Фильм «Старый Клоун» при поддержке ПФКИ мы сняли на основе истории, которую мне в далеком 1989 году рассказал Георгий Францевич Милляр. Всесоюзная Баба Яга уже почти совсем не снималась, жила на пенсию в избушке на 18-м этаже с классической сказочной бабушкой, Марьей Васильевной, Манечкой.
Тогда в 1989 году Георгию Милляру было 86, и был он в прекрасной форме. С виду – классический сказочный дедушка в очках из-за которых улыбались увеличенные, просто-таки, огромные глаза. На столике всегда лежал какой-нибудь клубок веревок, из которого плелись коврики на пол. Избушка была полна всяких слоников, буратин, чебурашек, дракончиков, мишек…А еще бросались в глаза икона на стене и портрет отца Георгия Францевича – француза из Марселя, железнодорожного служащего, умершего 30-ти лет от роду. Мать Георгия Францевича была сибирячкой, работала счетоводом. А сам он родился в Москве, и помнил ее дореволюционную, с извозчиками, каменными мостовыми, керосиновыми лампами.
- Революция была, - объяснял Георгий Францевич, - потому что поначалу во время германской войны исчезло масло, потом обозначился дефицит сахара, а когда возникли проблемы с хлебом, женщины, стоявшие за всем этим в очередях, возмутились, - и началась революция.
После которой, рассказывал Георгий Францевич, отправился он на юг к родственникам в Геленджик. Там он застрял бутафором в театре: началась гражданская, а через фронт переправляться особой охоты не было.
Георгий Францевич очень переживал, что все реже и реже садился в автобус и отправлялся в долгий путь на студию. Летом даже на дачу не ездил, ждал звонка, который позвал бы его на работу. Днем обычно Баба Яга шла к лучшему своему режиссеру – зеркалу, перед которым вертелся, прыгал, строил разные выражения на лице. Так сохранял Милляр свою форму.
- Я неформальный формалист, - называл себя Георгий Францевич. - Потому что я всегда забочусь об этой самой форме, чтобы в сохранности была.
Милляра любили маленькие и большие люди, письма и посылки от которых он получал со всех концов Советской страны. В посылках его угощали молодой картошкой, лимонами, клюквой и разными вкусностями. Любили его также и собаки, знакомые и незнакомые, как встречали, так сразу клали лапы на плечи и лезли целоваться. А сам Георгий Францевич обожал оперу и оперетту и жить не мог без музыки.
А еще Георгий Францевич был замечательным выдумщиком. Он сочинил особый словарь высказываний на все буквы алфавита.
- Георгий Францевич, на букву «Л», пожалуйста.
- Л? Та-ак, - вспоминает Георгий Францевич, - «Любовь – не роскошь, а гигиена». Так…«К»… «Корявый комплимент похож на поцелуй небритого человека». «А» - «Анкета – нездоровый интерес к чужой биографии». «С»… - «Субординация. Никогда не напоминайте слону, что его сделали из мухи».
После рассказа о себе Георгий Францевич грустно посетовал, что вот никто в кино не зовет, а он много чего еще может. Вот недавно пригласили выступить перед детьми. Он приготовил программу, нарисовал для подарков картинки своих героев, а встречу отменили… И ему забыли об этом сказать. Георгий Францевич все ждал встречи с детьми, так и не дождался.
Мы историю в 2024 году додумали и создали с режиссером Олегом Фоминым фильм «Старый Клоун». В главной роли снялся Всеволод Николаевич Шиловский. Консультантом фильма стал Максим Никулин. Это говорит о том, что ничто в этом мире просто так не исчезает. И память о таких прекрасных ушедших актерах жива.
Кира Магид