Народная артистка России Надежда Бабкина спела дуэтом вместе с роботом. В нашей стране это первый уникальный опыт. В студии Президентского фонда культурных инициатив знаменитая исполнительница народных песен поделилась своими впечатлениями о совместном выступлении с ИИ и рассказала о перспективах приобщения современной молодежи к русской народной культуре.
ПФКИ: - Очень рады, что вы нашли время встретиться с нами в студии Президентского фонда культурных инициатив. На культурном форуме в Санкт-Петербурге вы спели с роботом и произвели абсолютный фурор. Ваши впечатления?
Надежда Бабкина: - Когда мне только предложили это сделать, я заволновалась. Я спрашивала себя – как же это возможно? Мне проще было бы это сделать самой. Ведь когда ты произносишь текст, ты его осмысляешь. А текст непростой. Он наполнен эмоциями, он глубинный. Вслушайтесь только: «Родина моя великая земля! Не объять от края!» Этот тест про наш народ - яркий, многонациональный, разнообразный. Он о семье, о детях, о женщинах, которые всегда играли совершенно особую роль в нашей истории. Я вообще считаю, что народная культура – это основа государства. Именно на ней строилась наша страна. Так что было непросто.
ПФКИ: - Когда два актёра на сцене, они обмениваются энергией, эмоциями. А как это происходит, когда работаешь с роботом?
Надежда Бабкина: - Мне это далось легко. Я чётко понимала, о чем я пою, мгновенно осознавала это. Ведь в нашей стране мы мыслим образами. Когда ты произносишь «река», «просторы» ты тут же представляешь себе удивительные многоцветные пейзажи родной России.
ПФКИ: - Но ведь робот ничего себе представить не может. Вы чувствовали себя одной на сцене или с партнером?
Надежда Бабкина: - Одной. Я лишь представляла, что рядом со мной мои соратники, единомышленники, которые поймут с полуслова, с полувзгляда. Что я могу аккуратно повернуться, показать пальчиком, что мне кивнут в ответ. С роботом все совершенно не то, что с живым человеком. Однако зрительно этого взаимодействия никогда не замечает.
О русской культуре
ПФКИ: - У каждой культуры – свое притяжение, свои манки. Как вы считаете, какие манки у русской народной культуры?
Надежда Бабкина: - Самое важное – это как наше слово наполняется уникальными звуками и чувствами человеческими. Каждый человек создан по образу и подобию Божию. Каждый неповторим. А значит, у каждого из нас свои чувства, свои уникальные тембральные краски. Вот они совместились, сплелись воедино. Души наши работают, поют. Это и дает мощнейшее восприятие, когда зритель говорит, что у него слезы текут и мурашки по коже. Однажды мы с командой разучивали песню «Зародилась ягодка». Когда ребята допели ее до конца, я спросила у них – а о чем эта песня. Мне отвечают: «Ну как? Вон на том берегу девушка стоит, я переплыл и сказал – идем с нами. Вот и все». А я говорю: «Да что ты? Это нежная история о судьбе человека. Поэтому сейчас мы попробуем войти в образ этих людей, ощутить их доброту и радость». И после этого моя команда «Русская песня» спела как полагается. У меня слезы наворачивались на глаза и мурашки бежали по коже. Я посмотрела на ребят – они тоже плакали. Вот эти чувства, рожденные народной культурой, - их и надо поддерживать. Потому что только так мы вырастим людей, которые будут любить Родину и семью.
ПФКИ: - Как нам сейчас сохранить народное творчество и возродить интерес к нему у молодежи?
Надежда Бабкина: — Это очень сложная тема. Развитие цивилизации несется вперед стремительным темпом, нас не спрашивая. Этот процесс идет во всем мире. В результате молодежь отлучена от корней, от родной почвы. Мы забыли о том, что изначально наша великая Русь – страна землепашцев. Когда-то я уехала из дома в Астрахань на учебу. Отец мне сказал – на обратную дорогу зарабатывай сама. Вот в поле иди и заработай. Это было естественно – труд на земле. Он был неотделим от народной культуры: мы работали и пели. Песня звучала и в поле, и за семейным столом. Молодежь внимательно слушала и присоединялась. Так и существовала живая народная культура. Однако я думаю, что и сейчас мы можем вернуть народную культуру молодежи. Интерес есть, и он огромен. Просто заниматься этим надо, заинтересовывать, вовлекать, передавать опыт. Например, я была в Ладоге, где собралось 600 молодых людей. Они слушали меня 1,5 часа. Я им рассказала, что не надо бояться испытаний. Нужно идти вперед, не оглядываясь. На блюдечке, говорю, с голубой каёмочкой вам никто ничего не преподнесёт. Только чаек в конце нашего трудного пути можно попить с блюдечка с голубой каёмочкой. Вот это была беседа, разогрев мощнейший про нашу молодёжь.
О гранте ПФКИ
ПФКИ: - Давайте поговорим о проекте, который вы реализовали при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Называется он «В Россию верим». Уникален он тем, что вы туда интегрируете зрителей. Расскажите про идею и планируете ли вы расширяться?
Надежда Бабкина: - Изначально мы сделали проект «В Россию верим» разово. Но мы поехали по регионам нашей страны и увидели, как он необходим для людей разных поколений. Особенно - для молодёжи. Ну а сейчас мы пришли с предложением создать новое движение «В Россию верим». Сейчас мы постоянно сталкиваемся с давлением чуждых нам движений, созданных на Западе. Запад не знает нашей культуры. Отрицает наши ценности любви, верности, согласия. Созданные там движения разъедают наше общество, а мы частенько не можем им ничего противопоставить. Нужен какой-то противовес? Конечно! Вот я и подумала – а давайте создадим движение «В Россию верим». Это будет мощно. И вот это движение включает не разовый проект мероприятия, а именно включение и интегрирование разных культур и искусств во всех его проявлениях. Это будет уже не разовые проект, а интеграция разных видов искусства. И литература, и кино, и все возможные направления культуры. Так что мы не заканчиваем. Мы только начинаем.
ПФКИ: - Есть проекты, которые получают гранты не с первого раза. Что вы им пожелаете? Чисто эмоционально?
Надежда Бабкина: - Во-первых, никогда не сдаваться. Во-вторых, помнить, что мы живем в XXI веке, когда идеи правят миром. И понимать, что эти идеи должны быть масштабными. Все, к чему творческий человек прикасается, должно быть масштабным. Мы – сеятели. Каждое зерно, которое мы сеем, дает всходы.
ПФКИ: - А как вы считаете, творческому человеку нужна структурность? Или это должен быть другой мудрый человек рядом?
Надежда Бабкина: - Обязательно должны быть помощники, команда, прогрессивные молодые люди, которые тоже хотят заявить о себе.
ПФКИ: - Вернемся к искусственному интеллекту. Как вы считаете, сможет ли он уживаться с фольклором? Все-таки русское народное творчество очень эмоциональное.
Надежда Бабкина: - У меня нет четких убеждений по этому вопросу, но есть опасения, что искусственный интеллект однажды внедрится в наш генетический код. Но ведь культура народная – живая, живородящая. А искусственный интеллект – это просто машина, которая производит звуки без смысла, без понимания, без чувствования. Так что, я думаю, народная культура для искусственного интеллекта останется недосягаемой. Ведь главное – это смысл, который может исходить только от человека. Миром правит смысл, идея, а не машина.
Беседовала Олеся Гарипова