Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
24 марта 2025
0 просмотров

Как проект «Символ рода» возрождает личный род и культурный код

О проекте
Команда проекта исследовала 50 народов Красноярского края, провела мастер-классы по темам «Сумка шоппер на примере народного лакомника», «Ткачество поясов на дощечках», «Интерьерная кукла в народном костюме», «Набойка на ткани» почти для 1000 участников
размер гранта
2 999 990,00 ₽

В октябре 2022 года стартовал второй этап проекта «Символ рода» — о народностях России через костюмы и узоры. Теперь участники не только изучают традиции, но и создают аксессуары и украшения на мастер-классах. Как проект помогает сохранять культурное наследие и почему важны детали народных костюмов — обсудили с руководителем проекта Анной Пахомовой.

О создании проекта

— Как появилась идея проекта «Символ рода» и почему именно куклы и изделия ручной работы стали его основой?

— Четыре года назад у нас появился первый проект. Как раз в тот момент стартовал первый конкурс ПФКИ. Мы понимали, что проект должен быть связан с культурой. У нас была команда и ремесленная мастерская, и вместе мы решили, что нужно сделать что-то, что покажет многообразие народностей. В нашей команде есть два человека, которые являются настоящими мастерами кукольного дела. Имея такую сильную и увлечённую команду, мы начали исследование. Мы хотели найти способ красиво, грамотно и интересно преподнести идею. И что у нас получилось? Мы остановились на куклах. Потому что на них можно красиво показать орнаменты, быт и традиции. Тем более у нас в Красноярском крае проживает 155 национальностей, и это большое разнообразие культур. Мы рассмотрели 70 национальностей, а затем выбрали 50, которые стали объектом более глубокого изучения. У нас есть страница во ВКонтакте, где мы публиковали наши исследовательские работы. Через куклы мы хотели показать красоту каждой национальности, её уникальность и традиции.

— Как проходил процесс изучения, и как вы собирали информацию о народах Красноярского края?

— У нас было несколько человек, которые занимались непосредственно исследовательской работой. В качестве источников для исследования мы использовали материалы краеведческого отдела библиотеки и интернет. Именно там мы изучали быт, обряды, историю и образ жизни разных народностей. На основе собранных материалов мы подготовили презентационные работы. А уже по этим презентациям мастера-швейники создавали кукол, воплощая в них все детали и особенности, которые мы изучили.

О народных традициях и процессе работы

— Насколько сложно было создать аутентичные народные костюмы и с какими трудностями вы столкнулись?

— В процессе работы мы столкнулись с одной проблемой: современная культура многих народностей уже изменилась. Они взаимодействовали между собой, их культуры переплелись. Мы столкнулись с тем, что первоначальные орнаменты и элементы, которые использовались раньше, сегодня уже не выглядят так, как в прошлом. Они могли потерять свои исконные корни или просто усовершенствоваться со временем.

Мы обнаружили такие изменения. И мы не можем сказать, что конкретно этот костюм полностью соответствует историческому оригиналу — мы не ставили перед собой такой цели. Однако нам удалось добиться очень приближенного видения, которое отражает традиции и культуру.

О мастер-классах и популярности проекта

— Как проходила апробация мастер-классов?

— Мы выходили на презентационные площадки, где показывали кукол и рассказывали о национальностях, а также демонстрировали возможности изготовления мотанок, рассказывали об их значении, показывали сумки-шопперы с национальными орнаментами. На мастер-классах мы изготавливали штампы для нанесения орнаментов на ткань и украшали сумки узорами, которые отражали цвета и традиции разных национальностей, предлагали различные варианты и показывали, как раньше украшали одежду, также мы изготавливали украшения. Мы были настолько открыты и активны, что нас заметили крупные фестивали, такие как «Мир Сибири», «Арт-Красноярск» и «Сибирь Мастеровая». Там мы показывали ткачество через выставки и мастер-классы. Например, мы демонстрировали, как создавать фенечки (но, на самом деле, это круглые пояса выполненные в японской технике кумихимо). За несколько минут можно понять, как это работает, насколько это просто и как можно использовать подручные материалы. Сегодня у нас остались тёплые отношения с участниками наших мероприятий. Еще у нас инклюзивная ремесленная мастерская, которая с 2021 года работает при местном отделении «Всероссийского общества инвалидов». Кроме того, мы реализовали проект «Время для себя» для мам с детьми с ОВЗ. В рамках программы мы учили, как украсить сумку, показывали, как это может быть красиво и просто.

— Какие у вас планы на дальнейшее развитие проекта? Возможно, появятся новые изделия или новые форматы взаимодействия с аудиторией?

— Я уже начинаю задумываться о том, как развить этот проект дальше, чтобы не повторяться, а предложить что-то новое. Проект востребован, он не забыт и продолжает жить. Идея изучать народности, с которыми мы живём рядом, действительно классная. Кстати, у нас была интересная история со школами. Мы предлагали открытые мастер-классы для старшеклассников и учеников средних классов. Школы с удовольствием выделяли для этого классные часы. Помню, как-то пришли мальчишки 14 лет. Сначала они скептически отнеслись, но когда мы начали разговаривать и спрашивать: «А ты знаешь, какая у тебя национальность?» — они заинтересовались. Один говорил: «Я русский», другой: «Я татарин». Мы начали разбираться: «А кто твои родители? А бабушки с дедушками?» Оказалось, что у многих в роду есть представители разных национальностей — евреи, татары и другие. Потом мы предложили им сплести фенечки. Это стало нашей фишкой, потому что это быстро и увлекательно. К концу урока мальчишки сидели на полу, увлечённо плели, и когда заходила следующая группа, они просили: «Подождите, пожалуйста, мы ещё не закончили». Такие мастер-классы очень популярны среди молодёжи. Они плетут фенечки для себя, делают шнурки для рюкзаков или украшения. Это не только интересно, но и практично. К тому же, для этого не нужно ничего специально покупать — в каждом доме найдётся коробка с нитками, которые давно не использовались.

— То есть среди школьников самым популярным мастер-классом стало именно плетение поясов?

— Среди школьников и пенсионеров такие мастер-классы тоже очень популярны. Для пенсионеров это особенно полезно: работа с моторикой рук, стимуляция нервных окончаний, а также возможность успокоиться и снизить уровень стресса. Кстати, это удобно и для тех, кто часто путешествует. Например, в самолёте или автобусе можно взять с собой простой набор: картонку (например, от чашки) и семь ниток по метру. Это легко, компактно и помогает отвлечься во время переездов. Я сама часто беру это с собой, когда летаю. Это действительно помогает расслабиться.

О миссии проекта

— Если бы вам нужно было описать миссию проекта «Символ рода» в одной фразе, какой бы она была?

— Думаю, «возрождение личного рода». В проекте мы показываем, как символы могут олицетворять и презентовать твой род, а также проводим мероприятия, которые помогают изучать свои корни. Для меня это личная история, но не только моя — она касается каждого, кто участвует в проекте. Когда мы рассказывали о своих корнях, я уверена, что многие потом приходили домой и начинали спрашивать, интересоваться своей историей. 

Но мы столкнулись с проблемой: я знала своих родителей и их историю, знала бабушек и дедушек, но дальше — ничего. Кто они? Сейчас моих родителей уже нет, и мне не у кого спросить: «А какие у меня корни? Кто я?»

Именно это и подталкивает изучать свои корни. Каждый мастер-класс, каждая презентация — это возможность переложить историю на себя и вовлечься.

— Как грант изменил вашу жизнь, что это дало вашему проекту и вашему городу?

— Администрация нашего города поддерживает нас и даже отчитывается о наших успехах. Спасибо им за это — они не мешают, а помогают. Если нам нужна площадка, они предоставляют лучшую. Если нужно что-то ещё, они помогают. Для города это плюсы и укрепление репутации. Для нас, как для организации, это возможность учиться чему-то новому и развиваться. Благодаря этому проекту мы приобрели ценный опыт: работа с крупными площадками, взаимодействие с разными категориями граждан. Это уже не узкая работа только с инвалидами. Большая часть участников — нормотипичные люди. Это новый опыт, в том числе и в работе с финансами.

Каждый наш проект — это почти 3 миллиона рублей. Это опыт работы с большими бюджетами, новыми категориями людей и новыми направлениями деятельности.

О работе над ошибками и обучении

— Проводите ли вы работу над ошибками, если да – то как?

— У нас была история, когда к нам подошла литовка и сделала замечание по поводу костюма. Мы хотели добавить украшение — какую-то бляшку, но она указала, что это не соответствует традициям. Это важный момент: когда ты представляешь национальность, нужно быть очень ответственным. Мы столкнулись с тем, что некоторые элементы культуры искажены, осовременены или утеряны. Это то, с чем нужно быть готовым работать.

Когда возникали такие моменты, мы работали над ошибками: поднимали документы, консультировались с экспертами. Например, мы познакомились с сообществом латышей в Красноярске. Они помогли нам найти нужную информацию. Ещё одним нашим плюсом было сотрудничество с национальными организациями. Когда мы исследовали материалы, то обращались к ним за помощью. Также в нашей команде был специалист из музейно-выставочного центра - его глаза горели, и работа шла с большим энтузиазмом.

— Не все проекты выигрывают гранты. Как вы справлялись с тем, когда ваш проект не получал поддержки? Что посоветуете другим грантополучателям в таких ситуациях делать?

— Мы как-то расслабились после двух выигранных грантов. И в третий раз не победили. Конечно, немного расстроились. Но понимаем, что нужно развивать идею, придумывать новое. К тому же есть заинтересованные люди, которые вдохновляют нас. Могу посоветовать одно: учиться, учиться и учиться. Изучать положения, правила и грамотно подходить к подготовке заявок. Сейчас очень много возможностей для обучения: есть видеоуроки, семинары и платформы, посвящённые грантовым конкурсам. Только после того, как у вас появится идея, вдохновение или понимание, как решить какую-то проблему, и вы пройдёте обучение, стоит открывать заявку. Сейчас очень большая конкуренция, и многие, кто начинал давно, уже стали экспертами. Важно понимать, что полученные деньги должны быть использованы грамотно. Это не игра — это серьёзно и ответственно. Помимо классной идеи, нужна команда: кто-то будет реализовывать проект, кто-то — считать финансы, а руководитель должен отвечать за всё.

0 просмотров

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: