
V Юбилейный Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров прошел в Москве при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Фестиваль является ключевой площадкой для обсуждения структурных изменений в театральной отрасли. Ведущие менеджеры из России, стран СНГ и ближнего зарубежья собрались, чтобы определить пути развития, найти решения общих задач и запустить масштабные совместные проекты. Участниками фестиваля стали представители пяти стран, в том числе 71 субъекта России. Всего фестиваль объединил 513 театров.
В этом году на Вахтанговском фестивале театральных менеджеров обсудили такие острые вопросы, как необходимость повышения уровня зарплат в сфере, подготовка молодых кадров в индустрии и формирование творческого состава в театрах. Как рассказал руководитель ВФТМ, директор Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок — в 85% российских театров сегодня отсутствует должность худрука, что является болезненной и некорректной ситуацией для русского репертуарного театра.

Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента культуры Алексей Фурсин выступил на фестивале с докладом о современных подходах к управлению отраслью, обозначив ключевые задачи развития столичных театров: точное понимание зрительского спроса, использование данных для управленческих решений, расширение аудитории и подготовка новых кадров. Он подчеркнул, что важно увеличивать вовлеченность зрителей и эффективность театральных площадок.
«Почти половина жителей Москвы посещают театр не чаще одного раза в год (46%) и только 5% — ежемесячно. Для того, чтобы понимать реальную ситуацию, я ежедневно смотрю аналитику по театрам: сервис «Мосбилет» показывает динамику посещаемости по каждой площадке. Именно продюсерский подход и работа с данными позволяют сочетать традиции и инновации и обеспечивать устойчивый рост театральной отрасли», – отметил Алексей Фурсин.

Темой ВФТМ-2025 стало «Искусство управлять искусством». Каждый из дней фестиваля был посвящен определенному аспекту. Об управления рассказали директор Александринского театра Александр Малич, директор Российского государственного академического молодежного театра Софья Апфельбаум, автор и создатель крупнейшего блога о театре «Театральная вешалка» Георгий Цицишвили. О тактике и практике — художественный руководитель Новосибирского академического драматического театра «Красный факел» Андрей Прикотенко и директор Московского Губернского театра Лариса Вильясте.
Выступление художественного руководителя столичных Театра на Бронной и Сцены «Мельников» Константина Богомолова сразу было разобрано на цитаты: режиссер бескомпромиссно высказался об уровне подготовки молодых кадров, призвал закрыть актерские наборы в непрофильных ВУЗах и, в целом, не давать поблажек юным дарованиям.
«Я призываю повысить требовательность к себе. И начать призываю с театральных ВУЗов. Прекратить набор на актерское обучение во всяческих коммерческих и некоммерческих непрофильных институтах. Прекратить! И пригласить на экзамены по литературе и истории искусств педагогов других вузов. Талант есть у всех. А вот характер и требовательность к себе — не у всех. И их надо не развращать, как это происходит сейчас, а воспитывать. Воспитывать требовательность к себе, ответственность за себя, а значит, за зрителя», — уверен Богомолов.

Директор по транзакционному бизнесу МТС Live Денис Вайнштейн, обозначил текущие вызовы отрасли и новые возможности для театров. Он отметил, что введение новых правил продаж билетов по паспортным данным стало серьезным испытанием для билетных платформ. Эти требования вынуждают компании быстро адаптироваться, чтобы сохранить уровень продаж. Также существует проблема театральных сайтов-двойников и мошенничества, предлагающих зрителям билеты по завышенным ценам. Менеджер подчеркнул необходимость совместных усилий с правоохранительными органами для их блокировки и предотвращения таких схем.
«В этом году мы продолжили работать с индустриальными вызовами, предлагая новые механизмы их решения: в сфере безопасности разработали антибот-механизм для Театра Вахтангова, проблему нехватки творческих кадров реализуем через масштабный фестиваль «Первый план» и творческие лаборатории с театрами, развивали зрительский опыт и сервис предзаказа столиков в буфетах с новыми театрами страны. Важно отметить продажу билетов через дополнительные партнерские каналы, возможность авансирования премьерных спектаклей и инвестирования в инфраструктуру региональных театров. Мы готовы стать движущей силой изменений и делать культуру более доступной, технологичной и инновационной. Для нас важно увеличивать емкость рынка и развивать культурную среду в регионах», — отметил Денис Вайнштейн.
Писатель, основатель «Той еще тренинговой компании» Татьяна Мужицкая поделилась с театральными менеджерами советами по поддержанию и восстановлению энергии для предотвращения выгорания на столь ответственной работе, когда от директора зависит все самочувствие театра. Она рекомендовала слушать своё тело и задавать ему вопросы о его потребностях, чтобы определить, что заряжает, а что расходует энергию, и искать альтернативы. Также полезно подготовиться к важным событиям заранее, чтобы не терять силы в последний момент. Наконец, умение наслаждаться жизнью, расслабляться и получать удовольствие является ключом к подлинной эффективности.

Тему Искусства инноваций раскрыли руководитель Открытого театрального пространства «Арт-платформа» в Новом Манеже, художественный руководитель Театра на Покровке Дмитрий Бикбаев, рассказавший об опыте ребрендинга и ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС Григорий Заславский, поделившийся опытом международного сотрудничества. Секретами Искусства быть лидером поделились художественный руководитель Государственного Театра Наций Евгений Миронов и генеральный директор АНО «Таврида.Арт» Ксения Артемьева.
Директор центра по развитию креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-Заде напомнила о роли театра в региональном развитии и креативной экономике России. Она отметила, что федеральный закон о креативной экономике вступил в силу в 2025 году и определил ключевую роль регионов в ее развитии. Креативные кластеры, такие как театральные площадки, могут значительно влиять на экономику, создавая вокруг себя креативные экосистемы, включающие коворкинги, галереи и образовательные инициативы. Успешные театральные проекты привлекают туристов и укрепляют городской бренд. Однако, для дальнейшего развития еще необходимо решить задачи, связанные с защитой интеллектуальной собственности, привлечением инвестиций и поддержкой креативных индустрий.
Народный артист России Константин Хабенский поделился своими мыслями о том, как современному театру сохранять традиции и быть новатором. Художественный руководитель МХТ им. Чехова убежден, что важно не подражать другим, а выбирать направление, основываясь на собственных убеждениях и интересах. Хабенский подчеркнул, что театр должен быть живым и манящим, а также создавать новые традиции, учитывая наследие отцов-основателей. Он также рассказал о различных инициативах, которые реализуются в МХТ, таких как премия для молодых деятелей культуры и организация конкурса короткометражного кино.

Председатель СТД РФ Владимир Машков рассказал, что рамках 150-летнего юбилея союза разрабатывается концепция развития театрального искусства до 2035 года. Спикер подчеркнул, что важно, чтобы она была создана снизу, а не сверху, и учитывала мнение и потребности всех участников театральной сферы. Машков выделил несколько ключевых проблем: разный уровень финансирования театров, преобладание количественных показателей над качественными, отсутствие единых образовательных стандартов, недостаток профильных педагогов, вмешательство администрации в творческую деятельность, неэффективное объединение театров и назначение некомпетентных руководителей. Он призвал театральное сообщество к обсуждению и поиску решений для этих проблем.
Круг тем этого года на фестивале был очень широк: особенности психологии работы в театре и взаимодействия с аудиторией, проблемы и вызовы, стоящие перед художественно-постановочной частью театров, работа с новыми технологиями в маркетинге, в том числе ИИ, управление государственными и негосударственными театрами, мультидисциплинарные проекты на стыке жанров и направлений, работа с темой СВО, маркетинговые стратегии, особенности продвижения, развитие музейных проектов, знакомящих с историей и наследием театральных коллективов, фестивальное движение.

На V Юбилейном ВФТМ традиционно была вручена Премия фестиваля. Каждый год оргкомитет получает сотни заявок от молодых театральных менеджеров со всей страны. 10 (или 11, как в этом году) лучших из них становятся номинантами на Премию ВФТМ и защищают свои проекты очно перед коллегами в Москве. Лауреатами Вахтанговской премии в области организации театрального дела 2025 года стали:
Андрей Гаранин (Донецк, Донецкий Новый театр) с проектом «Зачем городу Новый театр?»,
Дмитрий Максименков (Владимирская обл., село Фомиха), разработавший Стратегию развития Сельского театра драмы и комедии в Фомихе,
Мария Конотоп (Воронеж), руководитель Театральной компании «Новый театр», которая отпраздновала первый юбилей —10 лет.
Кроме того, Юбилейной Премией ВФТМ была награждена Ксения Дадыко за цикл спектаклей «СВОи. Непридуманные истории» по пьесам на основе реальных историй участников СВО.
Спецприз от Театра имени Вахтангова получила Юлия Пиляй (Свердловская обл., п. Черноисточинск) за реализацию проекта «Театр-игра «Ку-кушка». Театр — детям поселка».

«Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров – про любовь. Про любовь к театру, творчеству, к спектаклю, зрителям, про уважение к артисту, творцам, тем, кто создает то, ради чего зритель приходит в себя в театр. Только вместе с каждым из вас, кто приехал в Москву, кто смотрел нас трансляции, с каждым, кто укрепляет наш российский театр, делает спектакли, выпускает прекрасные проекты, получится сделать так, чтобы наша жизнь была ярче, веселее. И все у нас было лучше и выше», — сказал Кирилл Крок в своем обращении к участникам в финале V Юбилейного ВФТМ.
Фото с события












