Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
6 октября 2025
0 просмотров

«Вятские сказки»: когда мифы и легенды оживают на экране

О проекте
«Вятские сказки» — серия детских фильмов-сказок, созданных по мотивам славянского фольклора. В основе проектов — мифы и легенды Вятского края, воплощённые в современных историях о дружбе, добре и духовных ценностях.
размер гранта
13 713 673,00 ₽
Афиша фильма «Цветок света» (2022)

Проект «Вятские сказки» фильмы объединяет жителей Кировской области вокруг идеи возрождения народной культуры. За восемь лет команда создала целый киносказочный мир, где мифы оживают на экране, а современные подростки становятся героями древних легенд. При поддержке ПФКИ было создано три фильма — «Цветок света», «Братья» и «Ворон. Возвращение». О том, как рождаются новые сюжеты, почему важна связь поколений и чему сказки учат зрителей сегодня, рассказала руководитель проекта.

Об истории и миссии проекта

— Расскажите, как изменились «Вятские сказки» с момента запуска до сегодняшнего дня?

— «Вятские сказки» я запустила в 2018 году после первого полнометражного фильма «День Красной Луны». Проект родился из моей работы с подростками: я преподавала им драматургию, режиссуру и актёрское мастерство, и съёмки стали для ребят увлечением и школой жизни. Тогда у меня не было ни профильного образования, ни опыта, ни специалистов — в нашем городе просто никто не снимал кино. Пришлось учиться всему самому: операторской работе, монтажу, написанию сценариев, костюмам — я стала человеком-оркестром. Для меня важно было дать детям прикоснуться к кинематографу и к своим корням. Меня давно интересует славянская мифология, а в школе её почти не преподают: дети лучше знают мифы других народов, чем свои. Поэтому я постепенно ввела в сценарии элементы мифологии и народного фольклора, стараясь показывать их не как «нечисть», а в том виде, каким эти существа представлялись в дохристианскую эпоху. Параллельно я стремилась показать красоту Кировской области: многие локации наших фильмов — труднодоступные и очень живописные уголки Вятки.

Поворотный момент наступил в 2022 году, когда мы получили грант. Это позволило нанять специалистов, обновить технику, построить деревянные локации и пошить костюмы — то есть перейти от самодеятельности к полноценной кинопроизводственной цепочке. Я продолжила образование: прошла курсы режиссуры монтажа и драматургии, и к съемкам «Братьев» подошла уже гораздо лучше подготовленной.

Особая гордость проекта — подростки, с которыми мы работаем. Это не просто массовка: они учатся дисциплине, помогают оператору и звукорежиссёру, изучают раскадровки и технические процессы, иногда подменяют специалистов. Для многих это открытие: кто-то понимает, что хочет связать жизнь с кино, кто-то остаётся с этим как с творческим хобби. Для меня «Вятские сказки» — не способ удовлетворить самолюбие, а пространство воспитания и профессионального роста через творчество.

— Одной из ваших задач было познакомить собственных детей, а также подростков вашего региона со славянской мифологией. Как вы думаете, удалось ли вам это сделать с помощью проектов? Есть ли отклики?

— Конечно, есть! Очень приятно наблюдать такие отзывы как, например, с новогодней постановки в Домt культуры: «Там использовали персонажа из ваших фильмов, о котором раньше никто не знал». Или пишет учительница: «Передайте огромное спасибо, потому что дети, посмотрев фильм, поставили сценку и решили добавить в неё сказочных существ. Они изучали материалы, сделали презентацию». Это невероятно трогательно.

Наши фильмы не энциклопедия, они мотивируют заглянуть глубже, пробуждают интерес к фольклору. В нашем Телеграм-канале есть зрители, которые благодаря фильмам узнали, что такое монтаж. Девочки делают эдиты, пишут фанфики, кто-то вдохновился и начал книгу. А сколько рисунков нам присылают! Недавно девушка прислала свою Сирену, написала: «Спасибо, я даже не знала, что у нас такое есть». Она увидела картину Васнецова, вдохновилась и создала свою работу. Когда видишь, что люди действительно вовлекаются, что даже взрослые начинают использовать в речи образы из фильмов, понимаешь — это работает. Я умею заражать и мотивировать, и это мой главный результат.

— Ваши фильмы связаны с фольклором и славянской мифологией. Было ли сложно найти баланс между древними сюжетами и интересами современных зрителей?

— Очень сложно. Современных детей фольклором увлечь трудно.Моя задача была показать ценности через сопереживание персонажам. И это было самое трудное, особенно когда действие разворачивается в декорациях Древней Руси. Баланс я нашла через любовные линии: это понятно всем. Вокруг них строился сюжет, и подросткам стало интересно.

Я долго наблюдала за интересами ребят и поняла, что любовь — это то, что цепляет, если она добрая и чистая. В кинотеатрах подростки буквально визжат от некоторых моментов.

О миссии проектов:

«Я хочу, чтобы люди научились верить в сказку. Сказка есть даже в обыденной жизни. Если у человека нет этой отдушины, если он не умеет видеть красоту, жизнь становится пустой. У каждого своя сказка. Самое главное — заразить людей желанием видеть сказку вокруг себя».

Афиша фильма «Братья» (2023)

О работе над фильмами

— При поддержке ПФКИ вы сняли три фильма, но всего вы сняли уже семь. Как появляются идеи для следующих проектов?

— Идеи приходят неожиданно — из жизни, картин, фильмов. Порой прямо на улице, среди повседневности. Бывает, увижу картину — даже рама способна вдохновить на новый проект.

Фильм «Братья» родился из случайно услышанной фразы: «Я буду ждать тебя всю жизнь. А если понадобится — и потом». Я услышала это от парня на остановке, который общался со своей подругой, её смущённое лицо запомнилось навсегда. Эта фраза зацепила так глубоко, что я сказала себе: «Лена, я хочу такую историю». Так началось развитие сюжета. А «Ворон. Возвращение» стал продолжением первой части, хотя и самостоятельным фильмом. Наши зрители его очень ждали. Но по сценарию проект требовал серьёзного финансирования, и только когда оно появилось, стало возможным снять его.

— Меняется ли ваш подход к съёмкам от фильма к фильму?

— Обучение сильно влияет на качество работы. Например, после курса по монтажу я научилась лучше строить визуальный сторителлинг. Обучение драматургии дало понимание, как эмоционально «подключить» зрителя к персонажу. С каждым проектом опыт накапливается, появляется уверенность и внутренняя свобода.

— Реализация какого проекта оказалась для вас самой сложной?

— «Цветок света». Это был первый проект, на который выделили финансирование. Раньше я всё делала своими силами, а здесь пришлось перестроиться: искать специалистов, отчитываться. Я очень ответственный человек, всегда выполняю обещания, и это чувство ответственности тогда сильно давило. С «Братьями» было легче, а с «Вороном» — ещё проще: у нас уже был опыт, команда, понимание, как нанимать специалистов.

— Герои ваших фильмов очень разноплановые. Есть ли персонажи, которые ближе вам лично?

— Я и сценарист, и режиссёр, и монтажёр. Считается, что фильм создаётся трижды: при написании сценария, на съёмочной площадке и при монтаже. Я беру все эти этапы на себя, поэтому каждый персонаж для меня важен. В уста героев я часто вкладываю собственные слова. Поэтому они все близки мне, каждый отражает часть моей души. Выделить кого-то невозможно — это как потерять один из пяти пальцев.

Афиша фильма «Ворон. Возвращение» (2024)

О команде и работе с детьми

— В ваших фильмах снимаются обычные подростки. Как вам удаётся работать с непрофессиональными актёрами, чтобы они выглядели в кадре естественно?

— Это требует большой подготовки. До съёмок уходит около полугода на обучение. Я бесплатно занимаюсь с детьми, обучаю их, и они отвечают искренним желанием работать.

Конечно, бывает непросто. Некоторые приходят с «короной» и считают себя звёздами. Тогда важно убрать это ощущение и научить дисциплине. В кино талант важен, но без дисциплины долго не протянешь. Работа с детьми сложная, но благодарная. Они открыты, искренни. Например, Максим, сыгравший главную роль в «Вороне», проживал эмоции героя целый год. Роль была настолько тяжёлой, что после съёмок он признался: пока не хочет сниматься вообще. Это доказывает, насколько глубоко дети проживают роли.

— Вы сами замечаете изменения в ваших учениках? Вы работаете с ними годами. Меняется ли их поведение, общение, отношение друг к другу и к вам?

— Да, и очень заметно. Особенно это проявляется на больших встречах. Вот, например, собираются 50 человек: 20 моих учеников и 30 новых. Мои встречают всех с уважением, теплом, улыбкой, обнимаются. А новые — напряжённые, замкнутые. Но уходят уже все 50 другими: открытыми, доброжелательными. Родители просят взять их детей именно потому, что знают, какой у нас подход. Это настоящая школа, не формальная, а жизненная. Я вижу, как дети меняются, становятся теплее, открытее. Я счастлива, что могу сеять в детях это тепло. Архетип матери у меня, наверное, очень сильный: мне важно приласкать и поддержать каждого. Им часто больше и не нужно.

— Как вы думаете, есть ли среди ребят такие, кто хотел бы профессионально учиться дальше в этой сфере?

— Это хороший вопрос. Приходят ребята очень разные, и я условно делю их на три категории. Первая — стопроцентные актёры. Но даже часть из них, попробовав себя на площадке в массовке или в главных ролях, понимает, что это не их путь. Для них важно было попробовать. Например, одна девочка сказала мне: «Елена Владимировна, как хорошо, что у меня была возможность пройти этот опыт. Теперь я точно знаю, что не хочу быть актрисой». Она выбрала путь драматурга. Другая решила стать режиссёром. А один мальчик поступил в Театральный институт имени Щукина — он действительно хотел быть актёром. Вторая категория — те, кто мечтал о славе, красных дорожках и наградах. Но столкнувшись с тяжёлой работой на съёмочной площадке, быстро понимают: «Нет, это не для меня». И третья — те, кто сразу воспринимает кино как хобби. Таких около 80%. Они понимают, что будут зарабатывать другой профессией, а кино станет способом самовыражения. Это помогает им раскрывать творческий потенциал и получать радость от процесса. И многие благодарят нас за такую возможность.

— Есть ли среди вашей команды те, кто работал с вами ещё до грантов?

— Да, у меня есть помощники, которые со мной с самого начала. Это мой сын, сыгравший Ворона, а также ребята, исполнившие роли Кота, Аники и Сирина. Я называю их своими «четырьмя мушкетёрами». Они помогают на всех этапах: от съёмок до работы с детьми. Некоторые из них снимаются с самого первого фильма, начиная ещё с детского возраста. Это люди, которые на протяжении десяти лет рядом. Позже к ним присоединились другие участники команды, сыгравшие роли Лесавки и Дрёмы. Они тоже стали частью коллектива. Все эти ребята — мои надёжные помощники, которые делятся опытом с молодыми актёрами.

— Во всех трёх проектах у вас была одна и та же команда или вы привлекали разных специалистов?

— Почти на 99% это одни и те же люди. У нас город маленький, специалистов мало, и найти кого-то нового непросто. Конечно, в больших городах есть больше возможностей, но и зарплаты другие.

Кадры со съёмок фильма «Цветок Света» (2022)

О зрителях и аудитории

— В одном из проектов вы создавали настольные игры по мотивам «Вятских сказок». Как их встретили юные зрители?

— Да. Мы раздавали их ребятам в лагерях, библиотеках, домах культуры, школах. Посмотреть фильм — это одно, а когда ребёнок может подержать в руках что-то связанное с историей, это вызывает особый интерес. Помню, как мы раздавали раскраски. В стоматологии одна девочка так просила подарить её, что плакала и обещала снова лечить зубы, лишь бы получить. После этого нам звонили и просили привезти ещё. Наши раскраски разошлись по детским кабинетам, парикмахерским, больницам. Даже врачи говорили: «Мы включаем детям ваши фильмы, они смотрят, а потом ещё и раскрашивают». Когда видишь такую отдачу, хочется делать больше.

— Ваши фильмы можно увидеть и онлайн, и на живых показах. Как зрители встречают ваши работы?

— Реакции потрясающие. На романтических сценах подростки в зале визжат, на драматических эпизодах люди достают платочки и плачут. Это очень трогает. Сравнить живой просмотр и онлайн невозможно. Например, у «Тайного озера» было 7 миллионов просмотров на YouTube, пока его не закрыли. Я уверена, что «Ворон» побил бы этот рекорд. Благодаря миллионам просмотров у нас сформировалась большая фан-база. В Телеграме и ВКонтакте ежедневно идёт общение: я отвечаю на вопросы, придумываю интерактивы, провожу рубрику «Вопрос-ответ». Этим летом мы провели лагерь, куда приехали 12 подростков из разных городов — отобранные из более чем 50 заявок. И это доказывает: люди любят наши фильмы и готовы ради них ехать за сотни километров.

Конечно, есть и критика. У нас своя аудитория — 30 тысяч подписчиков только во «ВКонтакте», плюс зрители из Испании, Португалии, других стран. Многие просят субтитры на иностранных языках. Всё это даёт огромную поддержку и мотивацию творить дальше.

Кадры со съёмок фильма «Ворон. Возвращение» (2024)

О будущем проектов и вдохновении

— Есть ли у вас идеи для будущих проектов?

— Да, мы планируем снять следующий фильм, уже подали заявку и ждём результаты. Я ведь занимаюсь с детьми просветительской деятельностью: обучаю их, а практика для них — участие в съёмках. И это не только актёрская работа, но и опыт на площадке.

— Вы трижды становились победителем грантового конкурса ПФКИ.  Чтобы вы сказали тем, что только планирует подавать заявку в новой грядущей волне, которая начнется в октябре?

— Если вы уверены в своём проекте и знаете, что доведёте его до конца, — тогда вперёд! Очень многие не доводят начатое, потому что проект оказывается непродуманным. Поэтому я рекомендую тщательно продумывать всё заранее. Подготовка должна быть серьёзнее и объёмнее, чем сама реализация. Ведь как сани сколотишь, так и поедешь. Важно, чтобы после победы вас не сбила с пути ответственность, отчётность и всё, что идёт вместе с грантом. Нужно чётко понимать, что и как вы делаете. Так было у меня: когда я работала над «Цветком света», только ясное понимание всех шагов позволило справиться с этой ответственностью. Если бы проект был сделан наскоро, в хаосе, меня бы это сломило. Поэтому главное — быть уверенным в проекте. А ещё не бояться пробовать: даже если не получилось с первого раза, подавайте снова. Я сама подавала четыре года подряд, прежде чем выиграла!

СМОТРЕТЬ ВСЕ ВЯТСКИЕ СКАЗКИ

0 просмотров
img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: