8 июля в рамках Российской креативной недели состоялась дискуссия на тему «Традиционные ремесла как креативный бизнес».
Ремесленное производство феноменально тем, что оно становится способом перерождения креативного бизнеса. Нарастает интерес к народным промыслам со стороны сетей и маркетплейсов, они готовы продвигать продукт, включать его в цепочку поставок и доводить до конечного потребителя.
Об этом и поговорили участники дискуссии, модератором которой стал генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. Спикерами выступили арт-директор «Парк Горького», член Общественного совета при Минпромторг РФ, практикующий дизайнер, преподаватель в сфере креативных индустрий Алексей Баранов; художник, резчик по дереву, основатель столярной мастерской «Русский дом», создатель авторской деревянной игрушки Дмитрий Чекучинов; заместитель GR-директора Wildberries Павел Поликарпов; советник руководителя направления «Сделано в России» и торговых цифровых платформ Фонда «Росконгресс» Коста Кадзов; дизайнер, автор бренда ювелирных изделий Bulygin porcelain Василий Булыгин; директор АНО «Кластер творческих индустрий», руководитель дирекции социальных инноваций и креативных индустрий Фонда «Ульяновск – культурная столица» Кирилл Валов; член Ассоциации Высокой Моды и прет-а-порте России, член Международной Ассоциации «Союз Дизайнеров», заведующий кафедрой дизайна костюма РГУ им. А.Н. Косыгина Сергей Сысоев,; директор по международным партнерским программам АО «Российский экспортный центр» Алексей Мурзенок.
Тон дискуссии задал модератор, обратив внимание, что на встрече присутствуют три типа участников: непосредственно сами производители, представители государственных структур и маркетплейсов. Поэтому каждый сможет поделиться взглядом со своей стороны.
По словам Алексея Баранова, для промыслов нет какой-либо одной ниши: «Есть огромное количество разных ниш, где они могут фигурировать: как конечный продукт, как образ и идея, как маркетинговый ход упаковки. Мы сегодня продаем «историю», поэтому промыслы могут наделить теми или иными ценностями бренд».
В дискуссию включился непосредственный практик, художник Дмитрий Чекучинов. Он отметил, что в стране критически мало людей, которые делают авторские вещи в национальной стилистике. Спикер также добавил: «Поддержка от государства есть, но она направлена именно на институты национальных художественных промыслов. Частным авторам, которые не имеют статус «народного художника», «мастера народного художественного промысла», достаточно тяжело – начиная от мастерской, заканчивая реализацией своей продукции. Но каждый год по нарастающей интерес возрождается». Он обратил внимание на популярность керамики сегодня.
Василий Булыгин рассказал о сложностях собственного дела, а также желании масштабировать свой ремесленный бизнес. «Я нашел тот материал, при котором могу свои идеи создавать быстро, не дорого. Они получаются эффектно, мы их успешно продаем. Мне нравится, что я занимаюсь интеллектуальным трудом и у этого есть покупатель».
Сергей Сысоев поделился опытом работы с народными художественными промыслами. Он – первый из мира моды, кто делал коллаборацию с гжельским фарфором, а потом жостовскими подносами. Начинал без какой-либо поддержки, сам приезжал на фабрику и все организовывал. По его словам, при работе обнажилась важная проблема: «Не дооценивается важность дизайнера, креативщика. Люди хотят создавать то, что делалось их родителями. Они, к сожалению, работают на ту аудиторию, которая «уходит».
Возможность работы с Wildberries озвучил заместитель GR-директора Павел Поликарпов. Он отметил рост предпринимателей, ремесленников и домохозяек на площадке в 2022 году. Основные товары, которые они представляют – гончарное искусство (Татарстан), аксессуары (Москва, Московская область), швейная продукция (Ивановская область).
Коста Кадзов рассказал о медиапортале «Сделано в России», который ориентирован на продвижение российского бизнеса внутри страны и за ее пределами. Он подчеркнул, что проект также служит платформой для размещения информации об отечественных производителях с переводом сразу на 12 языков. «Это хороший механизм для раскрутки вашего личного бренда, вашего производства и вашей продукции», – добавил спикер.
Про флагманские направления креативных индустрий в Ульяновской области рассказал Кирилл Валов: «Два года назад мы поставили перед собой задачу узнать – какие у нас ремесла, где они находятся, какой экономический эффект дают. Поэтому родился проект «Картирование народных художественных промыслов и ремесел Ульяновской области». Мы зашли в каждую локальную территорию – даже деревушку – и описали, есть ли там ремесленник, чем занимается, готов ли он к дальнейшему развитию». Спикер озвучил желание поделиться таким кейсом с каждым регионом России.
Алексей Мурзенок в конце дискуссии отметил: «У нашего ремесла – большой потенциал. Нужно учиться продавать, работать с другими рынками».
Напомним, Российская креативная неделя проходит в Москве при поддержке Президентского фонда культурных инициатив с 7 по 10 июля. Это площадка для поиска решений, точек роста, межотраслевых партнерств и открытого диалога с властью для проектирования путей в ситуации санкций и экономического кризиса.