Оргкомитет V Международного кинофестиваля стран Арктики «Arctic open» – проекта, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, обнародовал шорт-лист киносмотра. В конкурсе будут участвовать две якутских картины – «Ыт» и «Нуучча», вне конкурса будет показан фильм «Холодное золото» – регулярный участник питчингов. Все это подходящий повод поговорить о кино, которое любят и ценят как художественный продукт далеко за пределами республики.
Всего за 17 лет Якутия стала лидером регионального кинопроизводства. Там снимается больше фильмов, чем где бы то ни было в стране, после Москвы и Санкт-Петербурга. Так, с 2004 года в Якутии выпущено 120 фильмов (примерно по 7 картин в год), в производстве – 28 проектов. Фильмы демонстрируются в более чем 100 странах мира.
Якутское кино впервые появилось в зоне внимания столичных критиков в 2010-ых годах, но еще в начале 1990-ых студенты ВГИКа из Якутии снимали первые короткометражные картины, появилась главная киностудия региона «Саха-фильм», обозначив начало пути якутского кинематографа. Режиссеры из республики смотрели и учились на чужих фильмах, создавая свой киноязык, на котором до недавнего времени общались только с местными зрителями.
Первым крупным прорывом среди отечественных смотров стал триумф «Царь-птицы» Эдуарда Новикова в 2018 году на Московском Международном кинофестивале. За ним последовал «Черный снег». Ключевым моментом стал выход «Пугала» в успешный федеральный прокат. Рассвет для якутского кино наступил в 2000-ые, когда местные режиссеры получили доступ к цифровым камерам, улучшив качество записи и осознав свою «визитную» карточку, формирующую идентичность кино – особенную природу, которая безупречна на кадрах киносъемки. С этого момента в современном якутском фильме важной деталью становятся пейзажи: заснеженные поля, леса, фактурные горы. Природа формирует быт людей, их ритуалы и обычаи закладывают культуру – это поняли якутские режиссеры и взяли на вооружение.
Вторым аспектом успеха стал, как ни странно, якутский язык, который иногда перемежается с русской речью.
Третий ключевой элемент находится в религиозном и пострелигиозном мировоззрении людей, их чувствовании мира, особом понимании духовной жизни. И в этой «странности», непонятности для остальных – еще один секрет кино из Якутии.
Большой шаг к «прорыву» якутского кино заключается в адресной помощи кинопроизводителям. Два раза в год в Якутии проводится конкурс, по итогам которого Министерство культуры и духовного развития республики выдает гранты.
В декабре 2019 года правительство Якутии утвердило концепцию развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года. Это один из первых регионов в России, где документ приняли на уровне правительства. Получается, секрет успеха Якутии заключается в том, что там начали системно заниматься развитием креативных индустрий гораздо раньше других регионов страны.
Сейчас готовится совершенно особенная, но уже вторая стратегия развития кинематографа — ожидается, что документ будет рассчитан на период до 2035 года. Но, помимо этого, обсуждается возможность принятия отдельного закона о якутском кинематографе, который бы позволил на системной основе поддерживать индустрию.
Кроме того, порядка 100 организаций Якутии к 2024 году станут резидентами будущего креативного кластера «Квартал труда», который позволит объединить творческих людей для реализации их проектов. Его основными резидентами станут представители креативных индустрий: кино и анимации, цифрового видео- и фотоконтента, образования, дизайна, исполнительских и изобразительных искусств, рекламы. Создание креативного кластера окажет «мультипликативный» эффект на всю несырьевую экономику региона.
Также в ближайшее время в регионе планируется создать Фонд кино и анимации Республики Саха (Якутия), который должен помочь эффективно распределять государственные средства на поддержку кино и привлекать в индустрию внебюджетные средства – на кинопроизводство, на продвижение, на подготовку кадров. Особое внимание уделяется развитию анимации. В Якутии она обладает еще и высоким экспортным потенциалом. Это объяснимо: там, где развита ИТ-отрасль и сильная индустрия разработки игр, как правило, нет проблем и с этой сферой креативных индустрий.
В настоящее время национальный кинематограф в Якутии максимально адаптируется для широкой аудитории, ведутся переговоры со стриминговыми сервисами. Цель якутских кинематографистов – выйти еще дальше за пределы республики. Благодаря международным кинофестивалям, и в первую очередь ММКФ, такая возможность есть. В ближайшее время в регионе планируют начать снимать мини-сериалы, сфокусировавшись именно на жанрах хоррора и мистики.
Важно учитывать в феномене якутского кино еще и то, что в регионе нет федеральных сетей, кинотеатры в Якутии частные и муниципальные. Именно они поддерживают национальное кино со своим уникальным почерком и киноязыком, что является одним из главных факторов его развития.
Фото: кинофильм "Нууча".