Запросы россиян на социально значимое кино и государственную поддержку творческих и креативных инициатив обсудили на Российской креативной неделе
В Парке Горького продолжается Международный фестиваль «Российская креативная неделя». Площадка дает возможность открытого диалога для всех вовлеченных в развитие креативного сектора страны и объединяет лидеров 14 креативных направлений: дизайн, искусство, IT, музыку и саунд-дизайн, телевидение, моду, образование, маркетинг, разработку игр, издательское дело и журналистику, новые медиа, кино, компьютерную графику, архитектуру и урбанистику.
На фестивале прошло открытое заседание клуба «Хедлайнеры. Импакт медиа». Участники встречи обсудили результаты исследования о запросе зрителей на социально значимое кино и перспективах развития импакт-контента в нашей стране.
Спикерами и гостями площадки выступили: Светлана Баланова, генеральный директор «Национальной Медиа группы», Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив, Антон Ключкин, генеральный директор «Института развития Интернета», Дмитрий Табарчук, генеральный продюсер Art Pictures Vision,
Алексей Нужный, режиссер, сценарист и продюсер, Алексей Фирсов, основатель центра социального проектирования «Платформа», Михаил Палей, руководитель проекта «Вдохновители» и экосистемы клубов «Хедлайнеры», Григоргий Лавров, генеральный директор «Медиа Альянс», Дмитрий Поликанов, заместитель руководителя Россотрудничества, Мария Макушева, генеральный директор ЦСП «Платформа».
В начале заседания клуба были представлены результаты совместного исследования «Национальной медиа группы» и «Платформы», которое проводилось в течение июня и июля этого года. Исследователи отмечают, что в последние полтора десятка лет social impact в мире стал третьим критерием успешности кинопродукции наравне с общепринятыми метриками — деньгами (кассовыми сборами) и признанием (наградами). Его производство заняло значимую долю кинорынка. Сегодня запрос на создание социально значимого кино со стороны общества растет. Почти половина респондентов считают, что просмотренный за последние несколько лет киноконтент повлиял на их взгляды и поведение.
Приводя пример импакт-контента, запомнившегося в последний период, генеральный директор «Национальной Медиа группы» Светлана Баланова, отметила российский сериал 2021 года «Happy End». «Это талантливо и качественно снятое кино на провокационную тему, где создателям удалось избежать ее (темы) излишней эксплуатации. Надеюсь, что этот пример молодежь сможет проектировать и на другие, не самые лучшие сферы жизни, — отметила спикер. — Для меня это классический импакт-контент, после соприкосновения с которым ты немного меняешь свое представление о жизни».
Среди получивших популярность сериалов последних лет, спикеры причисляют к импакт-контенту такие проекты как «Молодежка», «Ранетки», «Кадетство», «Я — волонтер».
«Пять-шесть лет назад такой беседы быть не могло, мир был иным, с другими запросами и проблемами. Но общество и его взгляды сильно изменились, мы прошли большой путь. Трансформировались подходы СМИ, установки аудитории, у которой теперь, согласно исследованию, есть запрос на социально значимое кино», — отметил Роман Карманов. Говоря о государственной поддержке творческой сферы и проектов, связанных в том числе с social impact, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив отметил, что «в любом проекте важен его конечный результат, а донести правильные ценности, поднять острые социальные вопросы можно через киноиндустрию, театральные постановки, через книги. Безусловно, многие проекты, которые сейчас направляются на грантовую поддержку, изначально несут в себе общественное и зачастую социальное значение, даже если их авторы не знают понятия импакт-контента, они уже применяют его принципы при создании и развитии своих идей». Он так же отметил роль СМИ в формировании нового взгляда общества к социальным проблемам.
«Будущее за увлеченными людьми, которые поддерживают друг друга. Они способны выстроить такие творческие коллаборации, которые в итоге создают сверхпродукты, полезные и обществу, и творческим сферам», — подытожил Михаил Палей, руководитель проекта «Вдохновители» и экосистемы клубов «Хедлайнеры».
27 августа, в День кино, прошла встреча с тематическим названием «Утро с фондами». В ней приняли участие Александр Журавский, заместитель начальника Управления президента РФ по общественным проектам, Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив, София Малявина, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Национальные приоритеты», Федор Соснов,
врио исполнительного директора Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). Модератором выступил Игорь Вдовин, член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), сопредседатель Комитета по инвестиционной политике и государственно-частному партнерству (ГЧП) РСПП.
Какие перспективы развития у ведущих президентских и национальных фондов России сегодня, какие стратегические планы, с какими сложностями сталкиваются авторы творческих проектов и почему креативная отрасль системно нуждается в льготах и государственной поддержке? На секции обсудили работу государственных фондов как долгосрочной инвестиции в развитие творческой отрасли.
«Отрасль креативных индустрий развивается, мы видим большой рост и заинтересованность как со стороны представителей творческой индустрии, так и со стороны СМИ, за год упоминание «креативной индустрии» выросло в 2,4 раза. — рассказал во время встречи Александр Журавский. — У нас есть крупные региональные компании, которые доказывают, что и, работая в субъектах, можно сделать хороший бизнес в креативной и высокотехнологичной сферах, и это отличные кейсы, с которых можно брать пример». Спикер обратил внимание на то, что запрос должны сформировать сами сферы и такие практики есть — и в кино, и в IT: «Государство создаёт новые институты развития, это и Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, ИРИ, конкурсы, которые позволяют растить команды, потребность в которых есть у креативной экономки».
О том, как на первый грантовый конкурс на поддержку проектов в сфере культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий откликнулись представители творческого сообщества, рассказал Роман Карманов. «Многие участники отмечают, что конкурс подтолкнул команды к тому, чтобы пересмотреть проекты, доработать их. Они учатся подавать заявки, ведь именно это — заочный диалог с экспертом. По итогам «первой волны» мы будем заниматься обучением команд, которые столкнулись со сложностями в заполнении заявки. Нас ждёт большая образовательная программа, ставим перед собой задачу перевести количество в качество. В виде заявок мы получили самый настоящий социологический срез интересов креативных индустрий», — сказал генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив. Он также отметил, что конкуренция среди участников первого конкурса оказалась высокой, поэтому можно говорить, что поддержку получат действительно качественные проекты.
О методиках работы АНО «Национальные приоритеты» рассказала София Малявина, отметив, что АНО работает со всеми крупнейшими медиахолдингами страны, ключевыми СМИ, как федерального, так и регионального уровней. Команда «Национальных приоритетов» запускает комплексные информационные кампании, нацеленные и на телевизионную, и на интернет-аудиторию. «14 нацпроектов — наши приоритетные темы, по которым мы готовы к партнерству. Мы также работаем с государственными инициативами, одна из последних — Пушкинская карта, это 4 млрд рублей, которые придут в сферу культуры, в музеи и театры уже после первой волны реализации». Спикер отметила, что «креативные индустрии принимают массовый характер».
«Государство консолидирует силы на поддержке креативной индустрии. Это здорово, потому что креативный социальный лифт более скоростной, чем классический. Даже наличие этой площадки говорит о многом, именно тут поднимаются острые вопросы, существующие в отрасли. «Фонд кино» сосредоточен на поддержке зрительского контента, то есть это институт создания индустрии на базе креативной отрасли. Внутренний рынок является мотиватором развития отрасли в целом, чтобы выйти на международной уровень, нужно расшить и наполнить российский рынок. Сегодня мы дистрибутируемся в 125 странах, чтобы это сохранять и увеличивать, нам нужно увеличивать объёмы производства», — рассказал о состоянии рынка кино Федор Соснов.
Международный фестиваль «Российская креативная неделя» проходит в Москве с 26 по 29 августа. Организаторами «Российской креативной недели» выступают ФГБУ «Роскультцентр» и Российский книжный союз. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и Правительства Москвы.