Эксперт грантового конкурса Президентского Фонда культурных инициатив, актер, поэт, художественный руководитель Московского театра Поэтов Влад Маленко уверен: финансово поддержать творческие проекты – полдела. Куда важнее – отследить каждый из них на этапе реализации: помочь, если нужно, практическим советом и понять, с позиции эксперта и культурно образованного обывателя, что идея – надолго в культурной жизни страны или региона.
Свой трудовой стаж Маленко отсчитывает с 1988 года, когда до службы в Советской Армии он служил монтировщиком и актером в первом хозрасчетном театре Москвы. Потом была Служба в Советской Армии, Щепкинская Школа и двадцать лет работы в легендарной Таганке.
– Влад, наверное, вам часто приходится участвовать в качестве эксперта в творческих конкурсах. В грантовом от Президентского фонда культурных инициатив речь идет о сумме в 3,5 миллиарда рублей. Деньги распределят между командами и теми, кто подал индивидуальные заявки. Что меняется в работе эксперта, когда приходится решать, кому именно будет оказана столь серьезная поддержка?
– Когда проходят заседания экспертного совета конкурса Фонда, я, честно сказать, весь превращаюсь в «уши»: слушаю, задаю вопросы, пытаюсь понять то, что мне неочевидно как эксперту. Думаю, механизм отбора заявок выстроен максимально удачно. Может быть, конечно, стоит «доточить» механизм представления заявок или чуть пристальнее «выставить» маячки, определяющие важность творческого проекта, угадать его развитие. Возможно, имеет смысл обозначить обязательность подачи приложения к проекту – презентации, звукового файла и др. Ведь Ван Гогу, например, было бы сложно объяснить, что он собирается изобразить на холсте. Или Чайковскому – какое музыкальное произведение он собирается создать.
– Я жду проекты из самых дальних уголков России. Простите за правду жизни, но для меня важно, чтобы какой-нибудь Башлачев не спился в своем Череповце. Как литератору мне интересны литературные проекты и кросскультурные, те, которые пересекаются с театром, поэтическим или музыкально-поэтическим, поэзией. Еще – связанные с движением уличных театров. Но важно: одним конкурсом контакт с авторами проектов прерываться не должен. Такое правило действует, например, в фестивале молодых поэтов «Филатов-Фест», где получилось «вырастить» своих «апостолов» - авторов от 18 до 35 лет, пишущих на русском языке. Их работы как раз оценивают выдающиеся деятели культуры в области поэзии, театра и литературной критики. И за каждым из участников феста мне и коллегам интересно следить. Это к тому, что важно не просто дать деньги замечательным людям. Важно – последить за ними, обеспечить им дальнейший творческий рост, не бросать их.
– Но из тех, кто подал конкурсные заявки, не все станут победителями…
– Помнишь, Достоевский сказал: «За людьми надо ходить, как за детьми». Особые «дети» в данном случае – люди творческие, готовые «взлететь» за своей идеей в какой-то момент. Скажу метафорично, но нужно правильное сопоставление ума и сердца при определении тех, кто победит. А тех, кто по объективным причинам не получит грантовой поддержки, хочется не упустить, связаться с ними. Ведь часто недочеты вызваны тем, что заявка не соответствует нужным критериям, а идея – замечательная. Мы хотим помочь исправить ошибки неопытным участникам грантовых конкурсов, которых среди творческих людей, художников от сферы искусства много.