Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
27 ноября 2023
0 просмотров

Марийский Гамлет, новый перевод Шекспира. Театр Йошкар-Олы представит в Москве спектакль «Гамлет. Машина. Цемент»

АВТОР СТАТЬИ

Герман Татьяна Александровна

28 ноября в 19:00 на Основной сцене Театра им. Маяковского – московская премьера спектакля «Гамлет. Машину. Цемент» Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана (г. Йошкар-Ола). Событие пройдет в рамках конкурсной программы VII Фестиваля «Уроки режиссуры» Биеннале театрального искусства.

 

Специально для спектакля впервые «Гамлет» Шекспира был переведен на марийский язык (авторы перевода Василий Пектеев и Анатолий Мокеев). Герои говорят на двух языках – русском и марийском в сопровождении субтитров. На сцену выезжает настоящий автомобиль. И это только часть того, чем постановка готова удивлять.

 

«Гамлет. Машина. Цемент» – экспериментальный спектакль, в котором схлестываются эпохи, жанры, стили. В основе масштабного трехчастного действа – трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет» и производственный роман советского писателя Федора Гладкова «Цемент».

 

Режиссер Степан Пектеев сламывает традиционные представления о шекспировском герое. Действие происходит в марийской деревне XXI века и в советской деревне во время коллективизации. Гамлет – вовсе не датский принц, а современный марийский парень, который приезжает к себе на родину после дальних странствий.

 

Постановка мощной эмоциональной амплитуды и зрелищности. Экспрессивная, эпатажная, насыщенная музыкально. Действие оснащено технологически: в него инкрустированы видео, онлайн-трансляции, в какой-то момент сценическая площадка становится буквально площадкой съемочной.



 

Однако это изобилие аттракционов, поражающих воображение смелых сценических решений существуют не ради себя самих. С их помощью режиссер размышляет о вечном и страшном, о времени, вечности и временности. О том, кто он такой – сегодняшний Гамлет. О том, кто такой – каждый из нас, ныне живущих.

 

Премьера состоялась 6 октября 2022 года

Продолжительность 3 часа с двумя антрактами

18+

Подробности о спектакле: https://urokirezhissury.ru/gamlet

 

Режиссер Степан Пектеев учился в РГИСИ (г. Санкт-Петербург) на театроведческом факультете, на режиссерском – на курсе Анатолия Праудина, а также в магистратуре п/р Андрея Могучего и Валерия Фокина. Работал в театрах Петербурга, Таллина, Москвы, Хабаровска, Пермского края, Кирова. Среди недавних постановок – «Войцек» в Ивановском областном драматическом театре, «FOLKS» (спектакль на семи языках) в Марийском национальном театре им. Шкетана, «Горе от ума» в Русском театре Эстонии и др.

 

Степан Пектеев о спектакле «Гамлет. Машина. Цемент»:

«Традиционного Шекспира и классического Гамлета, принца датского, зритель не увидит. Но новая форма не отменяет содержания, а раскрывает ее в ином свете. Театр – это «живой», молодой организм. Сюда приходит сегодняшний, а не вчерашний зритель. Зачем ему смотреть про какого-то неизвестного датского принца? Шекспир тоже писал про современных ему людей, поэтому считаю, что с современной публикой нужно говорить на современном языке, использовать новые театральные приемы».

 

О фестивале

VII Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» проходит с 6 октября по 4 декабря. На главных театральных площадках Москвы – конкурсные показы 14 спектаклей. Среди участников фестиваля – театры из городов: Москва, Санкт-Петербург, Лесосибирск, Нягань, Екатеринбург, Луганск, Кудымкар, Макеевка, Йошкар-Ола, Томск и др.

 

Фестиваль устроен по принципу биеннале: в нечетные годы в конкурсе участвуют молодые режиссеры и судят их опытные мастера, а в четные – мэтров оценивает новое поколение режиссуры.

 

Участники этого года – новые имена отечественной режиссуры, которым предстоит формировать ландшафт русского театра в ближайшие десятилетия. Это Виктор Бугаков, Сергей Васин, Максим Жданович, Саша Золотовицкий, Ася Князева, Иван Комаров, Дмитрий Крестьянкин, Петр Куртов, Александра Мамкаева, Степан Пектеев, Юрий Печенежский, Виктория Печерникова, Федор Пшеничный, Александра Толстошева, Сергей Тонышев.

 

«Уроки режиссуры» – единственный в мире фестиваль, в жюри которого входят только режиссеры. В этом году оценивать молодых будут признанные мастера: Алексей Бородин, Георгий Исаакян, Евгений Каменькович, Борис Манджиев, Евгений Марчелли, Евгений Писарев, Валерий Фокин.

 

2023 год в России объявлен годом педагога и наставника, и сквозная тема «Уроков режиссуры» – «Метод и школа». Ей будет посвящен образовательный проект «Мастерская», в рамках которого актеры, режиссеры, историки театра расскажут о своих учителях. Среди спикеров – Елизавета Боярская, Марина Брусникина, Александр Калягин, Владимир Панков, Андрей Смоляков, Евгений Цыганов, Адольф Шапиро, Леонид Ярмольник, Игорь Яцко, Александра Урсуляк и др. События открыты для всех желающих по предварительной регистрации на сайте фестиваля. Встречи проходят в Доме-музее К. С. Станиславского и в Московском театре «Et Cetera» п/р Александра Калягина.

 

В продолжение темы «Метод и школа» 8 ноября в СТД состоялся Круглый стол. Ведущие мастера драматического и музыкального театра обсудили актуальные проблемы театрального образования. Спикеры: Николай Цискаридзе, Инна Соловьева, Георгий Исаакян, Григорий Заславский и др. В числе гостей – директора более 40 российских театров.

 

В рамках off-программы «Уроков режиссуры» готовятся: театральная выставка «Мастера и наставники московской сцены», книжные ярмарки, премия в области литературы о театре «Театральный роман».

 

Продолжается спецпроект «Библиотека Биеннале театрального искусства»: состоится презентация книги «Николай Ставрогин на сцене Художественного театра». Это результат совместного труда сотрудников научного сектора Школы-студии МХАТ, фестиваля «Уроки режиссуры» и издательства «Navona». Исследование посвящено спектаклю В. И. Немировича-Данченко по роману Достоевского «Бесы», открывшему новые горизонты возможностей режиссерской профессии. 12 октября в Казани на Качаловском театральном фестивале прошла презентация книги «7 пьес в поисках сцены» издательства «Navona». В сборник вошли пьесы финалистов лаборатории Биеннале театрального искусства «Молодые драматурги & Молодые режиссеры». По одной из них («Мама, я блогер» Александры Стрижевской) поставлен одноименный спектакль, открывший конкурсную программу «Уроков режиссуры» 2023 г. А именно – постановка Аси Князевой «Мама, я блогер» Московского театра «Школа драматического искусства».

 

Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей России, художественный руководитель Московского театра «Et Cetera», народный артист РСФСР:

«Фестиваль проходит седьмой раз, и можно смело говорить о том, что он прочно утвердился на театральной карте страны. И это правильно. «Уроки режиссуры» нужны молодому поколению, нужны и тем, кто давно зовется мэтрами. «Уроки режиссуры» нужны всему театру. Стремление создать не только пространство режиссуры, но и организовать в этом пространстве диалог поколений – задача, которая всегда была и всегда будет одной из самых главных. В этом я абсолютно солидарен с авторами идеи фестиваля».

 

Торжественная церемония закрытия фестиваля «Уроки режиссуры» и награждение лауреатов состоится 4 декабря на сцене Московского театра «Et Cetera» п/р Александра Калягина.

 

Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Генеральный партнер – группа компаний «Р-Фарм». Партнер фестиваля – ОАО «РЖД».

Официальный сайт VII Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: urokirezhissury.ru

 

0 просмотров

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: