Первое кругосветное плавание русских моряков под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского 1803—1806 года остается важнейшим событием для отечественного мореплавания и науки. Оно стоит в одном ряду со знаменитыми экспедициями Джеймса Кука и Жана-Франсуа де Лаперуза и подтверждает место России в ряду великих морских держав Европы XIX века.
О судьбе участников экспедиции ходили легенды, часть из которых легла в основу известного мюзикла "Юнона и Авось", а другая попала в комедию Грибоедова "Горе от ума". Зачем русские моряки и дипломаты отправились вокруг света? Удалось ли экспедиции достичь своих целей?
В Америку, Китай и Японию
Идея
показать всему миру, что Россия не уступает Британии и Франции в
мореходстве и может совершить собственное кругосветное путешествие,
возникла при Екатерине II, в конце XVIII века. Но из-за сложной
политической обстановки в Европе этот проект пришлось отложить до 1803
года, когда было решено, что экспедиция поможет государству решить три
другие, более прагматичные задачи.
Как
известно, с конца XVIII века на Алеутских островах, на Аляске и
побережье Северной Америки активно создавались российские промысловые
поселения, куда охотники отправлялись добывать пушнину. И первая,
главная задача плавания была тесно связана со снабжением провизией
поселений Русской Америки, сообщил кандидат исторических наук, старший
научный сотрудник Института восточных рукописей РАН Василий Щепкин.
"В
тех краях хлебопашество было невозможно, а ресурсов для добычи и
обработки металла было недостаточно, и надо было как-то обеспечивать
новые поселения продовольствием, металлическими изделиями и
кораблестроительными материалами. Сухим путем, через Сибирь, все это
доставлялось очень долго; дорога из Петербурга до Русской Америки
занимала до двух лет. Было решено попробовать попасть туда по морю и
наладить регулярное морское сообщение", - рассказал он.
С
1799 года земли Русской Америки находились в ведении
полугосударственной Российско-американской компании, основанной купцом
Григорием Шелиховым и его зятем Николаем Резановым и утвержденной указом
императора Павла I.
Эта
колониальная торговая компания в значительной степени финансировала
экспедицию. С ее деятельностью была связана вторая задача экспедиции –
наладить морскую торговлю с Китаем через порт Кантон, поскольку до этого
российские купцы могли возить товары только сухим путем, через
пограничный пункт Кяхта.
"Иван
Крузенштерн проходил практику на британском флоте и неоднократно
посещал Кантон. Он видел, в каком объеме ведется торговля в этом порту
между европейцами и китайцами, поэтому предлагал доставлять пушнину из
Америки в Кантон морским путем. Он считал, что это будет гораздо
быстрее, чем по суше через Камчатку, Охотск, Якутск, Иркутск и потом
только в Кяхту", - рассказал Василий Щепкин.
Третьей
важной задачей экспедиции была доставка посольства в Японию. Оно должно
было договориться о начале торговли с японцами, чтобы снабжать
дальневосточные владения России – Охотск, Камчатку и поселения Русской
Америки рисом, чаем, табаком, сахаром и сакэ. Из Японии, морским путем,
товары можно было бы доставлять до всех этих мест в считанные недели, и
руководство российско-американской компании было в этом очень
заинтересовано.
Успех и неудача
Экспедиция
во главе с Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским на шлюпах "Надежда" и
"Нева" вышла из Кронштадта в 1803 году, проследовала по Атлантическому
океану на юг, сделала длительную остановку в Бразилии, затем, обогнув
Южную Америку с юга, зашла на Маркизские и Сандвичевы (Гавайские)
острова.
После
этого корабли экспедиции разошлись – "Надежда" под командованием Ивана
Крузернштерна отправилась в сторону Камчатки, а затем в Японию, а второе
судно - "Нева" во главе с Юрием Лисянским отправилось в Русскую
Америку, а оттуда, с грузом пушнины, в Кантон.
Получилось,
что экспедиция добралась морским путем от Санкт-Петербурга до Русской
Америки за полгода. Учитывая, что это был первый опыт, и моряки попутно
занимались ремонтом кораблей в Бразилии и исследованием островов в Тихом
океане, задача вполне была решена.
Однако
договориться о морской торговле с Китаем участники экспедиции не
смогли. Выполнению этой задачи помешали несколько факторов, сообщил
Василий Щепкин.
"Во-первых,
предполагалось, что одновременно с прибытием экспедиции с юга в Кантон,
с севера в Пекин прибудет сухопутное посольство Головкина, которое
подкрепит дипломатическими переговорами решение вопроса об увеличении
торговли. Но посольство Головкина к назначенному сроку Пекина не
достигло. Во-вторых, во внешнеполитической системе Китая Россия
воспринималась не так, как европейские государства, которым разрешалось
вести торговлю через Кантон. К ней относились как к другим странам,
расположенными к западу и к северу от Китая, - Тибету, Монголии,
мусульманским государствам Средней Азии, Джунгарскому ханству.
Пересматривать это отношение китайское правительство не планировало", -
рассказал он.
Но
и к торговле с европейцами в Кантоне китайские власти относились с
большим подозрением и стремились ее урезать. Китаю ничего не нужно было
из того, что привозили европейцы, кроме серебра, а европейцам было
невыгодно рассчитываться за шелк, чай и фарфор драгоценными металлами.
"Впрочем,
таможенные чиновники в Кантоне, которые жили за счет торговли, смотрели
на нее более благосклонно. В результате члены экспедиции разово смогли
сбыть пушнину через местных таможенников, но на долгосрочные отношения
китайские власти не пошли", - отметил историк.
Вежливый отказ
Японская
миссия под руководством посланника, камергера двора Николая Резанова
также не увенчалась успехом. Еще за 12 лет до экспедиции Крузернштерна в
Японию с севера приплыла российская миссия под руководством Адама
Лаксмана. Лаксман привез японцев, которые незадолго до этого потерпели
кораблекрушение у российских берегов, встретился с чиновниками японского
правительства и получил письменное разрешение на заход одного
российского судна в южный порт Нагасаки, которым потом и воспользовался
Резанов.
"Среди
историков остается дискуссионным вопрос: выдавая Лаксману это
разрешение, рассматривали ли японские власти перспективу начала торговли
с Россией, или это была уловка, чтобы отсрочить принятие решения? Тогда
в высших кругах Японии развязалась целая дискуссия о том, как следует
выстраивать внешнюю политику и торговлю, но к моменту прибытия Резанова
расклад сил сложился не в пользу новых связей", - рассказал Василий
Щепкин.
В
то же время посольство Резанова было вполне успешным в научном
отношении. Еще на пути в Японию Резанов начал составлять словарь
японского языка и руководство к познанию японского языка, потом он их
дополнял в течение полугода на рейде в Нагасаки. Эти документы сегодня
хранятся в Санкт-Петербурге в Институте восточных рукописей и считаются
ценными источниками сведений по японскому языку своего времени.
После
остановки в Нагасаки корабль "Надежда" с Крузенштерном и Резановым на
борту отправился обратно на Камчатку, чтобы встретиться с "Невой",
вернувшейся из Русской Америки. По дороге русские моряки проплывали
вдоль западного побережья острова Хоккайдо, обследовали побережье
Сахалина, ряда Курильских островов, встречались с местным населением –
айнами и японцами, которые работали в сезонных факториях.
Сведения,
собранные экспедицией – и карты, составленные Крузенштерном, и описание
встреч с айнами, и рисунки ученого Вильгельма Тилезиуса и сегодня
предоставляют большую ценность для исследователей.
Молодость и авантюризм
Несмотря
на сложившийся героический образ маститых мореплавателей (достаточно
вспомнить образ Николая Резанова в мюзикле "Юнона и Авось"), участники
экспедиции были очень молодыми людьми. Самому старшему из них, Резанову,
к началу плавания было 39 лет, а Крузернштерну – 33 года. 50 человек на
одном корабле и 40 на другом провели вместе три года, и не всегда в это
время их отношения были образцовыми.
К
примеру, между Крузернштерном и Резановым в путешествии случился
продолжительный конфликт из-за того, что каждый имел основания считать
себя руководителем плавания. Авантюрные похождения участника экспедиции,
графа Федора Толстого-Американца породили множество легенд и иронически
упоминаются в комедии Грибоедова "Горе от ума" ("Ночной разбойник,
дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом и крепко на руку
нечист").
На
обратном сухопутном пути с Дальнего Востока в Санкт-Петербург, между
Крузернштерном и Лисянским завязалось негласное соревнование, кто первым
доберется до столицы и "замкнет" кольцо кругосветки. Однако первыми
участниками этого мореплавания, обогнувшими Землю, неожиданно оказались
японцы.
"В
1793 году четверо японцев попали в кораблекрушение у берегов Камчатки.
Оттуда их отправили в Охотск, затем сухим путем, через Иркутск, в
столицу, где они побывали на аудиенции у Александра I. Потом японцев
доставили в Кронштадт, откуда они на корабле Крузернштерна в 1804 году
приплыли обратно в Японию. Так они оказались первыми в истории японцами,
которые обогнули земной шар, и опередили в этом сопровождавших их
русских моряков", - рассказал Василий Щепкин.
Тем
не менее, молодость, авантюризм и дух соревнования не лишают участников
первой русской кругосветной экспедиции их заслуженной славы. Они навеки
вписали свои имена в историю науки и мореплавания и открыли дорогу
следующим поколениям ученых и первопроходцев.
Первое
русское кругосветное плавание на шлюпах "Надежда" и "Нева" под
командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского станет основой нового
проекта в виртуальной реальности агентства "РИА Новости" при поддержке
Президентского фонда культурных инициатив. В публичном поле проект
стартует в ноябре 2022 года сразу на нескольких платформах, включая
Steam, самую популярную и быстрорастущую на мировом рынке иммерсивных
технологий.
Текст и фотографии: ria.ru