Благодаря удивительно мощной харизме своего создателя и энтузиазму артистов, своим появлением и деятельностью Ансамбль Покровского вызвал к жизни бурный интерес к национальному фольклору и традиционной культуре по всей стране. Фольклорные экспедиции, общение с народными исполнителями и учёба у них стали неотъемлемой частью музыкальной и общественной жизни самых разных слоёв населения. Россию просто захлестнула волна молодёжного фольклорного движения. Дмитрий Покровский вдохновил многих молодых талантливых музыкантов на создание собственных коллективов, как профессиональных, так и любительских. Среди них ансамбли «Сирин», «Таусень», «Народная опера», «Берегиня», «Казачий круг», «КрАсота», «Народный праздник» и др., большое количество фольклорных студий — при фабрике «Дукат», при МГУ, университетах в Миддлбери и Норвиче (США), в разных городах России и бывшего Советского Союза.
Сейчас по модели Ансамбля Покровского создано и существует несколько сотен коллективов в России и за рубежом, в том числе в Японии, Швеции, Болгарии, США. В поисках путей освоения непривычных аутентичных вокальных технологий определённой точкой отсчёта, опять-таки, стал Ансамбль Покровского и его репетиционная и сценическая практика.
Сложившаяся в Ансамбле Дмитрия Покровского певческая школа, основанная на изучении и применении на практике принципов и законов традиционного звукоизвлечения, до сих пор остаётся единственной в своём роде и за многие годы убедительно доказала свою творческую и методологическую состоятельность.
Вообще, слово «первый» как нельзя лучше подходит для определения Ансамбля Покровского:
- используя принципы и технологию народного пения в современной музыке, впервые объединил фольклор с джазом, роком и классикой в совместных импровизациях с А. Козловым, В. Ганелиным, В. Резицким, В. Пономарёвой и др.;
- впервые осуществил органичный синтез традиционной и авторской музыки, экспериментируя с Полом Уинтером и его ансамблем Paul Winter Consort. В 1987 году двумя коллективами была записана первая в истории советско-американская пластинка «Пульс Земли\Earthbeat». Она была номинирована на Грэмми и на многие годы стала определяющим примером естественного слияния стилей и образцом для подражания в направлении World music);
- стал первым российским коллективом, приглашённым для записи музыки Питером Гэбриелом (диск «Wild field», 1990);
- наконец, первым блестяще применил традиционные технологии исполнительства в классической музыке — интерпретация «Свадебки» И.Стравинского сразу же была признана всем мировым музыкальным академическим сообществом одной из лучших и убедительных.
Идеи Дмитрия Покровского, воплощённые им в Ансамбле, в разных интерпретациях продолжают быть основой деятельности подавляющего большинства музыкальных исполнителей и коллективов, работающих в этом жанре.
В 1996 году Дмитрия Покровского не стало. Первая мысль осиротевшего Ансамбля – всё закончено, Ансамбль – уже история. Без Покровского Ансамбля Покровского – нет. Но на помощь пришли друзья и поклонники коллектива, убедив оставшихся артистов в том, что самая лучшая память о Дмитрии Викторовиче – это его Ансамбль, и надо, несмотря ни на что, продолжать работать, ведь, утратив своего учителя, они не потеряли то, чему он их научил. И тогда артисты Ансамбля приняли непростое для себя решение — не дать исчезнуть главному делу всей жизни Д.В.Покровского, созданной им уникальной школе, и сохранить его Ансамбль, Ансамбль Дмитрия Покровского.
Коллектив пережил очень трудное время, которое совпало с кардинальными переменами в государстве и культурной политике. Некоторые артисты, не выдержав неопределённости положения Ансамбля, тогда его покинули. В 1997 г. из Ансамбля ушла его бессменная солистка Тамара Смыслова. Сейчас она руководит Театром народной музыки в МГМТФ «Русская песня» Надежды Бабкиной. Там же работают ещё несколько артистов Ансамбля прежних лет.
А Ансамбль Покровского по предложению Ю.П.Любимова в 1998 году стал Творческой мастерской Театра на Таганке. Юрий Любимов создал для ансамбля певческую мастерскую в своем театре и коллектив принимал участие во многих спектаклях театра. С тех пор ансамбль дружит с актерами театра, в частности, с заслуженным артистом России Юрием Беляевым.
Ансамбль Дмитрия Покровского продолжает активно работать, развивая и воплощая в жизнь идеи и принципы своего учителя, и спустя годы после смерти своего создателя сумел сохранить не только своё название, но и те принципы, дух и знания, которые всегда отличали его от других ансамблей.
Уникальность Ансамбля не только в виртуозном владении разными народными певческими стилями, но и в органичном синтезе их с современной музыкальной культурой; в умении выявить естественную преемственность и взаимосвязь русской музыки в целом; в способности создать из традиционной музыки – новую, превратить её в явление мировой культуры, лишённое территориальных границ.
Тот факт, что Ансамбль Покровского сейчас показывает свои многочисленные программы традиционной и авторской музыки в лучших концертных залах мира, постоянно и плодотворно сотрудничает с выдающимися исполнителями, дирижёрами, музыкальными коллективами, театральными и кинорежиссёрами, говорит сам за себя. Не прекращается и регулярная экспедиционная работа, одна из основных составляющих деятельности Ансамбля.
Сейчас в коллективе артисты, многие годы проработавшие с Дмитрием Покровским — М. Нефёдова, О. Юкечева, И.Шишкина, М. Черкашина, С. Дорохова, О.Добрынин, — и артисты, пришедшие в Ансамбль Покровского уже после 1996 года — А.Самсонов, А. Табатчиков, В.Королёв, А.Шлевис, М.Степанич и др.
В 2023 году Ансамблю Дмитрия Покровского исполнилось 50 лет.