Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
30 октября 2025
0 просмотров

«Красный обоз» - спектакль, после которого хочется прийти домой и обнять бабушку

О проекте
«Красный обоз» — театральная постановка о героизме сибирских рыбаков в 1942 году и о современной традиции поддержки земляков. Спектакль рассказывает о самопожертвовании, взаимопомощи и нравственной силе человека, соединяя прошлое и настоящее Томской области.
размер гранта
2 645 750,00 ₽
Фото со спектакля «Красный обоз»

Спектакль «Красный обоз» возвращает зрителя к истории подвига сибиряков и современным примерам гражданской солидарности. Пьесу о трудовом подвиге сибиряков специально для Томского театра драмы написал драматург из Курска Александр Демченко. Действие происходит в маленьком селе на берегу большой реки, где все рыбаки ушли на фронт, а их место заняли женщины, подростки и старики. Этот спектакль не просто рассказ о героическом труде в тылу, это житейская драма с юными влюбленными, с ревностью и преданностью, коварством и подвигом. Кстати, жители Томской области в какой-то мере продолжают традицию Красного обоза - они собирают и отправляют участникам СВО гуманитарные грузы. Работа над постановкой шла полтора года. Руководитель проекта Волынко Валентина рассказала, как спектакль создавался на основе реальных событий и почему эта история важна для патриотического воспитания молодёжи.

Справка ПФКИ: Историю о Красном обозе хорошо знают почти все жители Томской области. В 1942 году металлурги и шахтеры Кузбасса обратились к рыбакам Нарымского края с призывом развернуть соревнование за досрочное выполнение плана. Обращение было поддержано. Рыбаки Каргасокского района, в свою очередь, предложили организовать Красный обоз — подводы с рыбой из Оби в подарок рабочим Кузбасса. Начинание поддержал весь Нарымский край. В декабре 1942 года с томского Севера отправились подводы с мороженой рыбой. Обоз находился в пути 18 дней, в Томск пришли 2100 подвод, на которых было загружено 38 тысяч пудов (622,5 тонны) обской рыбы. С подвод продукцию перегрузили в вагоны и по железной дороге доставили в Кузбасс.

Фото со спектакля «Красный обоз»

Об истории и идее проекта

— Как появилась идея создать спектакль «Красный обоз»? Что стало отправной точкой проекта?

— Отправной точкой можно считать 2020 год, когда в Томской области началась подготовка к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тогда краеведы подняли тему исторического события, когда кузбассовцы обратились к жителям нашего региона с предложением поддержать рабочих Кузбасса. Кажется, идея исходила из Анжеро-Судженска — сделать современную интерпретацию той истории. Наши северные районы активно откликнулись, и возникла целая «историческая картина». Жители находили одежду, похожую на ту эпоху, запрягали лошадей, делали транспаранты — как в 1942 году. Это движение прошло по северным районам области и дошло до Кемеровской области, где состоялось итоговое мероприятие. Планировалось завершить проект большим событием в Томске на главной сцене театра драмы, но из-за пандемии всё пришлось отменить.Позже была выпущена книга о «Красном обозе», тема получила развитие — особенно в школах. Мы много говорили о героях Советского Союза, ушедших на фронт с Томской земли. Хотя бои в Сибири не велись, вклад жителей региона в Победу был огромен. Не случайно Томску присвоено звание города трудовой доблести. И когда мы начали размышлять, чем можем внести свой вклад в празднование 80-летия Победы, материал «Красного обоза» оказался буквально на поверхности. Мы поняли, что важно не только рассказывать, но и показать эту историю через театральное искусство.

Интересно, что идея спектакля впервые прозвучала на одном из проектных семинаров Школы-студии МХАТ, где наш коллега представлял концепцию постановки. Тогда проект не вошёл в число рекомендованных — из двадцати участников выбирали пять лучших. Но спустя время, когда мы подали заявку в Президентский фонд культурных инициатив, именно этот проект был поддержан.

В каком-то смысле «Красный обоз» продолжает жить и в наше время. С начала специальной военной операции жители Томской области снова собирают гуманитарные грузы, и одна из участниц нынешней инициативы рассказала, что её прадед участвовал в Красном обозе 1942 года. Так возникла преемственность поколений — они решили назвать свою миссию в СВО тем же именем.

— Вы решили приурочить постановку к 80-летию Победы. А до этого у вас были мысли продолжить эту тему?

— Да, идея продолжить проект витала в воздухе давно. Наш спектакль уникален тем, что режиссёр выбрал особый акцент — через судьбы людей. В центре сюжета не только подвиг рыбаков, но и человеческие отношения, истории молодых девушек, красноармейцев. Это делает спектакль живым и эмоциональным. К тому же пьесы как таковой не существовало — её нужно было написать. Материал не лежал на полке, его нужно было создать с нуля. Именно на арт-кластере «Таврида» мы познакомились с драматургом Александром Демченко. Он сразу заинтересовался темой, мы передали ему все документальные материалы, и он написал пьесу специально для нас. В процессе репетиций текст неоднократно дорабатывался, линии героев уточнялись. Когда прошла первая читка, мы поняли, какие моменты нужно усилить, и работа продолжилась.

Фото с гастролей в Минске

О гастролях и зрителях

— Спектакль «Красный обоз» показывали в Беларуси. Почему показ прошёл именно там?

— С Минском нас связывают давние отношения. Ещё во время Великой Отечественной войны театр имени Янки Купалы отправился на гастроли и не смог вернуться домой — началась война. Тогда актёры нашли приют именно в Томске, где продолжили работу на сцене. С тех пор связь между нашими театрами сохраняется. Минчане не раз приезжали к нам на гастроли, а вот мы — к ним нет. Поэтому, когда в составе делегации администрации Томской области мы отправились в Минск, решили обязательно включить в программу культурный блок. И выбор пал именно на «Красный обоз». Белорусы восприняли спектакль очень тепло. Для них, как и для нас, тема войны и Победы — священная. После показа мы получили множество приглашений — из Минского государственного колледжа искусств, Молодёжного театра, других учреждений. Нас звали снова приехать, обещали приём «на высшем уровне». Теперь мы готовимся к следующему этапу: в декабре спектакль будет представлен на фестивале молодой режиссуры «Һөнәр» - «Ремесло» в Казани. Тема спектакля оказалась действительно живой. В нашем театре она пользуется большим интересом — особенно среди школьников. Патриотическое воспитание сегодня только набирает силу, и к нам поступают групповые заявки на показы.

— Планируете ли вы гастроли по Томской области?

— В рамках проекта мы уже проехали по основным северным районам области — там, где эта история особенно актуальна. Пока на этом этапе гастрольная история завершена, но не потому, что мы не собираемся больше показывать спектакль. У нас есть ещё одна постановка — о специальной военной операции. Это был спецзаказ от заместителя губернатора: спектакль нужно показать в районах Томской области. Поэтому 2025 год мы разделили между двумя постановками: «Красный обоз» и спектаклем по СВО. В этом году мы действительно охватили всю область, включая самые северные районы, куда добраться можно разве что вертолётами.

— Есть ли в планах показ спектакля в других регионах?

— Мы думали показать спектакль в Кемерово. Даже предлагали руководству завершить год Победы именно там — это было бы логично. Пока планы немного другие, но у нас хорошие отношения с Кемеровским драматическим театром: мы ездили к ним в прошлом году. Поэтому, думаю, в будущем поездка состоится. Также рассматриваем Алтайский край и Новосибирскую область — возможно, будем играть на малых сценах.

Фото со спектакля «Красный обоз»

О работе над проектом

— Вы упоминали, что в основе спектакля лежат реальные исторические события. Подскажите, как проходила работа с материалом? Насколько глубоко вы в него погружались? Были ли трудности?

— Трудности, скорее, были у режиссёра. Мы обсуждали с ним, как передать всю тяжесть того времени. Он создавал ощущение холода, лишений, не показывая их напрямую. Ведь 1942 год был одним из самых холодных — и в Ленинграде, и у нас, температура доходила до минус пятидесяти. Сложность ещё была в переходе от исторической части к современности. Мы просили режиссёра сделать этот переход очень мягким, чтобы не было надуманности. В спектакле история начинается сценой, где внучка спрашивает бабушку о войне, а в финале герой говорит: «Я продолжаю миссию своих дедов и прадедов». Это важный, деликатный момент — чтобы не вызвать у зрителей отторжения, ведь отношение к специальной военной операции у всех разное.

— Как проходила ваша работа с драматургом?

— С Александром Демченко мы работали плотно: отправляли ему не только документальные материалы, но и фотографии, чтобы он прочувствовал атмосферу, понял, где и как всё происходило, хотя снимков сохранилось немного. Когда формировался исторический путь «Красного обоза» в 2020 году, оказалось, что почти никто из участников уже не жив. По-моему, в одном районе осталась лишь одна труженица тыла, которая участвовала в формировании этого обоза. Конечно, хотелось бы приехать туда, поговорить, записать живые воспоминания, но, к сожалению, это оказалось невозможно. Это тоже одна из трудностей, с которыми мы столкнулись при работе над постановкой.

— Если говорить о работе вашей команды — кто помогал вам воплощать проект? Как подбирали актёров и как строилась совместная работа?

— Команду мы формировали постепенно. Режиссёром стал Данила Дейкун — довольно молодой, для него это первая серьёзная работа. Перед началом мы провели читку — это помогло понять, насколько Данила попал в характеры, правильно ли подобрал актёров. После читки мы вместе дорабатывали пьесу, звонили Демченко, обсуждали детали. Режиссёр всё внимательно выслушал и внёс нужные изменения. По пластике работала Екатерина Авдюшина — настоящий мастер. Она сделала не одну постановку у нас в театре и сама ставит спектакли по пластике. Все выразительные сценические картины — её работа: когда актёры словно рыбы, попавшие в сети, или сцена, где герой возвращается замёрзшим — всё это придумано и выстроено ею. Каждое движение, каждый взгляд продуман. Ведь в те годы люди двигались иначе, смотрели друг на друга иначе. Иногда один взгляд говорил больше, чем слова. Кроме того, Данила сам подбирал музыку. Мы переживали, но он справился и с этим, и с актёрами. Правда, недавно у нас произошла замена: Константин Зуев покинул театр, и Данила сам вошёл в состав спектакля — теперь он не только режиссёр, но и актёр.

Фото со спектакля «Красный обоз»

«Весь спектакль в зале стояла тишина, только слышались всхлипы. Никто не отвлекался, не разговаривал, не доставал телефоны. Это редкость, особенно среди подростков». 

О реакции зрителей

— Были ли сцены, которые особенно тронули зрителей?

— Конечно, были. И, если честно, сложно даже выделить — весь спектакль трогает. Есть сцены, где хочется улыбнуться: когда председатель и Татьяна смотрят друг на друга — видно, как между ними рождается чувство, даже в трудное время. Или когда герои танцуют парами — зрители улыбаются вместе с ними. А когда Маришка говорит: «Я пойду на фронт!» — ты ей веришь. Веришь, что она действительно хочет туда, несмотря на возраст. Ведь и правда, были такие юные девчонки и мальчишки, дети полка. Драматург сумел передать эти живые, цепляющие моменты, которые трогают каждого зрителя.

— Как молодёжь реагирует на спектакль?

«Красный обоз» всегда идёт при полном зале — пусть он и небольшой, всего на 100 человек. Мы получаем целевые заказы, берём отзывы у ребят и педагогов. Многие зрители признаются, что после спектакля хочется прийти домой и обнять бабушку. Это действительно трогает. У меня самой бабушка — труженица тыла, ей 96 лет. Каждый год 9 Мая мы просим рассказать о войне, но она, набрав воздух, начинает плакать. В такие моменты понимаешь, что лучше не спрашивать — слишком больно вспоминать. И я думаю, мои дети уже не услышат от неё тех живых историй. Но через спектакль они могут почувствовать то время, увидеть в персонаже свою молодую бабушку. Именно поэтому постановка так откликается у зрителей. Особенно это заметно на школьниках. Когда мы делали первую читку, пьеса была довольно длинной — даже больше, чем сам спектакль, который идёт около 1,5 часов. И всё это время в зале стояла тишина, только слышались всхлипы. Никто не отвлекался, не разговаривал, не доставал телефоны. Это редкость, особенно среди подростков. Поэтому особенно приятно видеть, что молодёжь чувствует и понимает, насколько это важно.

Фото со спектакля «Красный обоз»

О грантовой поддержке

— Могли бы вы дать совет тем, кто хочет подать заявку на грант, но пока не решается?

— Я бы сказала так: ищите материал, который вам действительно близок, который вам родной. Важно начать с себя — заглянуть внутрь, почувствовать, чем уникален твой регион, найти ту особенность, которой нет больше нигде. Иногда это не приходит сразу — нужно искать, читать, изучать. Часто идеи рождаются в краеведческом музее: если не просто пройтись по залу, а задержаться у экспонатов, задуматься, почему они здесь — может родиться совершенно новая идея, связанная с твоей землёй. О необходимости профессиональной команды говорят все, и это действительно так: рассчитывайте на тех, кто сможет воплотить вашу идею в жизнь. Но важно и не отпускать процесс — нужно контролировать. Контроль помог нам добиться нужного результата: мы читали, обсуждали, просили что-то переделать, уточнить — и всё это пошло спектаклю на пользу. Наш спектакль родился не ради галочки. Мы могли бы ограничиться показами в районах и на этом завершить историю, но нет — продолжаем ездить, участвовать в фестивалях. Нам кажется, что эта работа достойна внимания зрителей, критиков и жюри.

«Могу сказать: пробуйте и еще раз пробуйте! Даже если не получится с первого раза — подавайте снова, дорабатывайте идею. Всегда найдутся люди, которые подскажут, как сделать лучше — не только в оформлении заявки, но и в тематическом, смысловом направлении. Ведь любая заявка должна нести идею, ответ на вопрос «зачем»».

Валентина Волынко

— Планируете ли вы подавать новые заявки, реализовывать другие проекты?

— Да, мы уже подали две заявки и ждём результатов. Первая — постановка Олега Молитвина «Васса», вторая — детский фестиваль школьных театров. Мы заметили, что большинство конкурсов проводятся только для городских школ, а дети из районов остаются в стороне. А ведь президент говорил, что в каждой школе должен быть свой театр. Некоторые спрашивают, зачем профессиональному театру заниматься школьными. Но нам важно поддерживать и сельских ребят.

— И напоследок — если бы вы могли сформулировать миссию спектакля «Красный обоз» одной фразой, как бы она звучала?

— Думаю, что так: сибиряки тоже приближали победу. Даже в самых отдалённых посёлках шла тяжёлая работа в тылу — здесь были эвакуированные заводы, госпитали, женщины и подростки трудились не меньше, чем на фронте. И мы хотим показать, что вся страна была едина — от центра до самого севера. Неважно, где ты живёшь, важно, что ты делаешь для общей победы.

0 просмотров
img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: