"Уроки режиссуры" - единственный в мире фестиваль, в жюри которого входят только режиссеры. Он устроен по принципу биеннале: в нечетные годы в конкурсе участвуют молодые постановщики и судят их опытные мастера, а в четные годы мэтров оценивает новое поколение.
В конкурсную программу прошедшего театрального марафона вошли действительно громкие имена: Марина Брусникина ("Дни Савелия", РАМТ), Юрий Бутусов ("Король Лир", Театр им. Вахтангова), Сергей Женовач ("Заговор чувств", МХТ им. Чехова), Валерий Фокин ("Честная женщина", Александринский театр) и другие. А в жюри - "молодая кровь", режиссеры, чей профессиональный стаж не превышает десяти лет: Артем Галушин, Айдар Заббаров, Андрей, Калинин, Никита Кобелев, Владимир Кузнецов, Артем Устинов, Анатолий Шульев.
Получая награду, художественный руководитель РАМТа, народный артист Алексей Бородин особенно отметил важность режиссерского братства в нынешних реалиях:
- Мы ведь прекрасно понимаем, что театр сейчас переживает непростой период - режиссерское братство оскудело, нас стало меньше. Поэтому ответственность, которая лежит на молодых коллегах, очень серьезная. Сейчас они смотрели наши спектакли, а до этого мы, старшие, смотрели их работы, и понимали: будущее нашего театра в профессиональных руках. Хватило бы только мужества, терпения, упорства двигать это дело всем вместе, - сказал режиссер.
Теперь Алексей Бородин, как победитель (в год мэтров им становится один режиссер, а в год молодежи - три), получит грант на новую постановку. Своего победителя выбрали и зрители. По итогам онлайн-голосования, в котором приняли участие свыше трех тысяч человек, Приз зрительских симпатий ушел к Алексею Песегову за спектакль "Озорник" (Минусинский драматический театр, Красноярский край).
Кстати, шестые "Уроки режиссуры" посвятили 125-летию встречи Станиславского и Немировича-Данченко в "Славянском базаре", судьбоносной для русской и мировой культуры, а также творческому наследию великих основателей Художественного театра.
- "Уроки режиссуры" нужны молодому поколению, нужны и тем, кто давно зовется мэтрами. "Уроки режиссуры" нужны всему театру. Стремление создать не только пространство режиссуры, но и организовать в этом пространстве диалог поколений - задача, которая всегда была и всегда будет одной из самых главных.