«Наш музей создан для того, чтобы люди осознали философию жизни у большой реки. Что она за собой несет...»
Наводнение, случившееся 28 июня 2019 года городе Тулуне Иркутской области, справедливо называют историческим событием: никогда еще город не подвергался настолько разрушительному воздействию стихии. В результате выпадения обильных осадков в реке Ия уровень воды поднялся до уровня в 14 метров (при критическом уровне в 7!). Для сравнения: в 1902 году был паводок 8–9 метров. В 1937 году — 8,5 метра, в 1980 году — 9 метров, в 1984 — 11 метров. Очевидцы рассказывают, что накануне потопа шел «проливной густой дождь, как из ведра».
В Тулуне подтопленными оказались 2895 домов. 1319 домов было унесено паводком или полностью разрушено. Более 12 тысяч человек остались без крыши над головой. Было прервано движение по федеральной трассе Р-255 «Сибирь» - единственной дороге, связывающей центр России с Дальним Востоком. На этом трагедия не закончилась. Через месяц – 29 июля – вода поднялась до уровня в 10 метров. Город снова ушел под воду.
Указом президента наводнению в регионе был присвоен статус чрезвычайной ситуации федерального характера. Глава Росгидромета Максим Яковенко заявил, что нынешний паводок в Иркутской области — самый сильный за последние 180 лет. Ущерб от наводнения составил 29 миллиардов рублей. 12 июля 2020 года Указом губернатора Левченко в Иркутской области был объявлен днём траура.
Юлия Николаевна Булдакова – директор образовательного центра в Тулуне. Ее, как и всех местных жителей, наводнение коснулось лично. В те дни она была на «передовой»: принимала звонки от пострадавших, распределяла гуманитарную помощь. Насколько же сильным должно было быть ее впечатление от тех событий, чтобы Юлия смогла решиться создать целый музей наводнения, посвященный паводку в Тулуне?
Как лично вас коснулись трагичные события в Тулуне?
Героиня нашего интервью – коренная тулунчанка, и все события ее жизни связаны с этим небольшим сибирским городком. В тот страшный июль 2019 года дом Юлии не затопило, но непонятно, что страшнее: когда тонет твой дом, или дом твоих близких...
Не было такой семьи, которой бы не коснулось то наводнение. Независимо от того, пострадал твой дом или нет. В те дни все жители Тулуна стали одной большой семьей, и трагедия каждого, воспринималась как личная…
Во время этого катастрофического наводнения Юлия с командой создали координационно-аналитический центр «Люди Места». Кризисная команда начала работу в Тулуне 3 июля. Они распределяли гуманитарную помощь, которая прибывала из разных регионов России, контактировали с жителями по горячей линии, проводили обучающие консультации для волонтёров.
- Мы очень много общались с людьми, пострадавшими от наводнения. Занимались аналитикой. Мы собрали огромное количество историй, и уже тогда стало понятно, что их нужно сохранить. Необходимо сберечь память о страшных событиях, иначе уже через несколько лет люди об этом забудут. А забывать о таком нельзя… Но как их сохранить? В каком формате? Тогда этого понимания не было.
Когда началась работа над будущим проектом?
Через 3 года, когда страсти утихли, и Тулун был восстановлен, Юлия начала пытаться брать интервью у пострадавших. У тех, чей дом уплыл в прямом смысле этого слова. В те дни был оперативно создан экстренный чат, в котором иногда появлялись сообщения: «Найден дом. Его унесло по таким-то координатам». Люди находили свои жилища за несколько десятков километров (!).
- Сначала мы решили брать глубинные интервью у тех, кто непосредственно пострадал. И от раза к разу, из разговора в разговор повторялась одна и та же история: несмотря на то, что люди получили новые жилища взамен разрушенных, они все, как один, безвозвратно утеряли чувство дома. Как-то я разговаривала с женщиной, и она говорит: «Знаете, вот сижу и плачу, потому что моя мама постоянно меня спрашивает – «Когда домой поедем?»…
Тогда-то и пришло понимание, что эта тема гораздо глубже, гораздо сильнее, чем кажется. Да, люди получили жилье. Но это философское понятие «дома» утеряно навсегда.
- Когда началась работа по сбору материала, мы решили подстраховаться, и провели опрос: действительно ли люди хотят сохранить эти истории. И 85% проголосовавших сказали, что, как бы ни было больно, эту историю нужно сохранять. И стало ясно – надо делать музей. Музей о реке, о том, что происходит на реке, о бедах, о радостях. О человеке, который живет рядом с рекой.
Информация о планах Юлии создать экспозицию быстро разлетелась по городку. А там ее подхватили местные СМИ. Тогда начало поступать очень много звонков от людей, которые хотели бы поделиться своей историей. Кто-то присылал фотографии, видео. Одновременно с этим в городской группе шло обсуждение: «зачем это вспоминать, это же больно!» Именно эта полярность мнений – есть показатель того, что проект действительно нужен.
- Иногда сама сижу и плачу, когда люди говорят: вы правильно делаете, это нужно делать…
Кроме интервью проходила огромная работа в архивах. К проекту присоединились историки, в частности, Наталья Николаевна Козлова – которая сама жила у реки и знает многое о паводках на ней. Тулунский городской архив предоставил фотографии наводнения 84-го года. Команда проекта сделала запрос в кинофонд, но никаких видеоматериалов по наводнениям, к сожалению, не нашлось.
- В процессе работы мы нашли интересную статью 94-го года «Откуда берется вода?». В ней метеоролог пишет о том, что прогнозировать потоп в Тулуне можно за 2 дня – когда с Восточных Саян идет большой наплыв воды. Это уникальный материал, который теперь можно найти в нашем музее.
В чем ключевая миссия музея?
Сибирский человек всегда селился по берегам рек. И концепция музея в осознании того, как человек проживает – и в беде, и в радости – рядом с рекой. Река Ия. Река и Я – вот так можно сформулировать идею музея наводнения.
- Нашим музеем мы решили сделать высказывание, которое не будет подчеркивать страх, пережитый тулунчанами. Наш музей создан для того, чтобы люди осознали философию жизни у большой реки, что она за собой несет. Один из вопросов нашего интервью: «Когда река появилась в вашей жизни?». И многие вспоминают, как впервые ездили купаться или рыбачить. Но в то же время река несет с собой опасность. И нужно уметь принимать это, как данность. Не забывать об этом и всегда быть готовым.
К слову, кто-то может подумать, что проще переехать подальше от реки, чем постоянно отстраивать новый город. Ведь Ия в современном мире больше не несет стратегического значения. Не все так просто. Откройте карту и посмотрите на Тулун – река течет прямо через центр, и чтобы спастись от нее, нужно перенести целый тридцатитысячный город.
Ваш проект – абсолютно уникален и не имеет аналогов?
Юлия долго изучала существующий музейный опыт на подобную тематику. В Петербурге, например, есть «Музей воды». Музей наводнения есть и в Нидерландах. Под Рыбинском расположен интереснейший музей затопленного города Мологи. Но именно узконаправленного проекта об одном наводнении в России нет.
- Для того, чтобы высказывание получилось достаточно сильным, мы привлекли специалиста по музейному проектированию. Целых два дня мы проводили стратегическую сессию по созданию концепции нашей экспозиции, чтобы это было действительно чем-то значимым. Мы создали объемный макет реки из металла, дерева и стекла, который будет встречать посетителей на входе. Человек в музее станет частью истории. Он будет плыть по реке, узнавая информацию о разных событиях: как радостных, так и трагичных. Ну и, конечно, отдельный стенд будет посвящен экстренному реагированию на паводок. Люди должны знать, как жить рядом с рекой и оставаться целыми и невредимыми.
Почему решили сотрудничать с ПФКИ?
Выставочно-музейная деятельность – дело отнюдь не дешевое. Мы помним, каких вложений стоила выставка о Цое в Манеже. И раз уж Юлия решила сделать не просто голые стены с парочкой стендов, а что-то концептуальное – необходимо было искать деньги.
- Мы изначально задумали музей с большим количеством света, со звуком, с графикой. Художественная концепция также играет важную роль в экспозиции. Когда это все слилось воедино, стало понятно, что сами мы это не потянем. Второй немаловажный момент: поддержка фонда – это репутация. Одно дело, когда ты на ровном месте делаешь пространство и называешь это музеем. Но совсем другое – когда ты делаешь это с государственным грантом.
Юлия долго готовилась к участию в конкурсе. Читала, изучала, задавала вопросы. Ездила в Иркутск на открытый семинар для грантополучателей. Заявку она готовила практически два года. Проводила опросы, общалась с «музейщиками».
- Мы очень сомневались. Откладывали. Долго пытались понять, кто наша целевая группа. Несколько раз задавали себе вопрос: «зачем мы этом делаем?». Когда начали обсуждать проект, у нас появились коллеги из драматического театра, которые предложили свою помощь в озвучке аудиогида. Позднее, проект начал находить поддержку и в других регионах. Вот это осознание того, что мы не одни, стало решающим в вопросе участия в конкурсе.
Команда настолько долго вынашивала идею проекта, буквально взращивали заявку на грант с 2019 года, что в победе они даже не сомневалась. Настолько сильной была вера в победу. В то, что все сделано идеально и правильно.
Если бы победить не получилось, мы бы переработали заявку и подали еще раз. Сделаем все, но проект ни в коем случае не бросим…
Что самое главное в грантовой заявке?
Понимание того, зачем вы это делаете. Какую проблему решаете, кто будет участником ваших мероприятий? И – главное – какие изменения произойдут у вашей целевой аудитории.
Какие сложности сопровождали проект?
В какой-то момент Юлию с командой начал преследовать страх. Они поняли, что тематика «тяжелого наследия» - невероятно сложная. Далеко не все любят с ней работать. Александр Аладышев – театральный режиссер из Владимира – согласился бы с этим. В интервью о своем спектакле «Чернобыль. Мистерия» он говорил о тех же сложностях.
- Было сомнение: «А вдруг мы о чем-то неправильно расскажем?». В преодолении этого страха нам помог профессиональный музейный деятель Анна Щербакова. Мы искали проводника. Опытного человека, который подскажет, как правильнее представить эту сложнейшую тему. Это счастье, что Анна в тот момент была в Иркутске и согласилась нам помочь. Сложившаяся в итоге концепция стала возможной только благодаря тому, что она нас направила на путь истинный.
На каком этапе проект?
Сейчас сформирована окончательная концепция. Закупается оборудование. Завершается работа над аудиогидом. Открытие музея запланировано на сентябрь 2023 года, в день рождения города Тулуна.
- Мы считаем это беспрецедентным опытом. 3 года работы с тяжелым наследием – это очень маленький срок. И мы взяли на себя такую смелость реализовать это. Получилось ли у нас? Ответим на этот вопрос в сентябре, когда первые посетители ознакомятся с залами нового музея…
Пять советов будущим грантополучателям
- Главное – понимать, для кого вы делаете проект. Вплоть до того, что видеть портрет человека из целевой аудитории.
- На каждом этапе работы над проектом задавайте себе вопрос: «Для чего?». Понимание того, зачем вы это делаете, должно сопровождать вас постоянно.
- Забудьте про пафос при составлении заявки. Очень часто в обосновании актуальности приводят слова губернатора, президента. Это не есть хорошо. Свой проект нужно «выносить на кончиках пальцев», чтобы расписать его простым языком
- Никогда не пишите проект под бюджет. Эксперты это видят сразу, и такая заявка не будет иметь шансов на победу. Беритесь за проект только в том случае, если он реально решает какую-либо проблему и что-то меняет.
- Собирайте команду людей, которым близка ваша тематика, которые уже имеют опыт работы в ней. Только тогда вас ждет успех!