16 ноября в рамках программы Санкт-Петербургского международного культурного форума – Форума объединенных культур состоялась деловая дискуссия «Инновации в театре и будущее образования в сфере культуры» (блок «Искусственный интеллект – угроза или благо для культуры» курирует Президентский фонд культурных инициатив). Модератором диалога стал директор Национального драматического театра России (Александринского театра) Сергей Емельянов.
В числе спикеров деловой дискуссии – Надежда Абрамова, генеральный продюсер фестиваля «Диджитал опера» (Россия); Ильхам Аскеров, директор Азербайджанского Государственного Академического Национального Драматического театра (Азербайджанская Республика); Диана Грбич, директор Национального театра Республики Сербской (Республика Сербская); Александр Журавский, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам (Россия); Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова (Россия); Владимир Малышев, ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (Россия); Антон Оконешников, режиссер Национального драматического театра России (Александринского театра), создатель диджитал-проекта «Другая сцена» (Россия); Александр Рыжинский, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных (Россия); Александр Шестаков, генеральный директор Национального академического театра имени Янки Купалы (Республика Беларусь). В центре обсуждения ключевым вопросом стали обощение имеющихся и выработка новых моделей и практик, которые применяются в театральном искусстве в России и за рубежом, в том числе в сфере профессионального образования.
«Мы сегодня говорим о современном театре, о тех вызовах, на которые отвечаем вместе с коллегами из ведущих творческих вузов страны, из национальных театров Республики Беларусь, Азербайджанской Республики, Республики Сербской. Может ли технология искусственного интеллекта стать полноценным помощником в деле создания творческого продукта, подготовки новых кадров или она уже является таковым? Или исполнительские искусства должны стоять на страже классических традиций авторства? Поиск ответов на эти вопросы определяет даже не будущее сферы культуры и искусства, а наше настоящее», – отметил во вступительном слове Сергей Емельянов.
Участники дискуссии обсудили широкий круг вопросов, в том числе то, как искусственный интеллект, интерактивные, гибкие и технологически ориентированные образовательные методики могут влиять на современный театр и студентов творческих вузов.
«Конечно, невозможно остановить процесс развития новых технологий, их, безусловно, можно использовать в искусстве. Но, все-таки, это вспомогательный элемент. Искусство основано на душе, сердце...», – прокомментировал Александр Рыжинский, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных, добавив, что многое также зависит от человеческого разума.
Отдельно участники сессии остановилмсь на том, как готовить профессиональные кадры для театров. В ходе дискуссии возник закономерный вопрос: искусственный интеллект – враг или соратник театральной и образовательной сферы?
Мнение озвучил Александр Журавский, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам: «Выстраиваются современные системы, соединяющие непрерывное образование и производство. Я думаю, это одно из перспективных направлений развития системы образования в целом — совмещение производственного цикла и обучения. Это в первую очередь перспектива для профессионального образования, просто нет другого шанса выпускать хороших специалистов после 3-4 лет, если их сразу не обучать профессии на современном уровне».
Далее дискуссия переросла в обсуждение кадрового обеспечения современных театров. Говоря о кадровом дефиците на примере Александринского театра, его директор отметил, что еще на стадии получения образования необходимо внедрять в образовательный процесс новые подходы к обучению. Но по его мнению, поменять этот процесс настолько кардинально сложно. «В случае с артистами или режиссерами я тяжело себе представляю, как это можно видоизменить настолько, чтобы это внедрялось в процесс жизни еще на стадии получения ими высшего образования. Может быть, и не нужно этого делать, я уже говорил сегодня и не один раз, что вообще театральная школа, в особенности тех государств, которые представлены сегодня здесь на нашей секции – это Азербайджан, Белоруссия, Армения, Сербия и все те, которые участвуют сегодня вместе с нами, все говорят, что их театральная школа базируется на нашей театральной школе, на русской театральной школе. И, может быть, не нужно ломать руки в творческом процессе, изначально затачивая его под какие-то цифровые решения. Если будет на то трезвый взгляд художника, то он сам это предпримет на сцене», — дополнил Сергей Емельянов.
Далее к дискуссии присоединился директор Азербайджанского Государственного Академического Национального Драматического театра Ильхам Аскеров. Он отметил, что форум объединенных культур имеет большое значение с точки зрения развития культурных связей, обсуждения актуальных вопросов современной культурной среды, обмена опытом между специалистами в области культуры и искусства и возможности находить с ними общие точки соприкосновения и общие взгляды на будущее, в том числе в части театрального образования.
«Полагаю, что IX Санкт-Петербургский международный культурный форум станет стартом для реализации новых проектов и инициатив. Так, в 2024 году между Национальным драматическим театром России (Александринским театром) и Азербайджанским Государственным Академическим Национальным Драматическим театром в рамках проекта «Дни Александринского театра» будет осуществлен масштабный творческо-просветительский обмен. Уверен, что проект поспособствует развитию театрального искусства и укреплению азербайджано-российских культурных связей», – заявил он.
Директор Национального театра Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Дианы Грбич, отвечая во время сессии на вопрос о применении высоких технологий и искусственного интеллекта в творчестве, искусстве и театральной среде, отметила, что искусственный интеллект никак не может заменить человека. «Это взаимодействие между актером и публикой, живое взаимодействие ничем нельзя заменить», – заключила директор Национального театра Республики Сербской.
На дискуссии состоялась презентация проекта «Диджитал опера». О фестивале рассказала генеральный продюсер – Надежда Абрамова: «Фестиваль Digital Opera постоянно работает с новыми технологиями. Конкурсантам предоставляется возможность использовать в своих работах разные средства сценического воплощения, и в том числе нейросети. Но каким бы развитым искусственный интеллект не был, он пока ещё не может заменить человеческих эмоций. Поэтому это всего лишь инструмент, помощник в руках художника, которым нужно уметь пользоваться для достижения зрелищной картинки и грамотной реализации сценографического решения».