
В эпоху цифровой трансформации региональные культурные инициативы становятся важнейшим инструментом сохранения уникального наследия и укрепления идентичности. На XI Санкт-Петербургском международном форуме объединённых культур прошла сессия «Креативные индустрии и региональные проекты: как меняется культурный код в цифровую эпоху». Её участники обсудили успешные примеры взаимодействия креативных индустрий с регионами, вызовы цифровизации, а также предложили рекомендации по эффективному использованию технологий в развитии культурных инициатив. Модератором встречи выступила Маргарита Лянге, президент Гильдии межэтнической журналистики и главный редактор интернет-издания «Национальный акцент».
Долгое время отток творческих кадров из малых городов в крупные центры был серьёзным вызовом для культурного ландшафта страны. Однако цифровизация изменила правила игры, отметили участники дискуссии, организованной Президентским фондом культурных инициатив. Своим опытом поделились авторы проектов, реализованных при поддержке грантов Фонда.

«Глобальные цифровые инструменты помогают увидеть ценность региональной идентичности»,
При поддержке ПФКИ проект сумел объединить арт-институции, сообщества художников, галереи, кураторов, коллекционеров и ценителей искусства, доказав: цифровизация — не угроза идентичности, а способ её укрепления.
«Мы сильны своими художниками, своей академической школой, но в малых городах практически не видели их творчества. Сейчас опыт национальной платформы "Художники" показывает, насколько это востребовано, потому что здесь объединились авторы из 1100 различных населённых пунктов Российской Федерации, в том числе самых отдалённых. И все они равны. Художники в маленьком поселке на Дальнем Востоке или в Сибири имеют те же возможности, чтобы показать своё искусство миру. Такую возможность дают именно цифровые технологии», – продолжила спикер.
Министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова подчеркнула важность открытого диалога творческих коллективов и представителей власти. Она рассказала, как в регионе выстраивается сотрудничество с бизнес-сообществом и креативными индустриями, а также ведётся работа по подготовке собственных кадров. В 2023 году в Нижнем Новгороде открылась первая «Школа креативных индустрий» — проект Министерства культуры. Позже при поддержке ПФКИ была создана межрегиональная медиалаборатория молодых блогеров «Фокус на культуру». «Мы собрали 36 участников из 6 регионов. Ребята прошли теоретическую часть, побывали в регионах друг у друга. И, самое главное, они создали собственное сообщество, которое продолжает развиваться», – отметила Суханова.

Вопрос сохранения аутентичности в условиях глобализации стал отдельной темой обсуждения. Креативный продюсер проекта «Играем свадьбу!» на Первом канале Софья Эрнст рассказала, как региональные традиции помогают вернуть зрителя к истокам. Успех проекта, набравшего более 50 миллионов просмотров, доказывает: современная аудитория стремится к подлинным эмоциям и культурной идентичности. «Мы утрачиваем аутентичность в море шаблонного контента, и именно региональные культуры помогают нам её найти. На примере проекта "Играем свадьбу": мы не просто реконструируем обряды, а актуализируем их. Наша команда этнографов изучает костюмы и традиции, а креаторы и стилисты помогают сделать их удобными для современных пар. Чтобы традиция жила, её нужно переосмысливать — и мы показываем, как это работает», – пояснила Эрнст.
О тонком балансе между традиционными ценностями и технологиями говорил директор Национального музея Южной Осетии Мераб Зассеев: «Культура — это фундамент нашей жизни, источник творчества и духовности. Да, она подвержена влиянию технологий, но их взаимопроникновение должно быть гибким, без насилия над сутью. Я против того, чтобы культура стала предсказуемой — она обязана сохранять возвышенное, идущее из самого нутра. Именно она даёт нам ощущение прекрасного».
Среди практических кейсов, представленных на сессии, — работа Дома культуры «Исток» в Москве и проект «Звук Евразии». В этом году он впервые организовал выездную творческую лабораторию, чтобы предоставить артистам из регионов профессиональные инструменты для продвижения: от фотосессий и записи до продюсерской поддержки. «Мы можем включить в проект только 5–6 этнических коллективов, тогда как заявок поступает более сотни. У них есть талант, но часто не хватает навыков, чтобы быть замеченными. Собственно, "Звук Евразии" и занимается "перепрошивкой" творческих подходов», – отметила модератор дискуссии Маргарита Лянге.

В обсуждении также приняли участие руководитель молодёжного фестиваля цифрового искусства Play DigitalArt Наталья Сероштанова, генеральный директор ООО «ЦентроКино» Евгений Мелентьев, представитель Китайской международной ассоциации по связям с общественностью в РФ Яна Рытникова, директор Русского центра Шаньдунского профессионального университета иностранных дел, генеральный директор ООО «КАССИР.РУ» Елена Глуховская.
XI Санкт-Петербургский международный форум объединённых культур проходит с 11 по 13 сентября. Тема форума в этом году — «Возвращение к культуре – новые возможности». В форуме принимают участие более 2600 гостей из России и 67 стран мира — режиссёры, артисты, художники, писатели, музыканты, учёные и предприниматели. В деловой программе запланировано 11 тематических секций, среди которых — «Путь объединённых культур и технологий к культурному коду будущего», организованная Президентским фондом культурных инициатив. Фонд уже третий год подряд выступает партнёром Форума, ежегодно формируя секции о развитии нейросетей и новых технологий в культуре и искусстве.




