Экспертный совет Лаборатории научного кино 2.0 выбрал 10 проектов научных фильмов, съемки которых стартуют уже в августе, а премьера будет приурочена ко Дню российской науки.
Лаборатория научного кино 2.0 – проект кинорежиссера Юлии Киселевой и продюсера Лилии Сабировой – проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Основная часть проекта – режиссерская мастерская, куда на конкурсной основе этой весной было принято 26 человек. Все лето режиссеры работали над сценариями научных фильмов совместно с учеными Сколтеха, Химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и Института экологии животных и растений УО РАН.
12 августа в «Точке кипения – Коммуна» НИТУ МИСиС они представили свои проекты экспертному совету, куда вошли представители киноиндустрии и научного сообщества.
Из 19 проектов эксперты выбрали 10, которым Лаборатория предоставит гранты на короткометражные фильмы. Съемки стартуют уже в августе.
«Считаю Лабораторию фундаментальным открытием в современном мире киноиндустрии. Новаторски-экспериментальным путём Юлии Киселёвой и Ко удалось скрестить креативных режиссёров с не менее креативными учёными! В результате трёхмесячных опытов и финальной конкурсной селекции учёно-режиссёрские команды выдали шедевральные плоды в виде презентации разножанровых фильмов, которые будут собраны в киноальманах. При этом каждый сюжет вызвал отдельный эмоциональный восторг и душевный отклик. Крайне сложно было определиться с выбором лучшей десятки!» – поделилась впечатлениями член экспертного совета, заместитель главного редактора АНО «Институт Развития Интернета» Дарья Павлотос.
«Самое отрадное, что многие проекты предполагают жанр, особенно комедии. В неигровом кино это бывает редко. Документальных комедий практически нет, я могу припомнить одну-две. Та же история с научно-популярными фильмами: самая распространённая форма – фильм-лекция», – от души высказалась режиссёр Галина Михайлова, программный директор Всероссийского экологического кинофестиваля «Меридиан надежды».
Лидером питчинга стал проект молодого режиссёра Александры Шишовой «Город засыпает…» о химике Романе Новоторцеве. Экспертный совет отметил выступление Саши как настоящий стенд-ап. В фильме Саша расскажет историю учёного, которого завалы рисовой шелухи на Земле пугают и вдохновляют одновременно, а решение лежит буквально на поверхности – обуглить и превратить в кремнезём и активированный уголь.
Ксения Казазаева в фильме «Phoenix» метафорично представляет появление в Сколтехе новой
батарейки, конфликт существования которой состоит в том, что световая энергия,
которую она поглощает, питает и убивает батарейку одновременно. Сюжет строится
вокруг учёных, которые всеми силами стремятся к тому, чтобы сохранить жизни
ценного аккумулятора, ставшего для них почти родным. Режиссёр так сказала о
Лаборатории: «Здесь собрались люди с горячими сердцами и прорывными идеями,
здесь атмосфера взаимоуважения и бесконечного вдохновения».
Полина Свеженцева «нарисует», относя себя скорее к художникам, чем к режиссёрам, свою «Фундаментальную историю» как фильм-эссе от первого лица. Главная героиня увлечена работой учёных химфака МГУ по разработке биоразлагаемого полимера для почвы. Его уникальная структура способна связать молекулы почвы, не позволяя выдуваться ее плодородному слою.
Константин Землянский в фильме «Проект Carondura» повествует о поисках средства борьбы с болезнетворным грибком – склеротинией, уничтожающим морковь. Режиссёр сравнивает работу исследователей с работой сыщиков, поэтому история будет снята по всем законам детективного жанра.
Пожалуй, самым провокационным стал проект Артура Сухонина «Супер-муха». Это фильм о голоде в недалёком будущем, от которого может спасти лишь... личинка мухи! Учёные Сколтеха занимаются выращиванием супермухи, в которой больше белка и жира. Но вопрос, который остаётся до конца фильма – готов ли человек питаться личинками?
«Да будет LED» – фильм Дарьи Артюшковой о том, как можно усовершенствовать LED-лампы. Учёные Химфака, с которыми сотрудничает Дарья, рассказали, что главная задача экологичного люминофора - компенсировать вредное синее излучение LED-ламп, эффективно его поглотить и максимально приблизить свет от лампочки к естественному солнечному освещению.
Совместный фильм Алексея Яковлева и Инны Слукиной «Время назад. Дневник климата» – это удивительная история о поиске кода языка, на котором говорят деревья. Герои фильма – дендрохронологи, учёные Института экологии растений и животных УрО РАН – изучают годичные кольца деревьев. Учёные создали одну из самых длительных непрерывных древесно-кольцевых хронологий в мире, длительностью 8768 лет по деревьям, остатки которых они обнаружили в речных и торфяных отложениях полуострова Ямал. Результаты глобального исследования опубликованы в журнале Nature Communications, статья стала одной из шести самых читаемых научных статей в мире. «Теперь есть ощущение, что кино о науке займёт достойное место среди других направлений доккино в России. Это классно!» - делится Инна впечатлениями о работе в Лаборатории.
На питчинге было представлено два проекта про борщевик. В лидеры вышел фильм студента 2 курса ВГИКа Дениса Тарасова «Цветок Геракла», герои которого, учёные Сколтеха, решили подойти к вопросу распространения злостного растения фундаментально: изучить сходство и различие современного борщевика и борщевика, который впервые попал в наши края в середине XX века. Ученые надеются понять, в чем кроется секрет инвазии.
жизнь, порой, удивляет еще более остросюжетными поворотами, чем кино: через два дня после питчинга Денис уступил свое место Ольге Домовцевой с проектом «Ситуация: борщевик!» Ольга обещает нам комедию о столкновении ученых МГУ, придумавших получать из борщевика сырье для аккумуляторов зеленой энергетики с активистами движения «Антиборщевик».
«Как совершить фундаментальное открытие» – фильм Дарины Болговой, сюжет которого считывается в названии. История не сколько о каком-то конкретном исследовании, сколько о науке в целом – о том, как учёные подходят к своему делу. Сложно переоценить просветительскую миссию, которую несёт такой фильм для современной России.
Денис Данилов в фильме «Не смотри на нефть» расскажет о новом способе получении водорода.
Увлекательная и неожиданная история о молодых ученых с горящими глазами и их
мечтах о лучшем будущем – для большинства не искушённых в химии зрителей.
Для участия в работе Лаборатории научного кино 2.0 были
отобраны не только режиссёры с опытом, но и начинающие. Алёна Силаева (Институт Кино НИУ ВШЭ) под руководством Ольги
Домовцевой участвовала в подготовке к питчингу комедии «Ситуация Борщевик» и
приглашена вторым режиссёром в проект Полины Свеженцевой «Фундаментальная
история». Таким образом Лаборатория стала не только кузницей кадров для съёмок
научно-популярных фильмов и объединяющим звеном между учёным и режиссёрами, но
и местом, где опытные режиссеры делятся секретами мастерства с теми, кто только
в самом начале своего творческого пути.
Питчинг Лаборатории научного кино 2.0 не мог состояться без экспертов и гостей, которые активно задавали вопросы, обсуждали проекты, а потом поделились впечатлениями:
«Как эксперт многих питчингов документального и научно-популярного кино, отмечу высокий уровень подготовки участников конкурса. Порадовало, что некоторые авторы предполагают делать фильмы в неожиданном для научного кино и привлекательных для зрителей жанрах комедии, триллера, детектива», – член экспертного совета, директор Дирекции документального кино «Первого канала». Светлана Колосова.
«Мероприятие было в тайминге, что большая редкость для таких презентаций», – кинопродюсер Виктория Лупик.
«Чтобы увлечь зрителей наукой, показать, что это может быть свежо, дерзко, актуально, а не скучно и заумно. Авторы «Лаборатории научного кино» справились с обеими задачами: на питчинге было освещено много интересных тем, связанных с эко-проблематикой, которые режиссёры представили в большом многообразии жанров, от комедии до роуд-муви», - член экспертного совета, креативный продюсер Babich film / Star Media, Мария Фанина.
«Самыми яркими стали выступления, где режиссёр однозначно и наиболее полно осознал, что, как и для чего делают учёные, и поэтому смог творить наиболее полноценно, и где исследователи оказались готовы к творческому осмыслению их работы. Но приятнее всего то, что сильных проектов оказалось больше, чем грантов», – Сергей Ивашко, начальник пресс-службы Химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
«Научное кино вовсе не обязательно документальное, самое интересное происходит на стыках игрового и неигрового, в области эксперимента. И это логично: интереснее всего рассказывать о научных экспериментах также экспериментируя. О смелых мыслях ученых с помощью смелого кинематографа. И мы увидели у участников проекта смелые идеи», - член экспертного совета, кинорежиссер, преподаватель МШК Елена Демидова.
«Давно не получал такого удовольствия от знакомства с новыми научно-популярными проектами. Буквально каждая идея занимательна, по-своему, даёт плацдарм для мысли и, наконец, просто эстетически приятно взглянуть на результат колоссального труда режиссёров, продюсера, руководителя проекта и многих других людей, связанных с организацией и «подпиткой» этого важного и, во многом, новаторского проекта», – Артём Пудов, драматург и редактор.
Проект реализуется при поддержке
Президентского фонда культурных инициатив.
Официальная группа в ВК: https://vk.com/laba20
Официальный канал в телеграм: https://t.me/sciencedoclab
Чат в телеграм: https://t.me/sciencedoclab4at