Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
8 сентября 2024
0 просмотров

Как в центре Петербурга возродили средневековую типографию Гутенберга

Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга», которому в апреле 2024 года исполнилось 33 года, занимается созданием уникальных экземпляров редких книг. Каждая – как произведение искусства. Созданные мастерами — носителями редкого ремесла — они занимают места в музеях, частных коллекциях. Хранятся в собраниях Эрмитажа, публичной библиотеки Нью-Йорка. Выходят тиражами в 25-30 изданий. На их создание уходят годы, а о их стоимости спрашивать не принято – всем понятно, что это солидные шестизначные суммы. И да – это единственное издательство такого рода в России.

А в 2022 году «Академия Редкой книги», созданная на базе издательства, впервые в мировой практике предоставила возможность широкой аудитории и творческой молодежи приобщиться к редчайшему книжному искусству в его традиционном проявлении.

Петр Геннадьевич Суспицын — руководитель издательства — рассказал, как в центре Петербурга воссоздавалась «Гутенберговская» типография эпохи Возрождения, где удалось найти финансирование на организацию академии редкой книги, и какое будущее у печатных изданий в России.

Редкая книга

Ключевая идея издательства редкой книги заложена в его названии: возрождение древнего ремесла книгопечатания, которое осталось в далеком дореволюционном Петербурге.

- На протяжении 32 лет мы возрождаем и популяризуем книги, которые представляют из себя объект искусства. Каждая из них - от начала и до конца - создается вручную выдающимися мастерами, художниками и дизайнерами крайне малым тиражом…

К слову, тираж у изданий, действительно, маленький. Как правило – не превышает 25-30 экземпляров. Иногда – не более 5.

- Почитатели нашего издательства и библиофилы иногда говорят мне: «Петр, не совсем правильно говорить про тиражи ваших книг. Это, скорее, авторские повторы»

Каждый из них отличается друг от друга и каждый – по-своему уникален. А если учесть, что художники используют не только авторские техники печати: литография, гравюры на дереве, резцовые гравюры, монотипия, но и оригинальный рисунок, то можно представить, каких трудов стоит сделать даже 10 экземпляров таких книг.

- У нас есть несколько проектов, где требовалось приложить больших усилий, чтобы уговорить художников сделать повторы иллюстраций. Например, изображения к балетам «Спартак», «Спящая красавица». В этих книгах иллюстрации выполнены в оригинальной технике, без использования печати.

В книгах издательства часто используется техника каллиграфии (с греч. «красивое письмо») – это совсем уникальная история времен «догутенберговской» книги. Первые упоминания об искусстве такого письма датируются 4000 годом до н.э., а родом оно из Китая, где его называли «первым среди художеств». Представьте: художник-каллиграф вручную пишет текст от начала и до конца в каждом экземпляре. Фантастика!

«В нашем мире виртуальной реальности и нуворишеской роскоши подарочных книг издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга» нашло удивительно удачный способ сохранить старинное ремесло, умение и высокий вкус…».

Борис Пиотровский
директор Государственного Эрмитажа

- Мы прибегаем к самым неожиданным и оригинальным техникам, таким как, например, машинопись. Книгу со стихами Олега Григорьева мы напечатали от и до на машинке, тем самым угодили в Книгу рекордов Гиннеса, потому что мы единственное зарегистрированное издательство, которое выпустило такую книгу. Все проекты создаются на старинных печатных станках девятнадцатого века, которые удалось найти, отреставрировать и привести в рабочее состояние. Поэтому это не только издательство, но и действующий музей старинного оборудования для печати и переплета книг.

Книги как дети

Каждая книга, вышедшая в издательстве за 32 года – невероятно сложна и крайне уникальна.

- Знаете, все изданные книги – их более 50 – для меня, как дети. Все они разных форматов, с разными переплетами, от разных художников. Дюма как-то сказал, что создание книги подобно возведению готического храма. И для нашего издательства каждая книга – это словно создание архитектурного творения.

В работу, как правило, издательство берет классические тексты, литературные памятники, которые прошли проверку временем и стали близки каждому человеку. Далее идет долгий процесс выбора бумаги, переплета, техники печати. Консультации с художником. Подбор наиболее подходящего формата. Создается макет книги. После чего возникает понимание, какие потребуются иллюстрации. Все это - кирпичик за кирпичиком - складывается в произведение искусства.

- В наших книгах мы используем совсем неожиданные материалы для переплета: табачный лист, мрамор, металл, дерево. Выбираем те материалы, которые художественно бы соответствовали смыслу книги.

На кого ориентированы издания

Возникает логичный вопрос: кто же приобретает подобные книги? Наверное, как минимум, люди состоятельные? Ведь их цена, должно быть, зашкаливает? Действительно, подобные книги – отнюдь недешевые. Стоимость создания редкой книги, порой, составляет несколько миллионов рублей!

- «Habent sua fata libelli» - книги имеют свою судьбу. Да, у каждой нашей книги – своя судьба. Они попадают в руки коллекционерам. Некоторые занимают места в музейных экспозициях и библиотеках. Наши издания нашли свое пристанище в Германии, Берлине, Мюнхене, Нью-Йорке. Диапазон распространения книг самый широкий.

Сколько длится работа над книгой

Один из самых долгих проектов издательства – работа над книгой «Слово о полку Игореве». Работа над ним началась еще в 96-ом году, а закончилась в 2012-ом.

- «Слово о полку Игореве» - наш самый долгий проект. В 1996 году мы встречались с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым у него на даче и обсуждали работу над изданием. Я его тогда спросил: «Какой нам взять перевод?» Известно, что их существует великое множество. Поэма была переведена на все славянские и большинство западноевропейских языков. И тогда он сказал, не задумываясь: «Только Николай Заболоцкий!».

Это было напутствие и благословение великого Лихачева, и с этого разговора на даче в Комарово до издания первого экземпляра прошло ровно 16 лет. Особую ценность данному изданию придают 108 страниц полностью рукописного текста, написанного уставом — древнейшей формой кириллического письма.

Стоимость коллекционного издания «Слова о полку Игореве» можно узнать, запросив информацию на официальном сайте издательства в разделе «Каталог».

Еще один долгосрочный проект – библиофильское издание балета «Щелкунчик», приуроченное к 20-летию его постановки художником Михаилом Шемякиным. В книге представлены уникальные художественно-исторические материалы — факсимиле автографа нотной партитуры балета, написанной П. И. Чайковским, в сопровождении эскизов, созданных художником к сценографии постановки. Первый экземпляр «Щелкунчика» хранится в собрании Государственного Эрмитажа под толстым стеклом.

- Часто задают вопрос - правда ли что печатным изданиям недолго осталось? И мне понятна эта обеспокоенность людей. Жизнь, конечно, диктует свои условия. Когда-то точно также боялись, когда Гутенберг изобрел книгопечатный станок. Он, испытал тогда колоссальное давление со стороны каллиграфов, которые зарабатывали на этом деньги. Ведь, по сути, станок – это компьютер 15 века! Технологии, которые сейчас приходят – неизбежны. И это хорошо, это прекрасно. Но бумажная книга, как предмет искусства никуда не денется с нашего ландшафта. Так же, как искусство никуда не исчезнет – оно будет вечно. Даже наоборот, благодаря нашим мастер-классам мы увидели колоссальную заинтересованность аудитории в такой книги, в таких ремеслах.

За помощью в ПФКИ

Издательство всегда существовало благодаря сторонней поддержке. Редкие книги – это про культуру, а не про коммерцию. И даже ценники в несколько миллионов не приносят существенной прибыли. Все шло нормально – были надежные партнеры – но, как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло…

- У нас были хорошие меценаты, но в связи с новыми событиями, у них появились свои проблемы, которые нужно было срочно решать. И им стало, в общем, не до нас. Тогда я задумался, к кому нам обратиться, и решил, что наше благородное дело должно быть не чуждо государству. Тогда-то мы и нашли фонд культурных инициатив, и попробовали написать заявку

Петр – человек мудрый. Он сразу понял, что заявка – дело колоссальной сложности и невероятной ответственности. Рисковать победой в конкурсе нельзя, ведь на кону – существование издательства. Поэтому доверил составление проектной заявки человеку с опытом. Благо, такой был в его команде. И, конечно же, проект был поддержан!

- Я, честно говоря, все эти годы мучился тем, что из-за столь малого тиража наших книг, они практически недоступны широкой публике. У нас было 8 выставок в Эрмитаже, и все книги выставлялись под стеклом открытыми только на одном развороте. А мне всегда хотелось рассказывать о нашей деятельности людям, воспитывать молодежь, которая интересуется книгой, рассказывать об этой книге

Петр мечтал, но у него не было возможности создать отдельное образовательное направление. Но благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив, выигранного в 2022 году, в издательстве заработала «Академия редкой книги».

- В рамках нашей академии студенты будут обучаться процессу создания рукотворной книги: осваивать искусство иллюстрации, навыки ручного набора и печати на старинных станках, каллиграфию, техники изготовления литой бумаги, различные виды переплёта.

Кроме обучения молодого поколения основам издания книг, в академии была разработана программа экскурсий в издательство как в своеобразный музей-мастерскую книгопечатания. Они включают демонстрацию старинного оборудования в действии, рассказ об истории и техниках книгопечатания и иллюстрирования рукотворных книг, а также показ готовых книжных шедевров, сделанных в издательстве и хранящихся в коллекциях Эрмитажа.

- Мы очень рады, что это оказалось очень востребованной инициативой. На наших мастер-классах практически никогда не бывает свободных.

Я уверен – все желающие смогут посетить мастер-классы Академии. Ведь Петр уже вынашивает планы по расширению издательства и увеличению количества мастер-классов. И, конечно же, надеется на помощь со стороны правительства Санкт-Петербурга.

- Пока что в рамках нашей программы мы проводим серию открытых мастер-классов. Но в будущем – есть такая перспектива – мы откроем направление наставничества. Это будет индивидуальный долгосрочный курс обучения созданию книги – от и до. Чтобы наше ремесло не кануло в лету.

Только вперед!

Петр считает, что главное – не бояться и идти вперед. Если есть желание – все обязательно получится. Он советуется молодым грантополучателям идти к своей цели несмотря ни на что.

- Как гласит старинная поговорка: «глаза боятся – руки делают». Самая большая проблема всех начинаний – страх. Преодолеете страх, и все трудности будут вам нипочем.

Отличный философский совет от романтика-библиофила Петра Суспицына! Тем не менее, не стоит забывать про более простые, приземленные рекомендации – читать методические материалы, смотреть вебинары, и не подавать заявку в последний день!

0 просмотров

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: