Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Если от Красной Площади пойти в сторону Лубянки, пройти по Мясницкой и повернуть направо, то окажешься в Потаповском переулке - тихом, тенистом, сохранившим историческую застройку 19 века.
Казалось бы, что интересного в переулке, каких десятки и сотни в столице (720, если быть точным)? Да, там расположена усадьба «шоколадного короля» с совсем не шоколадной фамилией - купца Алексея Абрикосова. Напротив - усадьба Пашковых. В ней в 1831-м году со своей супругой Натальей отмечал масленицу Александр Пушкин. Кстати, архитекторам будет на что «поглазеть» в этом переулке, ведь тут собраны все архитектурные стили: от неоготики и барокко до псевдорусского.
Но нет, друзья. В этот раз в Потаповский переулок мы идем не за изучением архитектуры и истории. Сегодня мы пришли в гости к легендарному музыканту, ярому борцу против «попсы» и приверженцу качественной музыкальной культуры, изобретателю (внезапно) глазированных сырков с начинкой, первому лысому продюсеру России (нет, не Матвиенко, тот базируется на другом конце Москвы). Он - создатель первой в СССР профессиональной рок-группы, которая играла симфо-рок, и первого на берегах Туманного Альбиона англо-российского музыкального коллектива. Именно он в конце 80-х вывел Григория Лепса на большую сцену. Он – единственный в России, кто получил одновременно звание заслуженного работника промышленности Московской области и культуры России.
Он – один из последних продюсеров, которые ставят во главу угла развитие музыкальной культуры страны, а не просто «бабло».
А еще он – писатель, актер, радиоведущий… исследователь вклада евреев в рок-музыку. Ладно, вскрываю карты. Сегодня мы пришли в гости в Продюсерский центр к Игорю Борисовичу Сандлеру!
Поднимаемся на третий этаж бывшей типографии газеты «Московская правда» - все стены увешаны ретро-плакатами с молодым Сандлером, на которых - его бурная музыкальная молодость в группе «Индекс-398». Заходим в двери Продюсерского центра, и там все стены уже увешаны фотографиями нашего героя с друзьями: Брайаном Мэем, Deep Purple, Микки Рурком, Кори Тейлором и еще десятками (если не сотнями) российских и западных звезд мировой величины.
— «На самом деле это не Продюсерский центр, а Фонд поддержки одаренных детей и молодежи», - сразу поправляет меня хозяин этого великолепного места, где рождается прогрессивная музыка.
Фонд, учрежденный усилиями Вячеслава Зайцева, Иосифа Кобзона и Игоря Сандлера в далеком 2013 году, работает как школа по воспитанию нового поколения творческих и инициативных людей — российского креативного класса.
— «Потому что, как говорят, бездарность сама пробьется, а талантливым надо помогать».
Вот и помогает Игорь Борисович. Не словом, а нотой. Золотой нотой. Так называется конкурс, который Продюсерский центр Сандлера проводит уже в 24-й раз. Лауреаты получают возможность выступать на больших сценах со звёздами и приглашаются во все проекты Фонда.
Благодаря подобным конкурсам любой юный музыкант имеет возможность выступить перед, например, Ларисой Долиной, Олегом Газмановым, Бари Алибасовым, и, одновременно с этим, «засветиться» в эфире «Первого канала». Неплохой старт для новичка.
«Для меня важно продвигать культурный код России»
Но не молодежью единой жив Сандлер. Есть у гения Игоря Борисовича и другие, более масштабные и не менее альтруистические замыслы:
— «Для меня важно заниматься, продвигать и реализовывать культурный код России. Потому что Россия подарила миру громадное количество великих произведений музыкального – и не только – искусства».
Вот пример: балет и оперу придумали не русские. Но именно русские довели это искусство до филигранности, до совершенства. Плисецкая и Нуреев, Шаляпин и Нетребко – мы славимся на весь мир своим театром, балетом, оперой.
— «И культурный код в России очень глубокий», - продолжает Игорь Борисович. «Как бы нас не уничтожали враги, как бы не вырезали наш культурный код – а он все равно пробивается. Это трудно объяснить. Быть может Россия, действительно, поцелованное Богом место, как говорит наш Президент…»
А это не нужно объяснять. Это нужно просто принять. Простой факт: в Америке на первых трех позициях классических радиостанций самые популярные три композитора – Чайковский, Рахманинов и Стравинский. Не Моцарт, Бах, Бетховен. Гайдн, Глюк.
Более того, именно нашими классиками вдохновляются западные звезды: недавно ушедший из жизни американский музыкант Эрик Кармен в своем хите «All by Myself» скопировал мелодию Рахманинова. И вполне осознанно: он считал творчество русского композитора великим, признаваясь, что его вдохновляли грусть и печаль, звучавшие в произведениях Сергея Васильевича. И потому он просто использовал в песне отрывок из рахманиновского концерта для фортепиано с оркестром № 2 до минор.
Конечно, сейчас нас всюду пытаются запретить и «отметить». Но, как верно отметил Сандлер: как бы не вырезали наш культурный код враги, он все равно пробивается.
И, действительно: на Западе, даже после «отмены культуры», продолжают ставить спектакли по Чехову, снимать кино про Достоевского, играть музыку Чайковского и Шостаковича.
Продвигать культурный код – хорошо. А как его сохранять?
Но мало просто славиться культурой. Важно ее сохранять и на этой основе воспитывать новых Шаляпиных, Нуреевых, Плисецких… Культурный код «пробьется» только тогда, когда на Родине его сохраняют и охраняют. В противном случае – самоидентичность и самобытность народа моментально предается забвению. Подобная печальная страница известна нашей истории. В конце 80-х – в начале 90-х, когда растерянному российскому обществу под видом глотка правды ввели инъекцию западной масс-культуры, наш культурный код начал теряться в потоке гламура, ярких звезд и быстрых битов.
Никому уже было не важно, что Рахманиновым и Глинкой восхищаются западные музыканты, поэтому нужно развивать свое, а не бездумно копировать иностранное. И тогда «Ласковый май» и иже с ними прочно проникли в массы. Это была не просто плохая музыка. Это была идеология по оболваниваю населения. Тля, которая пожирала народ духовно. И на этой идеологии воспитывалось новое поколение. Поколение, из которого мы должны были вырастить новых Шаляпиных, Нуреевых, Плисецких…
Именно в эту обстановку вернулся Игорь Сандлер из Лондона в 93-м году. Он улетел туда в конце 80-х по приглашению известного продюсера Барри Уайта. Тот очень интересовался российской культурой и в 1989 году в концертном зале гостиницы «Космос» устроил прослушивание наших рок-групп: хотел выбрать один коллектив и устроить ему гастроли по Великобритании. Неудивительно, что западный продюсер выбрал самую прогрессивную на тот момент группу – группу Сандлера «Индекс-398».
Кстати, первые доллары, а, вернее, фунты, он заработал в Лондоне на продаже винила фирмы «Мелодия». Да-да, именно советские пластинки Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, Rolling Stones ценились особенно дорого. Наш герой продавал их в разы дороже, чем тот же самый винил, но местного, британского производства.
— «Да, я вернулся в Россию из Англии, и мне буквально поплохело. Я увидел, что прогрессивная музыка, которой у нас было в достатке, испаряется. Такие мощные группы, как «Автограф», «Интеграл», «Ария», «Мастер», «Черный кофе» - все эти монстры стали проваливаться. И появился этот шлак, который сейчас называют «говно-рок», который никакого отношения к музыке не имеет. Примитивнейшие песни. Конечно, я понимаю, что есть музыка для ног – чтобы потанцевать, а есть музыка для головы – чтобы послушать сложную гармонию. Но не должна существовать музыка только для ног…»
Игорь Борисович, но на Западе разве не та же самая попса с примитивной музыкой?
— «Правильно, но там, кроме попсы, есть многополярная история по музыке. Я захотел джаз послушать – я его слушаю. Я захотел прогрессивный рок – я и его найду. Но у нас в те годы сложилась ситуация, когда осталась только попса. Практически не осталось таких направлений, как симфо-рок, арт-рок, классик-рок, джаз-рок, фьюжн, блюз, психоделик-рок, прогрессив-рок, глэм, гранж, индастриал, метал, инди-рок, этно-рок, фолк-рок, кантри-рок. Я эти жанры буду перечислять до утра, но где они? Их нет. А мне очень хотелось, чтобы они здесь были…»
Но, с другой стороны, «пипл хавает» попсу. Люди не против слушать только музыку для ног…
— «А вот это замкнутый круг», - с нескрываемой грустью отвечает Сандлер. «Что лучше: тупо рубить бабло, или заниматься просветительской деятельностью – решать тебе. Когда мне бывший министр культуры Авдеев давал звание Заслуженный работник культуры, он сказал, что вы, Игорь Борисович, человек, который абсолютно бескорыстно вкладывает свою душу, талант, опыт в музыкальную культуру России.
— Я с этого начал интервью: бездари пробьются сами, а талантам надо помогать. Вот бездари – это попса. А хорошей музыке надо помогать. Это долго. Дорого. Не рентабельно, если угодно. Но это вклад в музыкальную культуру и самих артистов, и граждан РФ.
Для чего существует Президентский фонд культурных инициатив, например? Именно для этого – помочь талантам пробиться. Вот и я помогаю. И хотел бы, чтобы моя работа оказалась востребованной.
Я не против попсы, - внезапно заявляет Сандлер. Но мне скучно слушать нашу попсу. Она грустная. У нас в основном акцент сделан на текст. А к музыке люди относятся очень сквозь пальцы и не обращают на нее внимания. У нас нет этой музыкальной культуры. А мне очень хочется эту культуру вводить и поднимать ее уровень в России…»
Очень яркая и эффективная попытка поднять музыкальную культуру России - фестиваль прогрессивной рок-музыки SandlerFest. Который, кстати, в 2022 году прошел при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Это единственный фестиваль в России, который включает в себя практически все направления рок-культуры. Фестиваль впервые прошел в 2019 году и объединил более 50 музыкальных коллективов. В 2022 году особенностью (и доброй традицией) стал уникальный блок программы «Русская классика в роке», который открыл возможности для нового прочтения всем известных произведений русской академической музыки. Тогда на территории ВДНХ на отдельной сцене оперные певцы исполнили вокальные произведения русских композиторов в рок-обработке.
Интерпретации классических произведений русских композиторов в рок-обработке помогают заново взглянуть на российскую музыку в целом, заставляют людей обратить внимание на свою самоидентичность, самобытность.
«В музыке должны быть сложные гармонии, новые звуки»
«На своих фестивалях я пропагандирую, что в музыке должны быть интересные ходы, сложные гармонии, новые звуки…»
К слову, играть симфо-рок – это юношеская мечта Игоря Борисовича. Сандлер – один из первых (если не первый), кто в нашей стране начал играть классику в рок-аранжировках. Это были 80-е годы. Группа «Индекс-398» (в которой пел молодой Лепс). Ребята играли часовую программу Моцарта, Баха, Бетховена в рок-обработке. Сейчас это называется симфо-рок и афиши подобных концертов висят на каждом углу, а тогда этого не делал никто.
И, надо сказать, классик-роком Сандлер тогда «взорвал» Союз. Они давали по пять концертов в день. Более того это были лекции-концерты. Игорь Сандлер не просто играл, а рассказывал о классической музыке, о форме, о содержании.
Сейчас на «Сандлер-фесте», по понятным причинам, убрали западную классику, и оставили только русских классических исполнителей в рок-обработке. Приглашается симфонический оркестр, солисты Большого театра. И, поверьте, это уникальный проект, который звучит фундаментально.
А кто спродюсирует таланты?
Возвращаясь к проблемам музыкальной культуры, стоит сказать, что у нас и с продюсерами есть определенная проблема.
Я это понял, прочитав книгу Игоря Сандлера и Валерия Кучеренко «Гиганты шоу-бизнеса»: наши продюсеры не хотят рисковать, делать что-то новое.
Чтобы музыкант брился налысо, когда все отращивают волосы, например. Они вкладываются в скучную стабильность – в попсу, которая из года в год приносит деньги…
— «К сожалению, ты правильно заметил. Наши продюсеры тупо зарабатывают деньги. Они не занимаются сложными формами и сложными музыкальными проектами. Поэтому я, можно сказать, последний из могикан. Я помогаю людям, которые хотят играть сложную, серьезную музыку. И фестивали наши мы проводим именно для таких команд…»
Гиганты шоу-бизнеса» - уникальная книга, написанная Сандлером в соавторстве с Валерием Кучеренко. Это 50 историй, когда продюсер сделал не так, как все, и создал мировую звезду. Мотивирующие и, одновременно, печальные истории. Печальные от осознания, что там продюсеры запариваются на тему сложной музыки, а у нас – нет. И хочется верить, что таких, как Игорь Сандлер, будет становится больше, и эта проблема начнет решаться.
Игорь Борисович, а почему в 70-е, 80-е, 90-е интересным музыкантам, которых мы до сих пор слушаем и любим: «НаУ», «Ария», Гарик Сукачев, не нужно было помогать и проводить для них фестивали. Они пробивались сами. А сейчас не пробиваются. Это происходит от сытости?
— «Отчасти да. Года четыре назад на этом самом месте я сидел с Гариком Сукачевым – мы с ним дружим уже 40 лет – и спросил его: «Гарик, а чего вы играете элементарные 3 аккорда, а четвертый не берете?». Он на меня смотрит: «Игорь, у нас четвертый аккорд запрещен в группе! Это уже будет сложно. Это будет не та музыка, которую любит народ».
— Получается та самая ситуация, о которой ты говорил «пипл хавает». Музыкантам как-то жить надо. И здесь два варианта: либо пиши одноразовые хиты на потребу публике, либо ищи баланс между качественным и массовым материалом».
Извечный вопрос – зачем?
Вам самому не тесно в таких условиях?
— «Очень тесно и очень трудно. Хочется иногда бросить все это. Но что потом? Я буду смотреть на себя в зеркало с мыслью: «Ты, как и все, занимаешься попсой и тупо рубишь бабло».
А ради чего тогда все это?
— «А я больной человек. Я реально больной. Я могу заработать себе состояние, занимаясь попсой. Продюсировать кого-попало и вообще не париться. Но я не могу делать что-то плохо. Я не могу идти против своей совести. Мне очень хочется, чтобы отечественная музыкальная культура поднялась. Чтобы этот культурный код, о котором мы говорили вначале, проснулся в каждом человеке. И человек увидел, что у нас есть своя хорошая музыка. И не нужна нам эта Западная попса…
Очень мотивирует, когда, например, Президентский фонд культурных инициатив видит ценность моей просветительской миссии, и поддерживает мои проекты. Как ПФКИ поддержал проект «Русская классика в роке» в рамках Фестиваля прогрессивной рок-музыки И. Сандлера» или проведение конкурса «Золотая нота: трамплин для талантов».
ПФКИ – это тот глоток воздуха, который нужен талантам.
А как вы сохраняете это альтруистическое чувство, когда с экранов телевизоров тебе 24/7 говорят, что все решают деньги?
— «Мое счастье в том, что я не смотрю телевизор. И интернетом пользуюсь мало. Я создал свой мир, я в нем и живу. Вот ты сейчас приехал в мой мир и на время интервью мы живем в моем мире…»
Спасайте детей своих!
Если мы говорим про тлетворное влияние попсы, то, очевидно, что это тлетворное влияние сильнее всего распространяется на молодое поколение. Уроки музыки в школе давно перестали относить к числу основных. У детей, по сути, нет основ музыкальной культуры. Какой совет вы можете дать родителям по поводу того, как обезопасить детей от этой грязи, которая льется из всех динамиков?
— «Знаете, как в еврейских семьях воспитывают детей? Их загружают по полной программе. Сегодня – шахматы. Завтра – самбо. После – музыка. Единственный способ обезопасить ребенка – не давать ему плыть по течению. Надо приучать ребенка к чтению, к хорошей музыке. Занимать его мозг разными образовательными секциями. Конечно, не нужно отбирать у детей детства, и не давать им глотка свободного воздуха. Но если ребенок ничем не занимается, не ходит в спорт, на музыку, а просто сидит во дворе – он практически обречен. В этой атмосфере безделья его, скорее всего, унесет течением. Очень трудно устоять, когда тебя сбивают с ног плохой музыкой, порнографией, а дальше – алкоголем, наркотиками. Поэтому, уважаемые родители, занимайтесь детьми, и не пускайте их в свободное плавание!»
С началом спецоперации большое количество артистов приостановили деятельность и покинули страну. Хочется верить, что освободившиеся места займут молодые артисты, которые раньше не имели возможности показать себя, ибо все было занято старыми звездами. Как считаете, случится ли подобная перемена, или все будет, как раньше?
— «Очень хочется верить, что Россия воспрянет. Покажет свой культурный потенциал. Есть такая притча: во время Второй мировой войны Черчиллю принесли на рассмотрение бюджет страны. Полистав документ, он спросил: А где же затраты на культуру? Так война же идёт! Какая культура? Если нет культуры, так зачем мы тогда воюем? Высокий статус культуры – признак самостоятельности государства. Да, конечно, попса забила все. И молодым, талантливым, разносторонним музыкантам трудно прорваться. Но хочется верить, что гамма музыкальных красок расширится. И мы увидим новое поколение Шаляпиных, Нуреевых…»
Вершина творчества Сандлера еще впереди!
Что вы считаете вершиной своего творчества?
— «Я считаю, что вершина у меня впереди! А если серьезно: мне очень нравится то, какие я делаю фестивали. Это очень круто, когда я вижу, как у людей горят глаза. Как они на одном дыхании смотрят эту классику в роке. Или вот в том году при поддержке Президентского фонда культурных инициатив был проект «Бабий Яр», где наш фонд выступил партнером. Сложнейший проект. Там и оркестр Башмета был, и Розенбаум, Долина, Каневский, Мерзликин, Виторган, Певцов. И выставку мы сделали, и конкурсы…»
«Бабий Яр», действительно, уникальный проект, в основе которого поэма Евгения Евтушенко с одноименным названием – «Бабий Яр», и симфония №13 Дмитрия Шостаковича на стихи Евтушенко, написанная композитором после прочтения той самой поэмы. Это новая форма подачи трагедии Бабьего Яра через объединение разных видов искусств. Известные деятели культуры вместе с молодыми артистами читали отрывки из поэмы, а Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, а также два хора - Московской Мужской Еврейской Капеллы и Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова – исполнили тринадцатую симфонию Шостаковича.
— «Сегодня, когда в мире происходят такие катаклизмы, так все неспокойно, именно сегодня этот проект показывает, что Россия является одной из самых стабильных стран в мире. И толерантность, и интернационализм в России были и доказывают, что есть и будут. Я надеюсь, что мир, любовь и музыка победят, и мир станет чище, светлее», - поделился впечатлениями о своем проекте Игорь Сандлер.
«Не занимайтесь делом только ради денег»
— «Мой главный совет будущим музыкантам - верьте в свое дело. Даже если это кажется невозможным. Верьте и двигайтесь в нужном направлении. Как только поверите, сразу вокруг начнут появляться нужные люди, происходить нужные события. Окружайте себя умными людьми. Не равными, не более глупыми, а умнее вас. Чтобы они могли стать вашими наставниками. Черпайте знания от них. И – самое главное – не занимайтесь делом только ради денег. Должна быть какая-то иная мотивация, а деньги придут сами. Я не жалею, что выбрал не коммерческий, а, своего рода, благотворительный путь. Я живу скромно. Но деньги на проекты откуда-то появляются. Я верю в свое дело и все получается. ЗАПОМНИ: если цель – тупо рубить бабло, то ничего не выйдет…»
И на этой мотивационной ноте, которая прозвучала спустя 57 минут беседы, Игорь Борисович покидает меня, отправляясь встречать прибывающих гостей. А прибыли они на традиционное для Продюсерского центра Сандлера весеннее мероприятие – вечер памяти рок-музыкантов: Виктор Цой, Михаил Горшенев, Александр Барыкин, Игорь Тальков, Анатолий Крупнов и многих-многих других.
В этом году формат изменили, и вечер был посвящен не только музыкантам, а всем ушедшим за последние два года деятелям культуры: Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Михаил Хлебородов, Николай Добронравов, Юрий Темирканов…
Ведь, как говорит Игорь Сандлер: «Человек умирает два раза – физически, и когда о нем забыли. Я не хочу, чтобы моих друзей и кумиров забыли…».
Фото с события