Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
17 июня 2023

Карта креативного капитала: как бизнес и творчество меняют российские регионы?

Регионы уже давно перестали быть просто административными единицами, каждый субъект ищет возможности для развития, как это делает бизнес. Креативная экономика выступает в этом одним из нейтральных проводников, который позволяет выстроить диалог между всеми ключевыми стейкхолдерами – государством, бизнесом и креативным сообществом. Создание экосистемы, которая будет привлекательной для проживания и развития городских пространств, позволит использовать инновационные, предпринимательские и социокультурные инициативы горожан. Сегодня важно оценить новые вызовы для креативных городов и найти решения, которые позволят понять, какие возможности для развития регионов создают креативные сообщества, творческие проекты и международное сотрудничество в культурной сфере.




На сессии ПМЭФ «Карта креативного капитала регионов: локальные инициативы и международные партнерства», модератором которой стал генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, обсудили вклад креативных индустрий в развитие городов, интересы различных аудиторий при создании творческих пространств, культурные бренды и мероприятия в регионах с международным участием, а также способы привлечения креативных специалистов к обновлению городов и созданию креативных брендов.


«У нас сегодня одна из наших любимых тем», – признался в начале дискуссии Роман Владимирович. По мнению модератора, тема «креативная экономика в регионах» всегда актуальна и ежегодно на встречах есть и будет что обсудить.


Точкой отправления на сессии стал Камчатский край. Заместитель председателя правительства региона Юлия Морозова рассказала, что креативный сектор на Камчатке пока развит слабо, но у него большие перспективы и возможности, применяют которые уже сейчас. Так, например, в Петропавловске-Камчатском начал реализацию мастер-план, сердцем которого стал арт-кластер «ИКРА» (аббревиатура – инкубатор, коворкинг, резиденция, арт-галерея), созданный для привлечения молодежи, а также общественно-культурный центр. «Креативные индустрии у нас существуют, но в старых отраслях. Например, в рыбохозяйственном секторе – это старинная отрасль. Сегодня она получает новый виток. Мне кажется, все знают про камчатскую Омега-3 из дикого лосося, и это – первая звездочка высокотехнологичных производств. Таких примеров у нас очень много, а впереди – большие перспективы по разработке фармацевтических, косметологических продуктов». Юлия Морозова также добавила, что главная отрасль Камчатки – это, безусловно, туризм, и он тоже обладает колоссальным потенциалом в части развития креативных индустрий. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив на Камчатке уже проводятся проекты этой отрасли, к ним относится масштабный фестиваль «Берингия».


Мнением о развитии креативных индустрий в стране поделилась Гульназ Кадырова – декан факультета высшей школы управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. На вопрос модератора о том, прошли ли мы этап понимания что такое креативные индустрии и их необходимости, она ответила положительно: «Если взглянуть на карту России – действительно, в северо-западной и центральной части сосредоточен наш потенциал креативных индустрий. Не раскрыт в восточной части, и я очень рада, что Камчатка движется активными шагами». Также Гульназ Маннуровна отметила, что необходимо сосредоточиться на городах численностью до 100 тысяч, в которых необходимо притормозить отток населения, и создавать там проекты, развивающие регионы. «Молодежь должна иметь возможность там оставаться и трудиться, получать достойную заработную плату», – заявила спикер. «Безусловно, на первом этапе это потребует серьезных капиталовложений, но для этого, мне кажется, надо объединить усилия большого количества ведомств. Минстрой может помочь в развитии инфраструктуры, Минкультуры может помочь в реставрации объектов культурного наследия, Минэконом развития может помочь с включением проектов этих территорий в приоритетные для оказания государственной поддержки. Если мы все вместе за это возьмемся, у нас точно все получится».


К дискуссии присоединился директор Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Артур Латыпов. Ханты-Мансийск стал первым городом, где приняли закон о креативных индустриях. «Когда говоришь Югра, Ханты-Мансийский автономный округ – какие ассоциации у людей возникают? В первую очередь, снег, мороз, нефть – какие там креативные индустрии? И знаете, этот шаблон нужно было как-то сломать». Спикер заявил, что для развития креативного сектора в регионе было принято решение объединить творчество и бизнес с государственными муниципальными учреждениями. Также Артур Латыпов рассказал про проекты, которые уже активно реализовываются. Среди них – инклюзивная творческая лаборатория для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которой задействован народный артист России Сергей Безруков. Актер также принимает участие в записи цикла сказок коренных малочисленных народов Севера.




Спикер отметил, что многие творческие проекты нацелены на молодежную аудиторию. Так, например, в регионе начали выпускать коллекцию одежды «Изобразительное искусство в моде», создание которой поддержал российский художник Сергей Андрияка.


Также в этом году исполнилось 20 лет крупному кинофестивалю «Дух Огня», это международный смотр кинодебютов, который ежегодно проходит в ХМАО. Кроме того, Югра запустила программу рибейтов – создание льготных условий для кино- и телепроизводства, она поможет компенсировать часть затрат на съемки из бюджетов российских субъектов.

О том, как влияет появление активностей и реализация в области креативных индустрий на развитие городов, рассказал директор – координатор социокультурных программ госкорпорации ВЭБ.РФ Олег Ракитов. «Одним из важнейших KPI наших проектов является вовлечение не менее десяти креативных индустрий города в создание проекта», – заявил спикер. Локальные инициативы и партнерства – это тот самый двигатель, благодаря которому развиваются регионы. Ракитов отметил, что несмотря на большую работу ВЭБ.рф, проекты в городах реализуются также благодаря команде региональных профессионалов и их энтузиазму. «Мы твердо убеждены, что формула бизнес-арт-город эффективна для экономики и развития города».

«Мы видим, что объект культуры уже не может быть моно-темой: театр только театром, а художественный музей только музеем», – отметил архитектор, основатель архитектурного бюро «Wowhaus» Олег Шапиро. Спикер представил свои проекты в разных городах России и отметил, что культурное пространство должно быть задействовано полностью, каждый двор или открытая терраса – это возможность для проведения мероприятий. Шапиро затронул проблему инфраструктуры и доступности регионов: «Люди должны быть видны на карте мира. Они должны понимать, что место, где они находятся – это значимая часть мира. Они должны быть заметны, и для себя, прежде всего».




Креативную индустрию в малых городах рассмотрели на примере города Плеса, в котором сегодня стартовал «Дачный фестиваль имени Шаляпина» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. «Я здесь представляю очень маленький город – 1700 жителей», – начал свое выступление меценат, соучредитель группы компаний «Фортеция» Алексей Шевцов. «Мы уже говорили про маленькие города, но по-настоящему маленькие, которые входят в десятку – это Плес». Спикер отметил, что для привлечения туристов в малый город, необходимо сделать его «фотогеничнее», реставрировать дома, поддерживать чистоту, общую городскую стилистику и спокойную атмосферу. Плес – отличное место для того, чтобы отдохнуть от шумного мегаполиса и суеты. «Всероссийская слава Плеса начиналась как раз с креативной индустрии, с Левитана. Исаак Левитан – крупнейший мастер русского пейзажа, именно с него началась слава Плеса как символа России. Мы смотрим картины Левитана и видим Россию. Очень важно, чтобы городок не превращался в скучный заповедник. Новые «Левитаны» должны приезжать и творить в Плесе», – отметил меценат. Также он рассказал, что образ и привлекательность города начинается с мелочей – так Алексей Шевцов запатентовал особую форму пирожков, которые продают исключительно в Плесе, а еще придумал избинг – разработанную в Плёсе новую разновидность глэмпинга, отдых в избах на берегу Волги.




«Креативная индустрия продает эмоции», – продолжила Ольга Галактионова, генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». «Но сейчас нельзя просто развесить картинки по стенам, нужна концепция и междисциплинарность». Спикер уверена: если такие мультиформатные проекты будут появляться, то это в хорошем смысле повлияет на развитие бизнеса. Кроме того, в регионах развивать такие проекты интереснее, нежели в столице. Резюмируя, Ольга Галактионова отметила, что для привлечения внимания к проектам должна быть задействована большая команда специалистов, и большое внимание нужно уделать цифровой наружной рекламе, которая также является частью креативно индустрии.



«У многих регионов в ДНК есть традиция», – отметил генеральный директор творческого индустриального кластера «Октава» Дмитрий Барсенков. Спикер представил проекты, реализуемые в Туле, и отметил, что важно обращать внимание не только на качество проработки концепции, но и на финансирование: «Креативная индустрия требует поддержки». Для создания успешного проекта в регионе Барсенков перечислил главные критерии, которых необходимо придерживаться: локация, концепция, планирование, команда местных профессионалов и монетизация.


Завершая встречу, Роман Карманов отметил, что в этом году на финансирование креативных проектов в России через Президентский фонд культурных инициатив будет распределено 10 миллиардов рублей.

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: