Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
7 декабря 2025

Итоги III Международного фестиваля документального кино SiberiaDOC

В Красноярске завершился III Международный фестиваль документального кино SiberiaDOC, который был организован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. С 28 ноября по 7 декабря в Красноярском Доме кино, кинотеатре «Синема Парк» и креативном кластере «Квадрат» прошли 67 кинопоказов. В 2025 году SiberiaDOC подтвердил статус значимой международной площадки для авторского документального кино. На конкурс поступило 504 работы из 55 стран мира, от Канады до Чили и от Нидерландов до Ирана. В финальную программу вошли 37 фильмов из 15 стран. Гостями фестиваля стали 17 режиссеров и представителей киноиндустрии — членов жюри и участников конкурсной программы, которые провели три мастер-класса, две лекции, приняли участие в панельной дискуссии и круглом столе, а также представляли фильмы и общались со зрителями на творческих встречах.

Кульминацией фестиваля стала торжественная церемония закрытия, состоявшаяся 6 декабря в Большом зале Красноярского Дома кино. В этот вечер были объявлены имена победителей и вручены главные награды — уникальные тактильные статуэтки «Ветки», созданные красноярским мастером Борисом Потребой из сибирского тополя. Название приза глубоко символично: на языке кетов, коренного народа Сибири, слово «ветки» означает «лодки». Таким образом, статуэтки воплощают миссию фестиваля — быть проводником между культурами, историями и зрителями, отражая сам дух документального кино.

Главные итоги и победители SiberiaDOC 2025

Экспертное жюри во главе с известным документалистом, автором «Книги тундры» Алексеем Вахрушевым, а также впервые сформированное зрительское жюри определили лучшие работы этого сезона. Гран-при за лучший фильм Международного конкурса полного метра был удостоен фильм «ЛОДКИ» режиссера Винсента Бужона (Франция). Эта лиричная и визуально изысканная работа — не просто портрет бразильской фавелы, а тонкое исследование сообщества рыбаков, чья повседневная жизнь и вековые традиции балансируют между хрупкой красотой и суровой социальной реальностью. Режиссер фильма «Лодки» Винсент Бужон отметил: 

«Я очень рад, что мы получили Гран-при. Спасибо членам жюри и фестивалю. Я потрясен тем, что «Лодки» — фильм, снятый французом в Бразилии с франко-бразильской командой, — получил награду на другом конце света. Это доказывает, что судьбы народов связывает гораздо больше, чем разъединяет». Специальное упоминание жюри Международного конкурса полного метра получила работа «ЯБЛОЧНЫЙ УКСУС» Софи Бенот (Бельгия, Нидерланды).

Алексей Вахрушев, председатель жюри международного конкурса полного метра:

«От лица жюри хочу поблагодарить фестиваль и город... Фестиваль обогащает город, делая его богаче смыслами, теплотой и светом — это как волна красоты, которая расходится кругами. Очень хочется, чтобы он жил, развивался и получал поддержку. Все фильмы были очень серьёзного уровня — и профессионально, и с точки зрения человеческого восприятия. Но мы выбрали работу, символичную для этого фестиваля: светлый, почти акварельный фильм о сложных вещах, с невероятной операторской работой и чувством общности. Где Бразилия, а где Красноярск? И всё же эта картина оказалась близка и нам, и, уверен, зрителям по всему миру».

В Конкурсе короткого и среднего метра победу одержал иранский фильм «ТЕНЬ КОРОЛЯ» Хади Шариати. Специального упоминания жюри в этой категории удостоилась израильская картина «РЕЙЧЕЛ И Я» Хадар Йоселевиц — за идеальный дебют. Этот дипломный проект стал больше, чем учебная работа, во многом изменив жизнь автора. Лучшим фильмом Конкурса российских фильмов была признана «ЧЕРНАЯ ПУРГА» Миры Эркеновой — короткометражное документальное кино о пурге в Норильске, представленной как метафора всеобщей тревожности.

Режиссер фильма «Черная пурга» Мира Эркенова: «Огромное спасибо! Я в полном шоке…. За многие годы поездок — это самый тёплый приём. Это очень важно. Наша профессия действительно сложная, и так ценно чувствовать такое уважение к своей работе. Это был настоящий рай и восторг. Прекрасный город, прекрасные программы. Всё было просто великолепно!». 

Специальное упоминание жюри в российской программе получила лиричная работа «99 ПИСЕМ ОБО ВСЕМ» Дмитрия Жукова, исследующая тему любви через личный архив.

Впервые в истории фестиваля были вручены призы Зрительского жюри, в состав которого вошли представители творческих профессий Красноярска. Их выбором стал фильм «НЕЧУЖИЕ» Нины Изотовой — мощная история о новой жизни после тюрьмы, которая трогает до слёз.

Режиссёр фильма «Нечужие» Нина Изотова:

«Для меня большая честь и радость участвовать именно в SiberiaDOC, ведь фильм «Нечужие» родился на сценарной мастерской этого проекта в 2021 году... И ещё я хочу отметить, как меня поразили красноярские зрители. Это невероятно вдумчивые и культурные люди!»

Специального упоминания удостоилась картина «ПОЧТАЛЬОН» Карена Геворкяна — за горькую документальность самой актуальной и больной темы России на сегодня.

Николай Бем, руководитель фестиваля SiberiaDOC:

«За 10 дней фестиваля мы представили 6 мировых и 15 российских премьер, что подтвердило колоссальный интерес к событию как в России, так и за рубежом. Мы обсудили с экспертами стратегии продвижения документального кино и способы возвращения зрителя в кинозал. Но самая сильная сторона SiberiaDOC — это наша команда. Это люди, которые вкладывают душу и талант в организацию фестиваля. Именно благодаря им, тому, что удалось увлечь первого, второго, десятого зрителя, мы выросли из маленького киноклуба до того большого события, которое вы видите сегодня».

СПРАВКА ПФКИ: III Международный фестиваль документального кино SiberiaDOC, основанный в Красноярске в 2023 году, за три года стал ключевой платформой для продвижения авторского документального кино в Сибири и за её пределами. Его миссия — возвращать в кинозалы настоящую документалистику, сосредоточенную на пронзительных человеческих историях, в том числе из отдалённых регионов России и мира. Фестиваль специализируется на направлении creative documentary — авторском документальном кино, где на первый план выходят не только факты, но и художественная выразительность, глубина повествования и эмоциональный контакт с героем. Это кино, которое заставляет думать, сопереживать и по-новому видеть мир.

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: