В далекой Архангельской области, где нет ни связи, ни интернета, среди дремучих лесов и тихих болот, находится небольшая деревня с величественным названием Большой Бор. Вокруг – лишь первозданная природа, древние деревянные церкви, построенные без единого гвоздя, и мощные избы с узкими окошками, которые вот уже несколько столетий защищают местных жителей от сурового климата. Там царит иная эпоха, бесконечно далёкая не только от асфальтированных трасс, но даже от белокаменных соборов.
И в Большом Бору вот уже четыре года каждое лето увлеченные русской культурой энтузиасты погружаются в мир поморов и их традиций. Они участвуют в мастер-классах по народному пению, организуют фолк-концерты, танцевальные вечерки. Общаются с местными жителями, перенимая традиции, а каждый вечер ходят в русскую баню.
В этом году, с 14 по 22 июля 2023 года, в течение 9-ти дней, 17 парней и 17 девушек будут жить в старинных поморских избах деревни Большой Бор. Мы поговорили с Надеждой Гусаровой – создателем проекта – и узнали, как пришла идея организовать фолк-кемпинг на русском Севере, почему горожане готовы платить за погружение в атмосферу деревенского быта, и как выиграть Президентский грант на тематическую «фолк-тусовку»?
Как пришла идея создать фолк-кемпинг?
История проекта, как это часто бывает, началась с чего-то простого. Фолк-кемпы родились из совместных волонтерских поездок с реставрационными бригадами на Русский север. Ну знаете, есть такие увлеченные ребята, которые ездят по заброшенным церквям и храмам, и своими силами их восстанавливают? Вот таким увлеченным человеком оказалась героиня нашего рассказа…
— Надо признаться: я была не одна, а в составе музыкальной группы. С 2015 года мы ездили за реставраторами с концертами. Играли мы, конечно же, фолк музыку. Объехали весь север, но, когда попали в деревню Большой Бор – внутри что-то перевернулось. Это удивительной красоты место. Хорошо сохранившиеся старинные дома, невероятная природа… И один из участников нашего проекта озвучил сумасшедшую идею: привезти сюда много людей и под облаками русского севера, устраивать лекции, петь народные песни, жить и общаться…
Эта идея звучала круто, но, на тот момент, невыполнимо. Ребята были еще студентами. Подрабатывали, где могли. Поэтому мысль решено было отложить, но не забыть! И, к их счастью, в 2019 году «Росмолодежь» объявила грантовый конкурс. Надежда решила рискнуть. Подали заявку, поехали на «Тавриду», успешно защитили свой проект и выиграли один миллион рублей!
— Грант позволил осуществить мечту – летом 2019 года мы впервые провели фолк-кемп. Мы научили участников петь старинные русские песни и плясать, рассказали им про деревянную архитектуру, народную живопись, русский фольклор. И все это - в старинных вековых громадных северных избах.
Фолк-кемп – это полное погружение в деревенскую жизнь без удобств и телефонов?
— Фактически – да. В деревне Большой Бор до сих пор нет газа, нет водоснабжения. Для городского жителя это спартанские условия. Воду нужно набирать в колодце. Хочешь помыться? Топи баню. Телефонная связь там ловит редко и местами. Но у нас настолько насыщенная программа, что на связь выходить некогда. К слову, программа кемпинга, действительно, насыщенная. День начинается с того, что участники завтракают и идут на лекцию: о традиционных праздниках, жанрах русской народной песни, особенностях культур разных народов и регионов России. Специалисты по архитектуре читают лекции по зодчеству и деревянному домостроению.
После лекций участники отправляются на мастер-классы: по игре на народных инструментах, росписи на дощечках, пению, вышивке. В общем, разнообразия мастер-классов хватает.
На закате дня – вечерка. Это особый вид досуга, который был популярен у молодежи в старинные времена. Ребята собираются, исполняют песни, танцуют. Весь вечер участники общаются, веселятся. После чего – баня и отход ко сну.
Растет ли интерес к фолк-кемпу?
Участники кемпинга отбираются по заявкам, выполняя специальное задание: чаще всего, это какой-то творческий номер. По итогам конкурса отбирается 17 мальчиков и 17 девочек – вынужденная необходимость, чтобы на вечерках у каждого была пара.
— На первый кемпинг в 19-ом году поступило около 180 заявок. Следующие два «кемпа» мы проводили на платной основе, так как не получали финансирование. Количество заявок, конечно, упало. В 20-ом получили около 80, в 21-ом – 60-65. В этом году фолк-кемп снова бесплатный, и, закрыв прием заявок 16 мая, мы получили 320 заявок, из которых скоро отберем 34 счастливых участника.
То есть, даже внедряя солидный взнос для участников, люди готовы платить за неделю жизни без горячей воды, газа и интернета. «Сумасшедшие» - скажете вы. Я бы не спешил с выводами. Может быть там, на Русском Севере, в глуши, есть что-то, чего среднестатистическому горожанину никогда не доведется увидеть и прочувствовать? Что-то, за что люди готовы платить любые деньги…
«Have you ever Seen the rain?» - поется в известной песне группы Creedence. Может быть, на фолк-кемп едут, чтобы увидеть этот самый дождь? Дождь, который похож на свет…
Как вы считаете, почему интерес к дикому туризму растет?
— По сути, мы приходим к тому, от чего ушли. Ведь большинство наших предков – это крестьяне, которые жили на земле. Это некий генетический код, который есть у каждого из нас. Что-то бессознательное. Участники фолк-кемпа просто тянутся к тому, от чего все ушли. Более того, приезжая в деревню, человек погружается в другой ритм жизни. В этом ритме, в отличии от города, есть возможность услышать себя. Ощутить себя по-другому…
К слову, многие после посещения фолк-кемпа кардинально переосмысливают и меняют свою жизнь. К примеру, девочка-участница первого кемпинга – культуролог - всю жизнь занималась современным искусством. Она рассказала о постоянном ощущении, что ее все время обманывали. Она не знала, что традиционная культура – это не кокошник, лапоть, «балалай». Это не то, что транслируют СМИ. А гораздо более сложный, глубокий организм. После посещения кемпинга ей стало интересно продолжить разбираться в этом. Она создала подкаст «Здесь был фольклор», куда приглашает интересных спикеров, и сейчас, кстати, запустила второй сезон!
Послушать можно тут - https://music.yandex.ru/album/12892680?utm_medium=copy_link&dir=desc&activeTab=about.
Другой пример: женщина в возрасте. По образованию – экономист. Занималась организацией тематических фольклорных праздников. После посещения проекта к ней пришло понимание, что она – абсолютно некомпетентная в вопросе традиционной культуры. Она пропагандирует неправильное представление о ней. И это сподвигло ее перестать заниматься организацией мероприятий, и посвятить себя глубокому изучению культуры наших предков.
В чем миссия проекта?
— Собрать людей совершенно разных возрастов, профессий, вероисповеданий – и влюбить их в традиционную культуру. А если у человека нет никаких знаний о жизни предков, то это не значит, что вход на фолк кемп ему закрыт. Наоборот! Таких людей мы ждем еще больше и еще сильнее хотим рассказать им правду о нашей культуре!
Ваш кемпинг – единственный в своем роде?
— Вероятнее всего – да. Есть семейные фольклорные лагеря, у них там тоже погружение: живут, поют песни. Есть даже детские тематические лагеря. Возможно, существуют какие-то фольклорные смены. Но такого проекта, как у нас – уникального сочетания Русского Севера, древней, сохранившейся деревни, деревянных храмов, построенных без единого гвоздя, и белых ночей – такого я нигде не встречала.
Как местные жители реагируют на то, что к ним повадились ездить 30 с лишним человек, одержимых русской культурой?
Уже привыкли. Дело в том, что поддержка местных жителей так же важна, как поддержка Президентского фонда. Без них бы ничего не было. Участники кемпинга живут не в палатках, а в домах, в которые их пускают селяне. В рамках фолк-кемпа организовано активное взаимодействие с местными: они могут поучаствовать в вечерках и тематических концертах, а после завершения проекта в последний день участники показывают им, чему они научились за это время.
Кроме того, местные понимают, что их деревня, как и тысячи других в России – на грани вымирания. Молодежь уезжает в город. Постоянных жителей с каждым годом все меньше и меньше. А такие мероприятия, как «фолк-кемп», дают слабую, но надежду, что у русской деревни есть шанс на выживание.
— Мысль о том, что русская деревня погибла, не лишена правды. Но здесь все зависит не от людей, а от инфраструктуры. Трудно жить там, где нету воды. Где зимой не чистят дороги. Где ты полдня можешь потратить на то, чтобы прочистить тропинку к своему участку. Люди бы и рады уехать из шумного города в тихую деревню, но как там жить? Если будет какая-то государственная программа, которая бы обеспечила деревню инфраструктурой – люди бы туда поехали. Потому что уже сейчас чувствуется, что люди устали от городов и хотят жить в тишине…
Почему важно не забывать о своих корнях и сохранять культурное наследие?
Сейчас мы получили возможность наглядно увидеть важность заботы о своем культурном наследии. Нации, которая не заботится о нем, становится подвержена влиянию чужого мнения. Ей легко насадить чужую идеологию.
Печальный итог – это испуганный, сомневающийся патриот, образ которого был ярко отражен в спектакле Влада Демина «ДВА». Это человек, который был воспитан на чужой идеологии, без связи со своими корнями. Человек заблудившийся. Без собственного мнения. Подверженный влиянию извне.
— Существует большая опасность из-за того, что сейчас очень много спекуляций на тему русской народной культуры. Ей называют не то, что есть на самом деле. К примеру, «Ой мороз, мороз…» — это не русская традиционная песня. Очень сильное распространение получила языческая тематика: разнообразные сувениры, артефакты. Многие верят в это и думают, что это русская традиция. Именно для того, чтобы не быть обманутым, иметь свое мнение и разбираться, где правда, а где ложь, необходимо сохранять свое культурное наследие.
В этом году в последний день кемпинга вы решили провести фестиваль со свободным входом. Не боитесь, что концепция «для всех желающих» нарушит атмосферу камерности?
— Мы думали об этом, поэтому решили разделить эти два мероприятия. То есть фестиваль – это не продолжение кемпинга, а самостоятельная активность. Вторая волна для всех желающих. Мы сделали это именно для того, чтобы туда попали все желающие. Потому что конкурсный отбор и ограничения по возрасту оставляют очень много «обделенных», которые пишут: «неужели я такая старая, не смогу приехать…». Будем надеется, что у нас получится!
Подробнее про фестиваль и условия участия смотрите на официальном сайте - http://folk-camp.ru/.
Чем помог грант Президентского фонда?
— Первый наш кемпинг был бесплатный. Два последующих – платные. И мы видим разницу в аудитории. На первом фолк-кемпе было много молодежи. Молодежи, у которой горят глаза, которая полна энтузиазма. А на второй и третий кемпинг приехали люди, в большей степени, обеспеченные. Совсем другая прослойка населения. Нам хотелось, чтобы этих денежных ограничений не было. Чтобы к нам ехали именно энтузиасты с горящими глазами.
Что сложнее: защитить проект на «Тавриде» или заполнить заявку ПФКИ?
— Конечно заполнить заявку! Это маркетинг, копирайтинг, упаковка идеи, финансовая грамотность. Сухое и конструктивное изложение мыслей. И мы поняли, что главное в заявке – это соблюдение баланса между актуальностью, уникальностью, и сметой. К каждому рублю должен быть приложен документ, доказывающий, что эти деньги не будут потрачены зря…
Были трудности при организации кемпинга?
Главная трудность – это трансфер участников. Ребята за полгода договариваются с местной автоколонной, арендуют автобусы, согласовывают время. Но это не гарантирует ровным счетом ничего. В день мероприятия водитель может не выйти на смену, заболеть, и автобуса не будет. А заплатить другому ты тоже не можешь – другого просто нет! То есть ты находишь в глухой деревне, тебе надо вывозить людей, а транспорта нет. И это – самая большая боль и главное переживание.
— Мы всегда шли на риски, не боялись трудностей – поэтому все получалось. Мы этим горим и, фактически, работаем бесплатно. Получаем за это ну максимум по 5000 рублей…Но ради денег такие проекты не делаются. Тобой должно двигать что-то большее, чем просто купюры…Осознание того, что другим людям это важно, это помогает им двигаться дальше.
Какое будущее у проекта?
— Наша цель – расширить географический охват кемпинга. Сделать его и в других деревнях Русского Севера. Также думаем про зимний фолк-кемп. Ведь Архангельская область зимой – это что-то невероятное…
Что посоветуете молодым грантополучателям?
Будьте влюблены в свой проект! Не опускайте руки, если что-то не получается. Мы писали Президентский грант два раза и выиграли только на третий. Обращайтесь за помощью к более опытным коллегам. И главное – терпение. Вас всегда будут сопровождать, казалось бы, непреодолимые трудности. Например, нам сейчас нужно закупить продуктов в местном магазине, а он не может предоставить нам ни накладной, ни кассового чека. И теперь мы вынуждены искать другие организации, которые предоставят нам товар в соответствии с требованиями гранта.
Запомните: одно дело – выиграть грант, и совсем другое – успешно его реализовать…
Фото с события