18 июня в рамках индустриальной программы VIII Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон» в Южно-Сахалинске состоялся круглый стол «Китай – Дальний Восток: потенциал и перспективы дальневосточных регионов в формировании и развитии международных связей российской киноиндустрии».
В круглом столе приняли участие Александр ТЮРЧЕВ – руководитель направления по развитию креативных индустрий АО «Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики», Филипп АБРЮТИН – художественный руководитель АМКФ «Золотой ворон», Оксана ЛАХНО – ведущий продюсер АМКФ «Золотой ворон», Эльза АНТОНОВА – генеральный директор «Роскино», Ирина ШАТАЛОВА – оператор, директор кинофестиваля «ДОКер», Вадим БЫРКИН – продюсер, Алексей ЕГОРОВ – генеральный директор кинокомпании «Сахафильм», Ольга КАШИРИНА – продюсер, Илья ШАМАЗОВ – продюсер, кинокритик. Китайскую сторону в круглом столе представили продюсеры Ли ЮАНЬ и Го СЮЙЯН, а также исполнительный директор Китайско-российского центра культурного обмена в сфере киноискусства член Китайской ассоциации кинопродюсеров Алекс ЖУ. Модератором круглого стола выступил Александр СОЛОМОНОВ, программный директор АМКФ «Золотой ворон».
Открыл дискуссию художественный руководитель фестиваля «Золотой ворон» Филипп АБРЮТИН, рассказав о том, что уже восемь лет «Золотой ворон» собирает кинематографистов со всего мира, а в 2024 году получил рекордные 3662 заявки из 126 стран. В программу фестиваля были отобраны 118 фильмов из 19 стран. «Для нас очень важно, что «Золотой ворон», проходящий в самом отдаленном регионе России – на Чукотке, становится центром притяжения кинематографистов со всего мира, которые хотят не только посетить уникальный регион, познакомиться с российским кино, но и завязать индустриальные международные связи», — поделился Филипп Абрютин.
Ведущий продюсер АМКФ «Золотой ворон» Оксана ЛАХНО поделилась с участниками круглого стола информацией о планах расширения географии фестиваля. «Кинопоказы «Золотого ворона» проходят не только на Чукотке. В 2024 году мы провели Киномарафон в 52 регионах России. В наших планах – расширение географии мероприятий кинофестиваля. Причем не только внутри России, но и за ее пределами: в первую очередь мы планируем охватить страны БРИКС», – поделилась Оксана Лахно.
Спикеры обсудили перспективы сотрудничества с Китаем, включая ко-продукцию, потенциал Дальнего Востока как международного кинокластера и механизмы создания благоприятной инвестиционной среды. Правительство РФ активно поддерживает развитие киноиндустрии в регионах, создавая материально-техническую базу для кинопроизводства, а также необходимые условия для подготовки кадров и проведения международных кинофестивалей.
Эксперты обменялись опытом кинопроизводства и проката в Китае, поговорили о новых возможностях, открывающихся перед киноотраслью в рамках перекрестных Годов культуры России и Китая (2024-2025 гг.).
Кинематографический потенциал региона представил Александр ТЮРЧЕВ, руководитель направления по развитию креативных индустрий АО «Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики». Он подчеркнул важность кинематографа для экономического роста региона. «Одним из наиболее перспективных направлений для развития креативного предпринимательства является, конечно, кинематограф, потому что он позволяет популяризировать территорию, на которой снимаются фильмы, увеличивает туристический поток, следовательно, чем больше снимается фильмов, тем больше приезжают туристов и тем эффективнее обновляется вся инфраструктура: транспортная, культурная, спортивная и так далее», – отметил Александр Тюрчев.
Генеральный директор Роскино Эльза АНТОНОВА поделилась мнением, что для российских кинопроизводителей сегодня особый интерес представляют страны БРИКС, в частности, Китай, поэтому в планах Роскино наращивать темпы сотрудничества с китайскими партнерами. В этом году Роскино организует акцию «Ночь кино» для китайской аудитории, что станет первым масштабным опытом демонстрации российского кино в Китае.
Продюсер Алекс ЖУ обратил внимание на особенности китайского кинорынка, где вкусы зрителей быстро изменяются. Он подчеркнул необходимость постоянного мониторинга актуальных тем и трендов для успеха совместных проектов. «По статистике, предпочтения зрителей сейчас изменяются в течение 6-12 месяцев. То есть, через полтора года интерес зрителей к теме ослабевает. Так что для нас - это большой вызов. Потому что все коллеги знают, что срок, необходимый для цикла кинопроизводства составляет от 12 месяцев до 36 месяцев. А сейчас, когда предпочтения зрителей меняются так быстро, нам придется догонять и постоянно исследовать, что сейчас более интересно аудитории», – поделился своими наблюдениями Алекс Жу.
Спикеры также рассказали о деятельности своих компаний и реализации международных проектов. Кинопродюсер Вадим БЫРКИН подчеркнул необходимость учета тематики международных проектов и о преференциях ко-продукции. «Можно сравнить международное сотрудничество в области кинематографии с путешествием и открытием новых земель. Во всяком случае, для меня китайское направление стало таким опытом, бесценным, порою трудным, но который очень важно и приятно получить. Есть детектив, экшен, который интересен и той, и другой стороне. Есть кинематографическое высокое качество, которое обеспечивается во время съемок. Оно важно и для китайской стороны, и для российской. Процесс сотрудничества стал более ускоренным, на это действительно повлияло укрепление отношений России с Китаем» – пояснил продюсер. «Сейчас мы делаем с Китайской стороной приключенческий детектив «Красный шелк». Мы приняли во внимание ранее допущенные ошибки, а также подались на ко-продакшн, что дает возможность получать китайские инвестиции и право обходить квоты на иностранную продукцию».
Алексей ЕГОРОВ, генеральный директор «Сахафильм», рассказал о том, что при поддержке Правительства региона на территории Якутии запланировано строительство нового многофункционального кинопавильона, который станет центром кинопроизводства на Дальнем Востоке. «Кинопавильон будет отвечать всем современным техническим требованиям, и уже с 2027 года появится достаточное количество нового оборудования для обеспечения работы кинематографистов по всему Дальнему Востоку с учетом ко-продукции», – поделился планами Алексей Егоров.
Спикеры сошлись во мнении, что развитие партнерства между Россией и Китаем поможет раскрыть экономический потенциал обеих стран, а также сформирует возможности для дальнейшего культурного обмена и укрепления дружеских отношений.
«Через кино мы можем лучше понять культуру друг друга и способствовать взаимному пониманию и уважению. Нам необходимо использовать то богатство, историческое и культурное, которое мы имеем для производства действительно хорошего продукта. Совместно мы можем не просто создать хорошее кино, но и сделать его очень красочным с эмоциональной точки зрения, что поможет укрепить эмоциональную связь между нашими народами», – отметила Ли ЮАНЬ, представитель Китайской ассоциации детского кино, продюсер.
«С моей точки зрения, совместная съемка фильмов – это не просто коммерческий проект и соответствующие условия. Создание совместных фильмов предполагает глубокое взаимопонимание между народами, культурами, между людьми», – заключил продюсер, сценарист, дистрибьютор Го СЮЙЯН.
По итогам круглого стола участники пришли к выводу, что Дальневосточный регион может стать мостом между российской и китайской киноиндустриями, обеспечивая успех совместных проектов и развивая культурные связи между двумя странами.
Арктический международный кинофестиваль «Золотой ворон» проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Сайт кинофестиваля: https://goldenravenfilmfest.ru