В Москве презентовали онлайн-курс «30 веков Европы: Европейская цивилизация и Россия», который победил в первом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив 2022 года. Проект был создан журналом «Фома» и сотрудниками классической гимназии при Греко-латинском кабинете историка философии, филолога Юрия Анатольевича Шичалина (курс разработан под его руководством). Задачей творческая команда ставила информативное воздействие на аудиторию: создавая видеоуроки, старалась интересно и правдиво рассказать о культуре европейской цивилизации, ее корнях, истории, сегодняшнем состоянии. Презентацию посетил первый заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив Игорь Соболев.
Курс – бесплатный и общедоступный, ориентирован на широкую аудиторию, в том числе тех, кто не соприкасается ежедневно с философскими и политическими науками, но живо интересуется современным мироустройством.
В рамках проекта планируется произвести серию из 12 образовательных блоков, объединенных общей тематикой. Каждый блок будет представлять из себя серию из 8 видеоуроков. Хронометраж – не более 20 минут, в конце будет тест – для того, чтобы понять, как усвоен материал. Буду также проводиться вебинары, чтобы понять, ясным ли осталось содержание уроков.
Рабочий план курса включает следующие блоки: история Европейской цивилизации; культура древних греков; культура древнего Рима; Римская империя и раннее христианство; греческая философия; римская империя от Константина Великого до Юстиниана и общий очерк ее истории до 1453 года; христианство на латинском Западе; образовательные и научные центры Средневековья; реформация и пр. Будут блоки, посвященные американскому эпизоду в истории Европейской цивилизации и России как носителю европейской цивилизации.
Почему онлайн-курс? Альтернатива чтению для тех, кто отвык от длинных текстов. Серия лекций по 20 минут не заменяет учебного процесса, но позволяет усвоить материал максимально глубоко по сравнению с другими форматами новых медиа. Также это средство сохранения уникальной наработки, уже существующей в формате офлайн-курса и способ привлечения новой аудитории.
Поддержка таких проектов, несомненно, важна: во-первых, в ключе обучения – это позволяет развить кругозор, укрепить уже имеющиеся знания, повысить свою компетентность в знании истории и основ философии, разобраться в тенденциях современной политики с опорой на контекст многовековой летописи событий. И в первую очередь это важно для молодых участников проекта, которых курс может заинтересовать не только как случайных, но очень внимательных его пользователей, но и как потенциальных ученых, исследователей, которых увлечет наука как будущая профессия, дело и важный интерес в жизни.