16 ноября в Санкт-Петербурге открылся «Форум объединенных культур». В течение трех дней ведущие деятели культуры, руководители крупнейших культурных организаций страны и мира — дирекция получила заявки на участие от представителей 70 стран, ведущие эксперты, а также представители бизнес-сообщества и органов государственной власти будут обмениваться идеями, обсуждать тенденции и актуальные вопросы развития современной культурной среды.
Архитектура деловой программы разделена на 6 блоков, наполнение одного из них, посвященного применению технологий искусственного интеллекта в культуре, курирует Президентский фонд культурных инициатив. Тема получила живой интерес и у спикеров, и у участников форума — технологии, стремительно входящие в жизнь общества, не могли не отразиться на развитии сферы, крупные институты культуры и небольшие творческие проекты уже применяют в своей работе нейросети, технологии дополненной реальности и искусственного интеллекта, однако пока что делают это осторожно, изучая как новые возможности для культуры и менеджмента процессов, так и реакцию аудитории.
Одна из первых сессий — «Искусственный интеллект — угроза или благо для культуры». Модератором сессии выступил генеральный директор ПФКИ Роман Карманов. Он отметил, что на культурном форуме есть отдельный блок, связанный с применением новых технологий в сфере культуры. «Это закономерно, Президентский фонд культурных инициатив занимается поддержкой проектов в области креативных индустрий, культуры, искусства. Применение технологий искусственного интеллекта — это и есть креативные индустрии. Нам предстоит серия дискуссий о том, насколько использование ИИ в культуре сейчас благо или угроза, есть разные мнения на этот счет, попробуем разобраться вместе», — сказал генеральный директор ПФКИ Роман Карманов.
Открыли дискуссию и задали тон обсуждению директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и генеральный директор ООО «Цифровое наследие», основатель и управляющий партнер Findustrial Consulting Group Алевтина Камелькова. Они поделились опытом того, как искусственный интеллект помогает музеям создавать уникальные экскурсии с индивидуальным вовлечением аудитории, а также рассказали об уже реализованных примерах использования современных технологий в Государственном Эрмитаже, оцифровке предметов искусства, применении технологий NFT.
«Эрмитаж первый в России создал экспозицию с использованием технологий искусственного интеллекта. Это интересно, это та сфера, с которой можно и нужно работать в музеях. У нас есть график развития Эрмитажа, там учтены, к примеру, виртуальные визиты, — рассказал Михаил Пиотровский. — В искусстве всегда есть вопросы, связанные с копирайтом. То, что создает ИИ, надеюсь, станет общим достоянием». Спикер также отметил, что у Эрмитажа есть целый ряд проектов, среди которых, «Школа искусств», она работает с вопросами навигации. «Есть в нашей работе и то, что может делать только ИИ, например, разделение слоев картины. Это может стать уникальной технологией в процессе реставрации, сохранение этапности», — добавил Пиотровский. Также на площадке был презентован проект «Цифровое искусство», работающим с NFT-технологиями, подробности — на сайте цифровое-наследие.рф.
Насколько широко можно «распахнуть двери» для искусственного интеллекта и впустить его во все сферы культуры, нужно ли форсировать события или, наоборот, придерживать энтузиазм сторонников внедрения новых технологий, а главное, кто должен контролировать распространение ИИ? Эти вопросы поднял в своем выступлении Михаил Швыдкой, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству. Спикер предложил по итогам сессии создать рабочую группу по регулированию развития технологий искусственного интеллекта в нашей стране или на базе ШОС, БРИКС, с вовлечением стран СНГ.
Он отметил, что впервые о работе с ИИ услышал в 2013 году, и уже тогда поднимались вопросы опасности использования искусственного интеллекта. Сегодня нет больших рисков, потому что мы имеем дело со слабым ИИ, это большие цифры, большие данные. Однако, недавно прошла конференция, на которой впервые в Европе призвали использовать ИИ с «бесконечной осторожностью». «Пока что ИИ не может самостоятельно заниматься искусством, он работает достаточно рационально, а люди — иррациональны по своей сути, все, что связано с этикой, самопожертвованием пока что не доступно технологиям, которые не могут чувствовать. Искусство — это не только верхний этаж, это нечто глубинное. Мы можем пропустить момент, когда объект, работающий с ИИ, станет субъектом, и вот этот момент важно отследить. Пока мы думаем, что ИИ делает рутинную работу, но человеку свойственно ошибаться», — Михаил Швыдкой.
Советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по русскому языку Владимир Толстой напомнил, что фантасты задолго до появления ИИ его описывали, еще ранее к нему обращались герои русских сказок. «Искусственный интеллект — это русская, славянская тема: «Горшочек, вари», скатерть-самобранка. Если говорить о творчестве, то сегодня ИИ на начальной стадии. Первые попытки в литературе были схожи с графоманией, но сейчас это совершенствуется, закладываются новые технологии. Например, в Голливуде давно появились технологии по написанию сценария, есть приемы, они расписаны. Сегодня новые технологии опасны для ремесленников, но не для гениев, есть сегодня потребность в гениях, иррациональных подходах. Искусственный интеллект не может передать, к примеру, русскую душу, не может делать пока что юмор смешным, потому это тонкая вещь, в этом пока что есть граница. Нам важно самим «не расчеловечиться», тогда нам не страшны технологии».
Вопросы пользы и угроз применения технологий искусственного интеллекта в культуре и креативных индустриях поднимаются не только в России. Среди спикеров сессии — представители Камеруна, Сербии и Ирана. Об опыте использования новых технологий за рубежом рассказал президент диаспоры Камеруна в России, Главный редактор журнала Helloafrica.ru, Член Президиума Союза Африканских Диаспор в России Луис Гоуенд, кроме того, он отметил, что «искусственный интеллект, как и любая новая технология, должен помочь людям оптимизировать многие процессы, улучшить, усилить возможности человека, создать произведения искусства, которые человек просто не в силах сделать. Важно понимать, что искусственный интеллект все равно без человека не может работать автономно. Нужно отдать ему делать то, что он может делать лучше людей. Именно такой союз человека и ИИ — правильный».
Не против ли известный сербско-русский актёр, продюсер Милош Бикович создания своего цифрового аватара, который и через 50 лет сможет появляться на экранах все таким же молодым? Спикеры рассмотрели вопрос возможного влияния новых технологий на карьеру актёров и этические вопросы их оцифровки. «Роли должны играть люди, сценарии писать люди, — сказал Милош Бикович. — Каждый актер так или иначе работает по шаблонам, привнося в них что-то свое, пропуская накопленный ранее опыт через себя. С одной стороны технологии ускоряют и помогают развиваться, но что касается актеров — каждому нужно задать себе вопрос: сделал ли я что-то гениальное и неповторимое, что сложно повторить даже искусственному интеллекту? При столкновении творчества и технологий нужно понять, где душа? Именно она является определяющим фактором, сегодня искусственный интеллект в творчестве — это лифт для людей, технологии ускоряются, их применение становится все эффективнее».
Новые технологии уже могут создавать уникальные музыкальные треки, быстро и в большом количестве. Это, несомненно, вызывает вопросы у профессиональных музыкантов, талант которых искусственный интеллект заменить не может, создавая новые мелодии на основе уже существующих. Как искусственный интеллект помогает творческому поиску композитора, выходу из творческого кризиса и насколько он может способствовать переосмыслению наследия и привлечения интересу к нему со стороны молодого поколения? На эти вопросы ответил Мехди Хоссейни, композитор, художественный руководитель Санкт-Петербургского Международного фестиваля новой музыки. Спикер отметил, что сегодня технологии используются уже и в театре, в кино, в музыке, в том числе с коммерческой целью. Появляется программное обеспечивание в музыке, чат GPT для создания новых произведений, есть партитуры и программы, которые могут даже налаживать сценическое взаимодействие.
Роман Карманов напомнил, что сегодня в большие проекты активно включаются цифровые образы, так, например, Ханс Йоахим Фрай отметил, что новые технологии не признают границы и оказывают влияние на развитие всех сфер нашей жизни, независимо от желания человека – в том числе и в искусстве. В таком случае, есть ли смысл закрывать границы, если новые технологии их размывают? «Искусственный интеллект нашел свое место и в военном деле, и в медицине, теперь дошел до творчества и искусства. Важен баланс. Не так давно в Германии прошел баттл между ИИ и молодым композитором, люди почти не отличали, это не так просто. Тут вопрос вкуса — человеку нравится написанное художественное оформление оперы или цифровая оболочка? Знаю, что даже Иван Рудин, присутствующий сегодня с нами, задействовал новые технологии. Но хочет ли дирижер сегодня управлять цифровым оркестром? Считаю, что нужно найти баланс, где технологии помогают, а где необходимо участие человека. Нужно регулирование на законодательном уровне. К примеру, технологии NFT позволяют купить как картину, так и квартиру, так люди живут с цифровым искусством, в цифровом мире. ИИ позволяет точно настраивать детали, и сцены становятся очень правильно выстроенным кино, но баланс нужен, чтобы не потерять душу», — сказал спикер.
Тему продолжила Юлия Голубева, заместитель генерального директора «Газпром-медиа Холдинг», который в этом году открыл собственную студию нейропродакшна. В планах — создание анимации нового уровня, разработка виртуальных ведущих, рекламных спецпроектов. Спикер отметила, что с помощью нейросетей в киноиндустрии сейчас дорабатывается звук, делается расстановка камер с учетом географических особенностей местности, сценария, даже положения солнца.
«Угроза или благо ИИ для культуры и, в частности, для кино? Ничего нового на самом деле не происходит, вспомните, когда на смену немому кино прошли фильмы со звуком. Мир не рухнул, на улицы не вышли толпы безработных актеров. Любая технология может быть использована как во благо, так и во вред. Нам нужно обратить внимание на то, что ИИ может помочь с сохранением большого массива накопленного кинонаследия, обработать архив, почистить картинку, дотянуть звук, сделав киношедевры и доступные хроники достоянием общественности. Сегодня такая работа уже ведется. Все, что касается генерации нового контента находится пока что на начальном этапе, — отметила Юлия Голубева. — Искусственный интеллект — это инструмент, его не стоит бояться, если вы обеспокоены, то сами становитесь инструментом в руках технологий», — добавила спикер.
О том, как уже реализуется ставшая популярной в последнее время тема «оживления классиков», и как на это реагирует аудитория, рассказал и наглядно продемонстрировал Иван Рудин, заслуженный артист России, член экспертного совета конкурсов ПФКИ, генеральный директор Московского концертного зала «Зарядье». «Музыка Рахманинова сопровождает нас с детства, создавая проект, нам хотелось показать композитора как человека, раскрыть его, показать темперамент. Мы обратились и к раннему творчеству, показали все видео, которые есть, это был очень светлый человек, тепло общающийся с близкими, любящий детей. Нейросети как инструмент реализации дает возможность использования пока еще необычных творческих приемов. Было важно, чтобы мы протянули руки сквозь время, сделав композитора ближе, воссоздали его присутствие», — рассказал Иван Рудин. Затронут был и вопрос этики — хотел ли сам Рахманинов быть в зале «Зарядье»? Иван Рудин отметил, что по воспоминаниям современников, сам композитор поддерживал развитие технологий и вкладывал в их развитие собственные средства. На сессии он провел презентацию проекта «Рахманинов. Я — здесь», в рамках которого был воссоздан диалог с композитором при помощи нейросетей, слушатели сессии увидели отрывки из концерта-посвящения.
Завершил сессию и подвел итог обсуждению начальник управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. Он рассказал о том, на каком уровне развития находятся технологии ИИ в нашей стране и перспективах распространения практики их использования государством, затронул и важный вопрос — может ли развиваться российский сегмент ИИ в отрыве от общемировых тенденций и нужно ли регулировать развитие новых технологий?
«Все полезное — может быть также опасным, пламя — полезное, а может нанести вред, вопрос в том, кто и где его зажигает. Искусственный интеллект, безусловно, полезная вещь, как минимум за счет своей скорости. Человеку нужно время для анализа, а машина может за доли секунд подбирать, к примеру, контент, именно для вас. Это можно использовать в рекламе. Ни один оператор самостоятельно не сможет этого сделать, используя только человеческие ресурсы. Грамотное регулирование, конечно, важно. Никто не имеет точных рецептов, важно исходить из тезиса: в игре без правил выигрывает тот, кто создает правила. России нужно стать одной из стран, которая создает механизмы регулирования развития искусственного интеллекта», — отметил в ходе дискуссии Сергей Новиков.
«Форум объединенных культур» проходит в Санкт-Петербурге с 16 по 18 ноября. Архитектура деловой программы разделена на шесть тематических блоков, посвященных кино, театру, музыке, применению технологий искусственного интеллекта в культуре, процессу познания истории через культуру, поднимаются вопросы традиционной культуры, ее сохранения и переосмысления молодым поколением. В блоке, посвященном искусственному интеллекту, пройдут сессии о популяризации культуры через видеоигры, рисках использования новых технологий в культуре и искусстве, инновациях в театре, а также презентации нескольких проектов.
За годы своего существования, форум по праву завоевал не только международный статус традиционного пространства открытого диалога культур, но и площадки принятия стратегических решений в области культурной политики нашей страны и взаимодействия представителей культурного сообщества со всего мира.