросети создают вызовы современным педагогам.

Константин Богомолов

Режиссер театра и кино, художественный руководитель Театра на Бронной, заслуженный деятель искусств России Константин Богомолов отметил, что из-за нейросетей человек перестает приобретать навык поиска и хранения информации. «Человек очень быстро расслабляется. Уже говорилось здесь об этом, о лени, об атрофии мышечной, мозговой ткани в том, что касается сбора и анализа информации. Когда искусственному интеллекту передоверяется и сбор, и анализ информации, передаются ему важнейшие когнитивные функции, которые развивают мозг. Человек перестает приобретать навык сбора информации, который сегодня совершенно не архаичный навык», — сказал Богомолов.

Константин Богомолов подчеркнул, что современный кризис киноязыка вызван во многом тем, что поиск языка кино подменило освоение новых технологий. «Операторы, режиссеры, монтажеры занимаются тем, что осваивают кнопки различных пультов, осваивают новые и новые возможности камер, изображений и совершенно забыли, как рассказывать историю, как работать с актером, как выбирать ракурс. Язык кино перестал обновляться из-за этого», — добавил Богомолов.

При этом, по мнению Богомолова, искусственный интеллект никогда не сможет заменить настоящего актера, потому что он не способен сымитировать ошибку, которая свойственна человека и делает его живым. «Когда ты смотришь на действие, видишь актеров, ты четко, первый раз видя этих актеров, понимаешь, кто наигрывает, а кто живой, кто человеческий, а кто кривляется и что-то из себя изображает. Ты это видишь даже при том, что ты никогда не видел этого человека. Это означает, что у нас на каком-то биологическом уровне вшито чувство живого и неживого. Это очень важное чувство, присутствующее человеке. <…> Если перед искусственным интеллектом поставить такую сцену, он не сможет различить живое и неживое», — сказал Богомолов.

Ирина Великанова на вопрос, не убивает ли искусственный интеллект чувство историзма, отметила, что, с одной стороны, тематико-экспозиционный план по музейным выставкам можно создать с помощью искусственного интеллекта, но важно, чтобы была эмоции, поэтому сотрудники музея не пользуются искусственным интеллектом неосознанно. 

«Та эмоция, которую может создать живая выставка, сделанная и предложенная живыми людьми, и которая рождается в творческих спорах, — ее никогда ни один искусственный интеллект не заменит»,

Ирина Великанова

С другой стороны, по мнению Ирины Великановой, исторические музеи работают с исторической памятью, которую необходимо передавать современному поколению, а передать ему достоверное знание сложно, если просто демонстрировать старые предметы. По этой причине музей должен пользоваться новыми технологиями, чтобы преподносить молодежи историю новыми способами, например через мультимедийные выставки, интерактивные комиксы, приложения, оживляющие экспонаты.

«Мы используем современные технологии, и это делает сегодня практически каждый музей. <…> Традиция начинается с инновации. <…> Практически в каждом федеральном музее есть приложение Artefact, и посетитель уже не представляет себе посещение музея без его использования. Точно так же, как различные голограммы и метки, — все новые и новые технологии, которые мы используем, создавая выставки. Десять лет мы с этим работаем», — добавила Великанова.

«Посетитель исторического музея — это в основном школьник и студент младших курсов. Он живет в цифре сегодня, он активном этим пользуется, и на обычном языке с ним разговаривать — это означает, что завтра он к тебе не придет. А мы хотим, чтобы он возвращался снова и снова. Мы хотим сделать так, чтобы посещение музея стимулировало его узнать больше об истории», — сказала Великанова.

Cветлана Баланова, представляя на форуме «Национальную Медиа Группу», отметила, что пытаться остановить использование ИИ в медиа – «все равно, что быть в роли Анны Карениной и встать на рельсы перед несущимся паровозом». Она отметила, что с помощью ИИ можно вести труднодоступные съемки, создавать виртуальный продакшн. В качестве примера привела «Красный шелк», совместный российско-китайский ретро-детективный экшен 2025 года режиссёра Андрея Волгина, для которого было специально выстроено 500 квадратных метров виртуального продакшна. «С помощью ИИ легко снимать массовку, например. В настоящий момент идет развитие ИИ, и остановить это абсолютно невозможно. ИИ при этом пока не научился создавать смыслы, и, надеюсь, пока не научится. Креативная индустрия учится сосуществовать с искусственными интеллектом, у нас будут нейрокреаторы, которые будут использовать ИИ в своей работе. И, верю, он останется на службе у человека, а не наоборот человек встанет на службу ИИ», – отметила она.

Продюсер Лина Арифулина представила проект «Голос поэта», созданный при поддержке ПФКИ. Многие элементы в этом шоу были созданы с помощью ИИ. «С помощью нейросети можно создавать новых жанры, гибридные, интересные форматы. С помощью нейросетей для шоу «Голос поэта» мы создали визуальные новеллы. Но когда на сцену вышел, например, NILETTO, мы поняли, что нейросеть не смогла поработать с исходным материалом в части создания музыки, что у живого артиста получилось создать пронзительную вещь».

Юлия Голубева, заместитель генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга» призвала обратить внимание на опыт азиатских коллег, китайцев, которые уже несколько лет назад «узаконили» взаимоотношения культуры и ИИ. «ИИ спустя три года после первого нашего подобного обсуждения превратился в абсолютный гигиенический минимум, наладилось его рутинное использование – как с базовыми компьютерными программами. Если их не используешь, проигрываешь. Обратите внимание, что за последний год на 40% увеличилось количество вакансий, где среди прочих требований есть обязательно умение использовать ИИ. Прослушав коллег, хочется проговорить вот что: необходим законодательный запрет ИИ прикидываться человеком, потому что при таком влиянии человек совершает поступки, абсолютно вредящие его морально и физически».

Борислав Володин, директор АНО «Национальный открытый чемпионат творческих компетенций «ArtMasters» отметил, что новые технологии и ИИ особенно нужны молодым. «Технологии не могут точно навредить, ведь речь не только о технике, электронике. За всеми этими процессами стоят люди и управляют этим».

Александр Гагиев, директор по взаимодействию с креативными индустриями

музыкального сервиса Звук отметил, что в настоящее время никто не создал настоящего хита с использованием ИИ. «Молодая аудитория воспринимает большое количество ИИ в продукте, как «сэкономили», и по-другому не воспринимает. Сейчас хайп вокруг нейросетей спадает. Успешность продукта определяется его востребованностью. ИИ априори не способен придумать что-то новое, не придумает он и новый музыкальный жанр – то, что нужно продюсеру. Только креатор может дать проекту востребованность».

О Форуме: XI Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур пройдет с 11 по 13 сентября. Тема форума в этом году – «Возвращение к культуре – новые возможности». Гостями форума станут более 2,6 тысяч участников из России и 67 стран. Среди них деятели мировой культуры: режиссеры, артисты, художники, писатели, музыканты, ученые и предприниматели. В рамках деловой программы запланировано 11 тематических секций, одна из которых — «Путь объединённых культур и технологий к культурному коду будущего» организована Президентским фондом культурных инициатив. В ряде сессий принимают участие партнеры фонда и авторы успешно реализованных творческих проектов, получивших грантовую поддержку ПФКИ. Отметим, что Президентским фондом культурных инициатив становится партнером Форума уже третий год, ежегодно организуя свои секции, посвященные развитию нейросетей и применению новых технологий в культуре и искусстве.

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: