В Свердловской области сняли фильм о последнем представителе династии горнозаводчиков Турчаниновых-Соломирских
Жанр картины, снятой при поддержке Президентского фонда культурных инициатив документально-экспериментальный. Это действительно смешанная техника. Основной массив — черно-белые стилизации под кинохронику начала прошлого века.
По словам авторов проекта, сам Дмитрий Соломирский, заложивший традиции благотворительности и меценатства, поддерживавший различные искусства и науку на Урале, сегодня незаслуженно забыт.
«Эта документальная картина – попытка восстановления исторической справедливости и придания нового звучания замечательному месту на Урале, которое возникло благодаря бурному развитию металлургии в последние 300 лет», – поясняют в кинокомпании «Екатеринбург-фильм». – «Тем более, материал для визуального произведения благодатный: на Урале сочетаются великолепие и красота природы с грандиозностью металлургических заводов».
Дмитрий Соломирский, удивительный человек, уральский заводчик, меценат, покровитель искусств, сам писавший романсы (они в фильме звучат), фотограф, орнитолог и прочая, и прочая, работает, встречается с рабочими, водит экскурсии по музею, пишет мемуары и письма. В роли Дмитрия Павловича — Виталий Краев, замечательный актер театра и кино, снимавшийся, например, у классика советского кинематографа Ярополка Лапшина («Уснувший пассажир», «На полпути в Париж»), у Владимира Макеранца («Привет, Малыш!»), в сериалах «Дело было в Гавриловке» и «Важняк». Его Соломирский получился человеком глубоким, разносторонним и без капли чванства. Драматическая страница в его судьбе — рабочие во время первой русской революции забыли о всем добром, что он делал для них и их семей, и хотели убить приказчика. Дмитрий Павлович приказчика спас, но вскоре в него стреляли. Пуля прошла мимо, но разочарование в рабочих, которых он считал своими близкими людьми, было очень болезненным. Виталий за кадром читает письмо Соломирского об этих событиях почти спокойно, но чувствуется, какого труда стоило герою фильма взять себя в руки.
Создатели фильма рассказывают о роли Соломирского в развитии Полевского, Северского и Сысертского заводов (там же и снимали, есть возможность сравнить старые фотографии и сегодняшние виды). Очень сентиментальный момент — история концертного зала Маклецкого и создания музыкального училища. Историки считают, что, если бы не музыкальные классы, организованные Дмитрием Павловичем, столичные власти могли бы отдать предпочтение Перми, но музыкальные классы перевесили, училище открылось в Екатеринбурге. Зал Маклецкого открылся в 1900 году. Соломирский им любуется и думает: «Интересно, как тут всё будет через сто лет?». Вдруг черно-белое изображение становится цветным, и меценат заходит в зал, где убеждается, что и в 2023 году один из лучших концертных залов России сохраняет свои уникальные акустические характеристики. Потомки бережно сберегли наследие предков.
В фильме использовано множество
игровых реконструкций с участием актеров и местных жителей. Съемки прошли в
Екатеринбурге, Полевском и Сысерти.
Режиссеры: Юрий Демин, Марина Казнина; оператор-постановщик Василий Поляков.