На сессии ПМЭФ «Карта креативного капитала регионов: локальные инициативы и международные партнерства», модератором которой стал генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, обсудили вклад креативных индустрий в развитие городов, интересы различных аудиторий при создании творческих пространств, культурные бренды и мероприятия в регионах с международным участием, а также способы привлечения креативных специалистов к обновлению городов и созданию креативных брендов.
К дискуссии присоединился директор Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Артур Латыпов. Ханты-Мансийск стал первым городом, где приняли закон о креативных индустриях. «Когда говоришь Югра, Ханты-Мансийский автономный округ – какие ассоциации у людей возникают? В первую очередь, снег, мороз, нефть – какие там креативные индустрии? И знаете, этот шаблон нужно было как-то сломать». Спикер заявил, что для развития креативного сектора в регионе было принято решение объединить творчество и бизнес с государственными муниципальными учреждениями. Также Артур Латыпов рассказал про проекты, которые уже активно реализовываются. Среди них – инклюзивная творческая лаборатория для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которой задействован народный артист России Сергей Безруков. Актер также принимает участие в записи цикла сказок коренных малочисленных народов Севера.
Спикер отметил, что многие творческие проекты нацелены на молодежную аудиторию. Так, например, в регионе начали выпускать коллекцию одежды «Изобразительное искусство в моде», создание которой поддержал российский художник Сергей Андрияка.
О том, как влияет появление активностей и реализация в области креативных индустрий на развитие городов, рассказал директор – координатор социокультурных программ госкорпорации ВЭБ.РФ Олег Ракитов. «Одним из важнейших KPI наших проектов является вовлечение не менее десяти креативных индустрий города в создание проекта», – заявил спикер. Локальные инициативы и партнерства – это тот самый двигатель, благодаря которому развиваются регионы. Ракитов отметил, что несмотря на большую работу ВЭБ.рф, проекты в городах реализуются также благодаря команде региональных профессионалов и их энтузиазму. «Мы твердо убеждены, что формула бизнес-арт-город эффективна для экономики и развития города».
«Мы видим, что объект культуры уже не может быть моно-темой: театр только театром, а художественный музей только музеем», – отметил архитектор, основатель архитектурного бюро «Wowhaus» Олег Шапиро. Спикер представил свои проекты в разных городах России и отметил, что культурное пространство должно быть задействовано полностью, каждый двор или открытая терраса – это возможность для проведения мероприятий. Шапиро затронул проблему инфраструктуры и доступности регионов: «Люди должны быть видны на карте мира. Они должны понимать, что место, где они находятся – это значимая часть мира. Они должны быть заметны, и для себя, прежде всего».
Креативную индустрию в малых городах рассмотрели на примере города Плеса, в котором сегодня стартовал «Дачный фестиваль имени Шаляпина» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. «Я здесь представляю очень маленький город – 1700 жителей», – начал свое выступление меценат, соучредитель группы компаний «Фортеция» Алексей Шевцов. «Мы уже говорили про маленькие города, но по-настоящему маленькие, которые входят в десятку – это Плес». Спикер отметил, что для привлечения туристов в малый город, необходимо сделать его «фотогеничнее», реставрировать дома, поддерживать чистоту, общую городскую стилистику и спокойную атмосферу. Плес – отличное место для того, чтобы отдохнуть от шумного мегаполиса и суеты. «Всероссийская слава Плеса начиналась как раз с креативной индустрии, с Левитана. Исаак Левитан – крупнейший мастер русского пейзажа, именно с него началась слава Плеса как символа России. Мы смотрим картины Левитана и видим Россию. Очень важно, чтобы городок не превращался в скучный заповедник. Новые «Левитаны» должны приезжать и творить в Плесе», – отметил меценат. Также он рассказал, что образ и привлекательность города начинается с мелочей – так Алексей Шевцов запатентовал особую форму пирожков, которые продают исключительно в Плесе, а еще придумал избинг – разработанную в Плёсе новую разновидность глэмпинга, отдых в избах на берегу Волги.
«Креативная индустрия продает эмоции», – продолжила Ольга Галактионова, генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». «Но сейчас нельзя просто развесить картинки по стенам, нужна концепция и междисциплинарность». Спикер уверена: если такие мультиформатные проекты будут появляться, то это в хорошем смысле повлияет на развитие бизнеса. Кроме того, в регионах развивать такие проекты интереснее, нежели в столице. Резюмируя, Ольга Галактионова отметила, что для привлечения внимания к проектам должна быть задействована большая команда специалистов, и большое внимание нужно уделать цифровой наружной рекламе, которая также является частью креативно индустрии.
«У многих регионов в ДНК есть традиция», – отметил генеральный директор творческого индустриального кластера «Октава» Дмитрий Барсенков. Спикер представил проекты, реализуемые в Туле, и отметил, что важно обращать внимание не только на качество проработки концепции, но и на финансирование: «Креативная индустрия требует поддержки». Для создания успешного проекта в регионе Барсенков перечислил главные критерии, которых необходимо придерживаться: локация, концепция, планирование, команда местных профессионалов и монетизация.
Завершая встречу, Роман Карманов отметил, что в этом году на финансирование креативных проектов в России через Президентский фонд культурных инициатив будет распределено 10 миллиардов рублей.