Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
2 июля 2022
0 просмотров

В Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее в Архангельской области стартует проект «Дивование»

АВТОР СТАТЬИ

Герман Татьяна Александровна

С 1 июля по 6 сентября 2022 года в городе Каргополе в Архангельской области будет открыта для посещения новая экспозиция.

Проект «Дивование. Открытие Севера» рассказывает о наследии Русского Севера и Каргополья через предметы из коллекции четырёх музеев, искусство признанных художников начала XX века и произведения пяти современных художниц.


Музеи-участники: Государственный Эрмитаж, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей, Архангельский краеведческий музей, Музей театрального и музыкального искусства.


Художницы: Ульяна Подкорытова, Анна Самойлова, Анна Слобожанина, Ульяна Каль, Соня Кислякова.


Кураторы: Наталья Некрасова, Нина Тарасова (Государственный Эрмитаж), Татьяна Власова (Музей театрального и музыкального искусства), Екатерина Перова (Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей), Жанна Петриченко (Архангельский краеведческий музей), Александра Генералова (современное искусство), Кристина Дрягина (центр современного искусства ARKA).




Проект инициирован фондом «Дорогами Ломоносова». Проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


«Дивование» означает «любование» — это слово в старину было в ходу у жителей Русского Севера. В предметах народной культуры Каргополья отразилось любование речной жемчужиной в холодной реке, каждой веточкой в лесу, редким северным солнцем. Недаром знаменитые плотно расшитые золотыми нитями платки каргопольских мастериц кажутся попыткой воссоздать золото солнечного света.


120 лет назад эти произведения были частью жизни каргопольской крестьянки, а сейчас они хранятся под слоями тонкой микалентной бумаги в музейных хранилищах. Народное искусство для современного зрителя — территория тайн и загадок. Ведь без специальных знаний сложно понять, что означают символы на каргопольских кокошниках. Проводниками в этот мир выступают музейные сотрудники и исследователи.


В первой трети XX века, когда кокошники и коруны еще не стали музейными экспонатами, современные художники обратились к народному искусству. Константин Коровин, Лев Бакст, Владимир Татлин создавали театральные костюмы и декорации, соединяя энергию формы народного костюма с новыми художественными течениями своего времени — арт-нуво и кубизмом. Во многом благодаря этому переосмыслению они остались в истории мирового искусства. Сейчас, в XXI веке, молодые российские художники вновь обращаются к русскому фольклору и народному костюму, в поисках идентичности и основы для собственного художественного языка. Современное искусство, как и 100 лет назад, вызывает споры. Для проекта «Дивование» были отобраны работы 5 художниц из Архангельска, Петербурга и Москвы, для которых исследование Русского Севера и бережное отношение к традиции — важнейшая часть практики.


Основа выставки — около 70 предметов женского костюма. Это «однорогие», похожие на шлемы кокошники и девичьи головные уборы перевязки, расшитые речным жемчугом и перламутром, а также цельные костюмные комплексы.


Среди представленных экспонатов есть по-настоящему редкие образцы. Например,  хранящийся в коллекции Государственного Эрмитажа подчелок второй половины XVIII века из Каргопольского уезда. Он расшит золотными нитями и бисером в старинной русской технике сажения по бели. Всего в коллекциях российских музеев выявлено только четыре подобных убора.


Народное искусство, которое сейчас хранится в музеях, остается источником вдохновения для искусства современного, как и 100 лет назад. Например, фильм Ульяны Подкорытовой «Тамотка» проблематика социальных сетей и глобализации переплетена с северным контекстом — в съемках участвовали носительницы традиций пинежского пения Екатерина Зорина и Елена Оводова. Задача проекта «Дивование» по-новому подойти к музейной экспозиции народного костюма, уйти от сложившихся стереотипов о музейной экспозиции народного костюма, который сложился у широкой публики.

Ведь обычно предметы из этнографических коллекций показывают обособленно от произведений художников. Кураторы выставки берут на себя смелость объединить народное искусство, шедевры начала XX века и работы молодых художников. Это соседство подчеркивает значение художественной образности и языка традиционного искусства и их связь с актуальными процессами, которые мы наблюдаем в обществе и культуре.

Подробности о проекте : http://discoveringthenorth.ru и https://t.me/discoveringthenorth

0 просмотров

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: