Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
19 сентября 2024

Интеграцию культурного кода страны с помощью искусственного интеллекта обсудили эксперты X Форума объединенных культур

АВТОР СТАТЬИ

Татьяна Синицына

На сессии «Сохранение культурного наследия и интеграция культурного кода с помощью технологий искусственного интеллекта» обсудили новые горизонты в области сохранения, документирования и популяризации культурного наследия. Участники поделились практиками и стратегиями, которые могут быть использованы на национальном и международном уровнях для сохранения культурного наследия и поиск баланса между технологическим вмешательством и аутентичностью. Модератором дискуссии стала куратор VR/AR проектов «РИА Новости» Наталья Лосева.

Сегодня музеи, как классические, так и современного искусства, активно используют новые технологии. Мультимедийные технологии, которые изначально использовались только на временных выставках, теперь все чаще включаются в постоянные экспозиции.

Так, например, виртуальный тур помог жителям прогуляться по Эрмитажу, не покидая родной город. Цифровая экспозиция не только воссоздает шедевры живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, но и передает дух и атмосферу великих исторических эпох. Инновационный проект создан с использованием 3D-мэппинга, AV-инсталляций, голограмм и искусственного интеллекта. Руководитель проекта «Великолепный Эрмитаж» Екатерина Галанова поделилась: «Для нас было важно рассказать о самых знаковых залах Зимнего дворца, но не превратить это все в простую экскурсию. Нам помог звуковой контент. Были созданы мини-диалоги исторических персонажей: царских особ, архитекторов, скульпторов. Нейросети также помогли «оживить» несколько картин».

Дополненная реальность стала популярной в музейной сфере благодаря своей способности расширять границы пространства. В Воронеже с помощью технологий дополненной реальности создали 3D-модели утраченных экспонатов. Проект Областного художественного музея так и назвали – «Возрожденная коллекция». С помощью нейросети возродили образы 14 полотен, чья судьба так и осталась неизвестной после боевых действий 1942 года. Так как многие произведения искусства не были запечатлены на фотографиях, архивные тексты в инвентарных книгах оказались единственным источником информации об исчезнувших шедеврах.

«Мы хотим показать, что музей может сотрудничать с нейросетью не только в развлекательном, но также в познавательном ключе. Работа шла в жесткой сцепке искусствовед – нейросеть. Искусствовед на протяжении девяти месяцев непрерывно обучал нейросеть. Мы подгружали работы художников того времени, которые сохранились. Мы работали над стилистикой произведений. Безусловно, мы достигли задач, которые ставили перед собой. Это и привлечь молодую аудиторию, которая с трудом ходит в музеи, которые живут в цифровом мире. И здесь с помощью им понятного инструмента на экране своих смартфонов увидели сгенерированные нейросетью произведения искусства», – рассказала Юлия Зайченко, директор Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского.

Базу цифровых моделей музейных экспонатов предлагают создать сотрудники Государственного Эрмитажа. Пилотный проект электронный платформы презентовали на форуме Объединенных культур. С помощью сканирования специалисты получают точные трехмерные модели экспонатов. Возможности искусственного интеллекта помогут не только сформировать виртуальную галерею, но, прежде всего, повысить безопасность хранения произведений искусства. После экспонирования вне стен музея шедевры живописи или скульптуры можно будет проверить по созданной цифровой модели. Любые изменения будут сразу заметны.

«Этого пока в мире нет. Это будет совершенно безопасная система хранения, где будет криптозащита и система блокчейна. Если это сработает, я думаю, это будет как раз то, что необходимо большому количеству музеев. Мы предлагаем эту систему сделать единой для всего мира. Если мы делаем для одного музея, это бессмысленно. Если мы делаем для всех музеев страны, это мало. А если мы объединим музеи мира и частные коллекции, это, безусловно, поможет обезопасить всех от воровства и подделок», – рассказал куратор проекта, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель.

Авторы проекта уверены, подобные технологии помогут не только в сохранности экспонатов, но также в реставрации произведений искусства.

Искусственный интеллект все чаще применяют при дизайне изделий с элементами народных орнаментов, однако пока он способен выступить лишь помощником мастера, сообщила председатель союза промышленников и предпринимателей «Иволга» Альфия Петрухина. «На данном этапе своего развития искусственный интеллект не готов полностью взять на себя все функции дизайнера. Это связано с тем, что обычного комбинирования элементов по заданному алгоритму недостаточно для создания произведения художественного промысла», – отметила она. Так, по словам эксперта, искусственный интеллект не способен, например, построить схему вышивки и, главное, проанализировать особенности менталитета. Но в то же время, Альфия Петрухина предлагает рассматривать искусственный интеллект и нейросеть в качестве инструмента для оптимизации работы мастера, так как их возможности открывают новые горизонты в мире народного творчества.

Маргарита Лянге, президент Гильдии межэтнической журналистики, рассказала, как искусственный интеллект помогает продвигать фольклор. На форуме был представлен медиапроект «Национальный акцент», который только за прошлый год собрал на видеохостингах больше 3 миллионов подписчиков и 644 миллиона просмотров просветительского контента о культуре и традициях народов России. Маргарита Лянге отдельно остановилась на музыкальном проекте гильдии - «Звук Евразии», который при поддержке Президентского фонда культурных инициатив существует уже третий год. И очень бурно развивается.

12 и 13 сентября на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур проходят мероприятия тематической секции «Искусственный интеллект в культуре и национальный суверенитет", в центре внимания которой «формирование картины мира, основанной на российском культурном годе». Партнером форума выступил Президентский фонд культурных инициатив, куратор секции – генеральный директор ПФКИ Роман Карманов. Архитектура программы включает в себя пять дискуссий, два больших интервью в формате «открытого диалога», презентации российских технологических достижений и шоу-программу с участием искусственного интеллекта.

X Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур проходит с 11 по 14 сентября. Каждая из 10 тематических секций форума посвящена различным аспектам культуры. Деловая программа предусматривает, в частности, мероприятия, посвященные председательству России в БРИКС и СНГ, дискуссию о перспективах международного культурного сотрудничества. Деловую повестку дополнит культурная программа.

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: